В ближайшие дни полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак представит Владимиру Путину список кандидатов в руководители Чечни. Сенсаций, похоже, ожидать не приходится.
При всем богатстве выбора...
В конце прошлой недели в Грозном прошли консультации полпреда с «общественностью», которая практически единодушно поддержала кандидатуру Рамзана Кадырова. Глава администрации Грозненского района Шаид Жамалдаев и первый заместитель руководителя аппарата президента и правительства республики Муслим Хучиев были выдвинуты, как говорится, для блезиру. Чтобы соблюсти необходимые в таких случаях формальности.
В самой Чечне к упомянутому совещанию отнеслись с иронией. Мол, лучше бы сразу, без всей этой суеты, назначили Рамзана. Но без суеты, увы, не положено. Как заявил в этой связи Дмитрий Козак: «Естественно, я почувствовал дух этого совещания, я узнал ваши мнения, и я эти мнения доведу до сведения президента России». «Дух» совещания чувствовался легко – 90 процентов выступавших отдали свои предпочтения Кадырову.
То, что альтернативы Рамзану Кадырову в Чечне нет, для всех бесспорно. Другое дело, что никто не желает задуматься, как это произошло и какой ценой эта самая безальтернативность появилась. По сути, Рамзану хватило чуть больше года, чтобы, став премьер-министром Чечни, оставить после себя «выжженную землю». С отставкой Алу Алханова в Чечне не осталось ни одного мало-мальски влиятельного политика, который мог бы составить серьезную конкуренцию Рамзану. Причем «зачищалось» кадровое поле не без прямого содействия федерального Центра. Даже в многочисленных публичных конфликтах между Алхановым и Кадыровым Кремль ни разу, по сути, не развел противоборствующие стороны, ни разу не поддержал тогда еще действующего президента Чечни. Долго выпестовывая Рамзана, прощая ему большие и маленькие грехи (начиная от «операции» по освобождению из хасавюртовского ГОВД сестры и заканчивая фактически откровенной ликвидацией чеченскими силовиками в центре Москвы бывшего командира спецназа «Горец» Мовлади Байсарова, позиционировавшего себя в качестве политического оппонента Кадырову), федеральный Центр не оставил себе ни малейшего кадрового выбора.
В итоге имеем, как говорится, то, что имеем. Авторитарного лидера республики, давно уже не слышавшего никаких «нет» в свой адрес, являющегося единственной кадровой опорой федерального Центра в не самом стабильном, мягко говоря, субъекте Федерации.
При этом, заметим, это в центральных регионах России губернатора можно отправить в отставку без проблем и в любой момент, как «не оправдавшего доверия» президента РФ. И в два счета поставить другого. Но на Кавказе такие номера не проходят. Во-первых, за Рамзаном стоят тысячи «штыков», в том числе и бывшие боевики, сложившие оружие под личные гарантии Кадырова, а ныне, как правило, находящиеся на службе в правоохранительных органах. Во-вторых, за Рамзаном – парламент, который сплошь и целиком, можно сказать, «поштучно» подобран нынешним и.о. президента республики и, если что не так, может и взбунтоваться. Наконец, в-третьих, даже партия власти в республике – «Единая Россия» – подконтрольна Кадырову.
Сегодня Рамзан Кадыров лоялен федеральному Центру, о чем любит говорить при каждом удобном случае. Но не факт, что так будет всегда. Более того, возникает опасность, что с назначением на пост главы республики Кадыров будет требовать все новых и новых преференций для Чечни. И что будет, если он их не получит или получит меньше, чем просит? Кстати, свои первые требования в новой для себя роли Рамзан уже озвучил.
Стратегия новая, претензии старые
На прошлой неделе в Грозном прошел круглый стол, посвященный «новой экономической стратегии Чечни». Рамзан Кадыров, планировавший открыть мероприятие как премьер-министр республики, в связи с отставкой Алханова, по сути, был вынужден презентовать публике свою экономическую программу на посту главы Чечни.
Для начала Кадыров пообещал восстановить Грозный и Чечню до конца 2008 года. Заявление, как говорится, из серии предвыборных. Но это, конечно же, не главное в речи и.о. президента Чечни на грозненском круглом столе.
Если отбросить экивоки, то главный посыл Рамзана Кадырова прост. Грозный отказывается от подписания договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным Центром, но настаивает на получении в свое распоряжение нефтяного комплекса Чечни.
Надо отдать должное интуиции Рамзана Кадырова. «Я сомневаюсь в необходимости подписания такого документа (договора о разграничении полномочий. – «НГ») и считаю, что сегодня для Чеченской Республики этот вопрос неактуален», – эти слова были произнесены Кадыровым во вторник, а уже в четверг Совет Федерации отклонил аналогичный договор между федеральным Центром и Татарстаном. Кстати, как известно, каких-либо особых преференций этот документ Татарстану и не давал. Значит, разумно посчитали в Грозном, нет смысла ломать копья.
Другое дело – чеченская нефть. Это вам не право на вкладыш в паспорте, это реальные и очень даже большие по масштабам республики деньги. Сегодня, как известно, нефть в Чечне добывает НК «Роснефть». По данным Рамзана Кадырова, в прошлом году «Роснефть» добыла в республике 2,1 млн. тонн нефти, то есть выручка компании составила около 20 млрд. рублей. Между тем, заявил на днях и.о. президента Чечни, в бюджет республики из «Роснефти» поступило только 420 млн. рублей: «Это несправедливо, нас это не может устраивать». Рамзан даже пригрозил найти замену «Роснефти»: «Мы будем искать, и в ближайшее время у нас появятся и другие компании».
Кроме того, Кадыров заявил, что вся нефть из Чечни уходит в сыром виде, поэтому он будет развивать нефтеперерабатывающую промышленность. Надо заметить, что Грозный не первый раз предъявляет претензии государственной нефтяной компании. Но до сих пор «Роснефть» отделывалась заявлениями о том, что «компания на территории Чечни работает в рамках российского законодательства». На этот раз дежурными фразами обойтись, возможно, и не удастся.
Сегодня создается ситуация, когда Рамзану Кадырову, похоже, дан полный карт-бланш. И амбиции и.о. президента Чечни должны быть подкреплены не только моральной поддержкой Кремля, но и дополнительными финансовыми потоками. О них, похоже, и ведет неустанно речь Рамзан Кадыров, напоминая федеральному Центру, что, к примеру, вся годовая стоимость федеральной программы восстановления Чечни составляет около 5,2 млрд. рублей, что в четыре раза меньше доходов «Роснефти» в республике.
Барьерчик для непослушных
Заметим, что из уст Рамзана Кадырова давно уже не звучала столь резкая критика в адрес федерального Центра. В том, что республика до сих пор не полностью восстановлена, полагает Кадыров, «есть частичная вина федерального Центра». «80 процентов средств, выделяемых на восстановление, – подчеркнул и.о. главы Чечни, – пропадает: 50 процентов остаются в Москве, 20 процентов – в Ростове, 10 процентов – в Моздоке. А до нас доходит лишь запах этих денег».
Следует заметить, что по Конституции Чечни президент республики выбирается, а не назначается. А чтобы «поправить» Основной закон, нужно созвать Конституционное собрание. Закон об этом органе есть, но собрание ни разу не собирали. Как будет решена эта проблема, пока не ясно.
«Россия, как и СССР, – полагает член научного совета Московского фонда Карнеги Алексей Малашенко, – это такая страна, где законы обходят на повороте. Так что тут нет ничего принципиального. Другое дело, если найдутся силы, которые захотят Рамзана притормозить. Тогда появится такой вот барьерчик, разрушать который будут в зависимости от остроты ситуации – или мгновенно, или очень долго».
|