Сегодня в Москве начинает трехдневную работу XI Всемирный русский народный собор - самый крупный православный форум, не считая ежегодных Рождественских чтений. Посвящен он теме богатства и бедности, но в его кулуарах наверняка будет обсуждаться обвинительное письмо чукотского епископа Диомида. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви".
Ответственность за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта воссоединения русской и зарубежной православных церквей протоиерей Всеволод Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова (его имя стало широко известно в 2005 году, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России).
Открытое письмо православного епископа ко всей церкви - событие не рядовое. Ко всей церкви обычно обращаются соборы, синод и высшие иерархи. Критические замечания как правило адресуются церковному начальству, архиереям или синоду.
Александр Солженицын свое знаменитое Великопостное письмо писал в 1972 году тогдашнему предстоятелю церкви. Священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин в 1965 году тоже писали патриарху.
Столь же широкое обращение в русской истории прозвучало разве что из уст протопопа Аввакума в XVII веке, но было вызвано жесткими церковными изменениями. Письмо чукотского епископа некоторые светские комментаторы даже поспешили назвать симптомом раскола в церкви.
Таинственные обстоятельства
Воззвание епископа Чукотского и Анадырского Диомида и четырех клириков его епархии подписано 19 января. До 22 февраля о нем слышно не было. Как заявил сам епископ Диомид в интервью радиостанции "Радонеж", он писал его для готовящегося к изданию в Рязани церковного сборника, а не для широкого распространения.
Тем не менее в конце февраля, в преддверии дня рождения и тезоименитства патриарха Алексия II, в околоцерковной среде поползли слухи о скандальном письме. А на минувшей неделе оно было опубликовано на сайте санкт-петербургской газеты "Русь православная", которую уже много лет издает известный православный публицист Константин Душенов, сторонник созыва поместного собора. Кроме того, на сайте косовско-метохийской епархии "Духовный христианин" появилось интервью самого епископа Диомида, в котором тот повторил основные положения письма. В интернете на различных площадках была развернута агитация в поддержку некоторых идей епископа.
О чем письмо
Авторы послания отметили девять препятствий на пути спасения души православного христианина. Виновна в них согласно тексту Московская патриархия.
Грехи таковы: экуменизм, духовное соглашательство со светской властью вообще и антихристом в частности, молчание по поводу антинародной политики власти, одобрение ИНН, одобрение демократии, проведение межрелигиозного саммита летом 2006 года, вера во Всевышнего вместе с иудеями и мусульманами, заявления по ТВ высших иерархов о единстве нравственных ценностей с исламом и иудаизмом. В заключении письма епископ выражает озабоченность по поводу того, что долго не созывается поместный собор.
Реакция
Пресс-секретарь Московского патриархата протоиерей Владимир Вигилянский сообщил "Газете", что не имеет информации о том, поступило ли письмо в канцелярию или нет. Лично ему оно пришло по электронной почте накануне Великого поста.
По словам протоиерея Владимира, он доложил патриарху Алексию II о нем, но, напоминает священник, службы предстоятеля первой недели поста физически не оставляют возможности разбирать переписку.
Протоиерей Владимир был удивлен тоном письма. "Все девять пунктов, упомянутых в письме, регулярно обсуждаются в церкви на всех уровнях вплоть до синода, и это отражено в громадном количестве церковных документов", - заявил он "Газете".
В свою очередь глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил вчера уверенность, что епископ как такового открытого письма не писал, а текст обращения использовали противники воссоединения Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).
Однако епископ Диомид в интервью "Радонежу" подтвердил свое авторство, уточнив при этом, что письма не рассылал, против объединения церквей не выступал и не призывал к сбору подписей в поддержку письма.
Между тем его письмо было с энтузиазмом встречено активными членами зарубежной православной церкви из числа тех, кто противостоит воссоединению, критикует РПЦ за толерантное отношение к мусульманам и иудеям, за экуменические связи РПЦ с католиками и протестантами, за участие церкви в мировой политике.
Много откликов вызвало письмо и у вполне лояльного церковного народа, который давно удивляется подменой идеи поместного собора собором архиерейским.
Заинтересовало оно и совершенно далеких от церковных проблем людей - главным образом благодаря тому, что в письме содержится церковная критика.
Церковному начальству в той или иной форме теперь придется высказаться на предмет основных положений письма. Ведь Всемирный русский народный собор, открывающийся сегодня, - это и есть пусть далекое, но все же подобие собора поместного.
Кто виноват
Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы ОВЦС, заявил "Газете" о своем глубоком сожалении в связи с тем, что имя епископа Диомида стало "разменной монетой в игре людей и политических групп, призывающих захватить власть в церкви". Таковыми протоиерей Всеволод назвал организаторов призыва собирать подписи и идти крестными ходами на Москву (хотя и не уточнил, что это за люди).
Ответственность же за развертывание антицерковной истерии накануне финального акта церковного воссоединения Чаплин возложил на двух прихожан зарубежных приходов: полковника американской разведки в отставке Евгения Магеровского и Михаила Назарова. Имя Назарова стало широко известно в 2005, когда тот обратился в Генпрокуратуру с провокационным требованием от имени верующих запретить действие всех иудейских организаций в России.
Никто и звать никак
Александр Огородников - один из самых авторитетных мирян в РПЦ, отсидевший за веру девять лет в советских лагерях, - до сих пор сомневается в том, что автором нашумевшего письма является епископ Диомид. Он убежден, что любой человек, знающий боль церкви не понаслышке, не станет возбуждать умы по поводу экуменизма или межрелигиозного диалога.
"Есть реальные проблемы. В церкви потому и крепнут фундаменталистские настроения, что церковное начальство не выслушивает и не принимает ходоков со всей России, - заявил Огородников "Газете". - Посмотрите, как во время заседаний синода десятки батюшек смирено ожидают, не выйдет ли кто к ним. Ходоки едут из глуши на последние копейки - епископам в Москве не до них. Да, собор не созывается, но письмо Диомида посвятило этому две строки. Да, люди семьями уходят в леса, прочь от невыносимой жизни, от несправедливости и от ИНН. Да, получается так, будто рядовые священники - никто и звать их никак. Но ведь письмо об этих реальных проблемах не говорит!"
Владыка Чукотский и Анадырский
Епископ Диомид хорошо известен верующим на Дальнем Востоке. Ему 45 лет, более 20 из них он провел в церкви, куда сознательно пришел в эпоху последних советских гонений горбачевского времени.
Будущий епископ родился на Украине, в рабочей семье. С 1991 года иеромонах Диомид служил в единой тогда Камчатской, Магаданской и Сахалинской епархии, был настоятелем храма в Елизово на Камчатке.
Стал известен как единственный батюшка, никогда не бравший деньги за крещение, венчание и отпевание. Неоднократно публично критиковал тогдашнего епископа Нестора, в том числе за корыстолюбие. С юности почитал царственных мучеников, задолго до их прославления в церкви, за что епископ также публично обличал иеромонаха в ереси (но дальше Дальнего Востока, как известно, не сошлешь).
Неуправляемый, но деятельный, патриотичный и популярный иеромонах в заброшенном крае имел непоколебимые позиции. Именно таких священников патриарх Алексий II всегда замечал, поддерживал и продвигал.
Предшественник Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки Александр Назаров обращался к Алексию II с просьбой учредить в его крае кафедру. Епархия была создана в 2000 году, в августе Диомид был рукоположен в епископы и прибыл в Анадырь.
При содействии Романа Абрамовича был заложен и достроен самый большой на Дальнем Востоке деревянный храм - собственно говоря, первый нормальный храм на Чукотке. Он стоит на берегу Анадырской бухты, рядом с ним - монументальная фигура святителя Николая.
При Абрамовиче на Чукотку стали прибывать протестантские проповедники, начавшие миссию среди чукчей. Епископ Диомид многократно высказывался против подобного миссионерства.
Епископ - автор исторического труда о жизни митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, выступившего против власти и умершего в заточении по личному распоряжению Екатерины II.
А что вас не устраивает в деятельности Русской православной церкви?
Павел Лунгин / режиссер:
Все устраивает. А гораздо больше не устраивает деятельность милиции, прокуратуры и некоторых других государственных органов.
До фильма "Остров" я не был глубоко знаком с внутрицерковной жизнью, а после него встречался уже со многими священниками. Например, был на интереснейшем обсуждении в Троице-Сергиевой лавре и встречался с ее настоятелем, владыкой Евгением.
Мне показалось, что в церкви я увидел много свежих, живых, умных и честных людей. Думаю, что сейчас в церкви за счет прихода новых священников и какой-то новой категории верующих все-таки происходит возрождение. Например, когда я был в храме святой Татьяны (в бывшем клубе МГУ), где замечательный священник - Максим Козлов, то увидел среди верующих живых и добрых людей.
Сейчас не тот момент, чтобы критиковать церковь. Я не знаю какого-то другого места в окружающем нас мире (ни в кино, ни в театре, ни в горадминистрации), где человек мог бы найти себе такое утешение и понимание, как в церкви.
Александр Дугин / лидер Международного Евразийского движения:
Я являюсь русским православным человеком, и в деятельности РПЦ меня прежде всего не устраивает собственное несовершенство, как недостойного такого божественного дара, который представляет из себя церковь. Так что критика церкви, по-моему, всегда должна начинаться с себя, потому что согласно православному вероучению мы и являемся этой церковью. Церковь - это не клирики, а священная организация, состоящая из всех православных христиан.
Но послание владыки Диомида ставит очень острые вопросы, которые волнуют многих православных и меня в том числе. Отношение к глобализации, к политической системе стран Запада и месту России в глобальном мире. Поскольку очень многие православные видят в либерально-демократической идеологии современного Запада идеологию Антихриста. И, конечно, мы озабочены тем, как эти чаяния отражает наша церковная иерархия.
Тем не менее я считаю, что жесткость письма владыки Диомида, безапелляционность тех требований, которые он выдвигает (они обоснованны, и я их разделяю) все равно сейчас не ко времени и не к месту.
Виктор Илюхин / зампред комитета Госдумы по безопасности:
Вся трагедия Русской православной церкви в том, что она всегда обслуживала власть, и особенно в этом преуспел Синод РПЦ. Они говорит, что большевики громили церкви, но ведь и до большевиков церкви тоже громили. А суть-то в том, что власть и церковь отождествлялись! И если ненавидели власть, то ненавидели и церковь, потому что она всегда была на стороне власти, а не на стороне униженных и оскорбленных. Не такой уж у нас дикий народ, чтобы просто так взять и начать громить церкви.
РПЦ исторически повторяет ошибку. Вспомним времена Ельцина. РПЦ простила расстрел Белого дома, хотя я помню призывы Алексия II, что церковь первым проклянет того, кто возьмет оружие и будет стрелять.
А от этого письма епископа Диомида очищения не будет: РПЦ не может себя видеть вне власти.
Людмила Нарусова / председатель комиссии по информационной политике Совета федерации:
Я очень рада, что наконец-то пошло сближение Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей! Но при этом я считаю, что РПЦ пытается ортодоксально закрепить те догмы, которые уже не вписываются в ХХI век.
Например, папа римский от имени своей церкви признал ересь, казнь еретиков, Коперника, Галилея ошибкой, а наша РПЦ до сих пор не сняла анафему с великого Льва Толстого.
|