Понятие «казначейство» стало известно с тех самых пор, как первый президент России Борис Ельцин в 1995 году велел все бюджетные средства из банков убрать, а для их хранения и создать казначейство. Сделано это было для того, чтобы уменьшить так называемый нецелевой расход бюджетных средств, а иначе говоря, воровство чиновников. Вроде бы дело благое, ведь каждому из нас хочется больше порядка и меньше воровства. И многочисленные школы, садики и другие бюджетные учреждения потянулись в казначейство за деньгами на заработную плату работникам и другие расходы. И ропщут вроде — ведь казначейство, прежде чем деньги дать, все жилы вытянет, все проверит тщательно, — да понимают, что в итоге во благо им же самим.
Создать механизм, контролирующий расходы каждого садика и школы в рамках целой страны, непросто и недешево. Ведь все расходы детских садов, больниц, школ, находящихся в регионах, должны пройти через один большой компьютер, где и осуществляется их контроль за ними. Задача непроста, а если принять во внимание массу всегда возникающих в такого рода проектах тонкостей и нюансов, архисложна и архидорога. Огромную роль в решении этой проблемы играют современные компьютерные программы и высокие технологии. На уровне федерального бюджета России на создание таковых в рамках Федерального казначейства уже на сегодняшний момент потрачено более 500 миллионов долларов. И это с 1995 года. Всего же по 2007 год планируется потратить еще примерно столько же. Суммы ужасают, но эти затраты оправданны — ведь экономия средств от казначейства еще более значительна, чем все потраченное на высокие технологии и компьютерные программы.
Все, о чем говорилось выше, касается только федерального бюджета. А ведь этих самых бюджетов в России согласно действующему законодательству три — федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Так вот, создание казначейств для исполнения бюджета субъекта РФ и местного еще только начинается. И средств только на компьютерные программы и высокие технологии для этих казначейств будет этими самыми бюджетами потрачено всего более 300 миллионов долларов до 2004 года по России. Причем для федерального бюджета есть единое Федеральное казначейство, которое внедряло единые технологии в рамках всей России, что обеспечило при всей величине потраченных сумм правильное решение задачи. Каждый же город или субъект Федерации выбирает для себя решение и технологию самостоятельно, что ввиду отсутствия единых стандартов уже порождает массу ошибок. Специалисты на местах далеко не всегда понимают, что делают, когда принимают решение о выборе поставщика столь дорогостоящей программы, а единого федерального органа, который официально помогал бы им принимать решения, нет. Поэтому зачастую и решения принимаются, исходя не из здравого смысла, а из корыстных интересов чиновников различного уровня, как местного, так и федерального, — небескорыстных советчиков. И есть реальный риск, что эти самые 300 миллионов долларов будут попросту украдены.
В качестве примера приведем некоторые факты. Есть одна «контора» с длинным и очень замысловатым названием: «Федеральный государственный имущественный комплекс организации казначейских расчетов Управления делами президента» (ФГИКОКР). Сразу же поясним, что «организация казначейских расчетов» к Управлению делами президента не имеет никакого отношения, тем более к структуре управления активами медицинского центра Управления делами президента. Сия структура может относиться к Министерству финансов или Федеральному казначейству, но руководство этой фирмы посчитало, что Управление делами в названии организации будет звучать намного весомее. Занимается эта фирма якобы изготовлением программ для автоматизации казначейских областных и городских органов. Эта программа уже куплена несколькими администрациями городов и регионов за довольно большие бюджетные деньги. За миллионы долларов. За те миллионы, которые могли пойти на выплату детских пособий, пенсий и другие социальные нужды этих городов. Но при этом реально нигде не работает в полном заявленном объеме и заработает ли вообще — большой вопрос. Почему же за этот мыльный пузырь платятся очень большие, запредельные бюджетные деньги?
Ответ лежит на поверхности. Региональная власть, относясь с большим уважением к президенту РФ В. Путину, не может даже усомниться или заподозрить, что «Федеральный государственный имущественный комплекс организации казначейских расчетов Управления делами президента» к президенту отношения никакого не имеет. Просто руководство смогло зарегистрировать свою фирму как подведомственную структуру при УДП, причем, что особенно странно, при Государственном унитарном предприятии по управлению активами медицинского центра УДП. Теперь не надо тратить большие деньги на разработку и усовершенствование своей компьютерной программы, не надо бояться конкуренции и тратить деньги на рекламу и т.д. Достаточно приехать в администрацию города или региона, показать визитку с двуглавым орлом — и вопрос покупки программы и оплаты каких-то там консультационных услуг этой фирмы будет решен. В регионах любая вывеска или визитка с магическим «Управление делами…» кажется столпом надежности и государственности. Однако позже, когда наступает разочарование, эти же слова надежно защищают от выведения мошенников на чистую воду. Пример всего сказанного выше можно явно увидеть в Рыбинске Ярославской области. В этом небольшом городе есть свои разработчики программ, чьи системы проверены временем и успешно работают во многих городах и субъектах РФ, однако руководство города предпочло заплатить в десятки раз большие деньги упомянутому ФГИКОКР — структуре при УДП, — руководствуясь, видимо, исключительно авторитетом УДП. Еще бы, ведь администрация Рыбинска заключает договор ни много ни мало аж с Российской Федерацией, от лица которой действует ФГИКОКР. Какой же разработчик, даже свой, местный, в глазах местной власти сумеет конкурировать с самой Российской Федерацией. Да и ответственности у местной власти в случае неудачного исхода договора меньше — свалил все на Российскую Федерацию, и нет проблем. Кстати, работы в Рыбинске ФГИКОКР начал в июне, на дворе зима, а программа до сих пор не работает.
Все это подтверждает одно: необходимо решение на уровне федерального правительства, которое не позволит допустить откровенного беспредела в трате бюджетных средств на такое вроде бы благое дело, как создание казначейства в регионе.
Отрадно, что сейчас в Министерстве финансов РФ ведется проект по выработке стандартов казначейского исполнения бюджетов субъекта Федерации и местных бюджетов. Эти стандарты призваны четко сказать, что есть казначейство, а что — нет, объективно сравнить программные продукты и технологии. Однако плохо, что этими стандартами занимается опять же одно-единственное ведомство — Министерство финансов РФ. Необходимо подключить к этому процессу как можно больше структур, в частности, бюджетный комитет Государственной Думы и Совета Федерации, а также Союз российских городов, а сам процесс сделать максимально открытым. Только в этом случае мы будем гарантированы, что стандарты не усугубят и без того катастрофическую ситуацию и не позволят очередному разработчику-«пустышке» с еще большим размахом растрачивать бюджетные средства.
Время поджимает, и многие субъекты и муниципальные образования РФ уже сейчас переходят на казначейское исполнение собственных бюджетов. Ничего нет страшного в том, что этот переход будет осуществлен до разработки указанных выше стандартов. Главное, господа правители на местах, будьте бдительны. Опирайтесь на собственный опыт и на опыт своих соседей. Выбирайте действительно проверенные и надежные решения. Так проще избежать ошибок и сохранить значительные бюджетные средства.
|