– Александр Дмитриевич, кто, по вашему мнению, обладает всей полнотой информации о «золотых» тайнах современной российской истории?
– Наиболее информированным ответственным чиновником Российской Федерации по вопросам, связанным с активами России за рубежом, является В. Путин. Почему я так говорю? Когда он расстался с должностью заместителя руководителя мэрии города Санкт-Петербург, то был переведен в Москву. В Управление делами президента РФ. Там ему была поручена одна большая самостоятельная работа: составить реестр государственной собственности – активов Российской Федерации. Начиная со… времен оных. По российский период, включая советский.
– А можно пояснить подробнее: о каких активах в данном случае идет речь?
– Отработаны были все активы Российской Федерации, которые попали за ее пределы. Более того, была даже создана специальная служба по управлению зарубежными активами в аппарате Управления делами, и В. Путин ее курировал. Он получил всю необходимую информацию. Это были сводные данные. Начиная с «колчаковского золота» и так называемого брест-литовского золота. Заканчивая той собственностью и объектами, которые оказались за пределами Российской Федерации в чьем-либо ведении, в том числе, в ведении наших бывших братских советских республик. Вторым человеком, который занимался этим делом, был уполномоченный по зарубежным активам в Минфине. Это был будущий премьер-министр Касьянов
– Александр Дмитриевич, ну и каковы итоги этой деятельности?
– Своими неоднократными депутатскими запросами я очень просил направить в адрес Государственной Думы сведения, связанные с результатом этой большой и многогранной работы. Но в Думу они не поступали. Даже попыток никаких не было их сюда отправить. Пытался их получить и депутат Лисичкин, и его Комитет по собственности. Это тоже ничем не увенчалось. Поэтому на сегодняшний день главным носителем этой государственной информации является Президент Российской Федерации.
– А что входило в это расследование?
– Естественно, все искали золото. Вот пример. Расследование, которое проводилось мною в рамках проекта «Императорский Дом Романовых-Дальских», показало, что советское золото разошлось по внешнеторговым организациям. В этом участвовали внешняя разведка, Комитет государственной безопасности. На те деньги были созданы первые советские совместные предприятия. Эти средства ушли в так называемые советские банки. А таких банков за рубежом не так уж мало. Это в Англии. И в Сингапуре… Кстати, наш первый и самый великий банкир – Виктор Геращенко. Он ведь стал потомственным банкиром в сингапурском банке. Его папа тоже там трудился. И он там трудился. Точно так же, как Пиотровский, который работает на месте своего папы в Эрмитаже. Большинство советских активов ушло в создание новостроя. Получается что все оно – на наших глазах…
– То есть формально бывшее советское золото оказалось за рубежом или осталось в России?
– Формально – оно и здесь и там. К примеру, откуда у Ходорковского появился первичный капитал? Не надо забывать, что он был секретарем Фрунзенского комитета комсомола. Вот деньги оттуда и шли. Я тоже был ответственным чиновником в советское время. И никогда не забуду, как мой главный начальник в узком кругу специалистов говорил: создавайте все, что хотите, – я вам все дам. И давали. Площади давали. Особняки давали. Активы давали – в виде техники, денег, чего угодно. Так возникали первые банки. Тогда они стали теми насосами-отсосами, которые откачивали из экономики РСФСР ее активы. За рубежом все делалось проще – через совместные предприятия. Под видом формирования совместного уставного фонда уходили большие деньги.
– А куда они уходили – в Европу, США, Азию, Англию, Австралию? – В ходе расследования уже тогда, в 90-е годы, было ясно, что очень многие зарубежные активы России и бывшего Советского Союза используются в корыстных целях, так называемых групп интересов. Они размещали их на свои счета, а затем «прокручивали». Как-то в рамках проекта «Императорский Дом Романовых-Дальских» я дал утечку информации о том, что у нас есть намерения восстановить справедливость. То есть вернуть ряд царских активов на территорию России. Либо воспользоваться ими. Тут же случилось чудо: знаменитый английский Беринг-банк, куда перед началом Первой мировой войны были положены деньги семьи Романовых, вдруг «чудесным образом» разорился. Сегодня об этом даже фильм снят. Про то, как какой-то клерк в сингапурском отделении этого английского банка на свой страх и риск брал активы и играл. Играл, играл – и в результате разорил весь банк. На самом деле наше расследование вместе с профессором Сироткиным показало, что это была целенаправленная операция по ликвидации тех активов, которые могла потребовать Российская Федерация. И таких нонсенсов и нюансов в нашей финансовой истории – очень много.
– Есть ли схожие примеры?
– Есть пример японских банков. То же самое в Словакии. Возьмите знаменитое экономическое «чудо», которое происходило в Чехии после Первой мировой войны. Оно зиждилось на том, что, уходя из России, чешские легионеры захватили часть русского золота. Нашего русского государственного золотого запаса. Его вывезли его и поместили в Славия–банке. На эти деньги и была раскручена новая буржуазная республика во главе с Мосариком и прочими.
– Александр Дмитриевич, а сколько золота было увезено в Чехию? Тонны, десятки, сотни…?
– Это были сотни тонн. Чешские легионеры украли все. Более того, они умудрились при распаде Австро-Венгрии, при создании нового государства – Чехословакии – эти деньги как бы «отмыть». Никто у них эти деньги не требовал. Тем более что большевики, к сожалению, на Генуэзской конференции сказали так: мы у вас ничего не требуем, но и вы не требуйте ничего. Эта политика – «непротивления злу насилием», продолжалась в постсоветское время. Виктор Черномырдин, например, когда мы начали выяснять судьбу долгов Франции и наших долгов перед Францией и ее гражданами – повел себя странно. В результате мы еще заплатили деньги. Пятьсот миллионов долларов – так называемых долгов. А когда специалисты, а не дилетанты от политики сели считать, то оказалось, что на самом деле гигантские российские деньги находятся за рубежом. Сегодняшняя действительность показывает, что мы – очень богатая страна. Мы сегодня работаем на что? На выплату иностранных долгов! Здесь мы опередили всех и вся. Но почему-то те деньги, которые находились со времен царской России, Советского Союза и которые украли уже в «антисоветское» демократическое время, – мы почему-то назад не требуем. Делаются, например, попытки провести налоговую амнистию. Но это изобретение не времен «Единой России». А времен «ЛДПРизма» образца 1993 года. Политическая амнистия была реализована, когда мы выпустили тех, кто участвовал в попытке переворота в 1993 году. А экономическую часть – ее отсекли. И вспомнили про нее только сейчас, более чем через 10 лет.
– Как вы думаете, Михаил Горбачев находится в эпицентре этих золотых дел? Или он уже отстранен?
– Я думаю, что сегодня он уже не является политическим игроком.
– Ну а держателем активов он является?
– Ну, наверное… Когда с ним выясняли экономические отношения, ведь не просто так ему отдали здание на Ленинградском проспекте. Он же не сел на пенсию в 3000 рублей? Я думаю, что ему «по справедливости» выделили что-то и как-то.
–Каковы позиции ельцинского клана в этой ситуации?
– Я думаю, что Ельцин и его клан очень четко отслеживали все экономические вопросы, связанные с зарубежными активами России.
– А ему было что отслеживать? Эти скандалы с бывшими руководителями Роскомдрагмета Бычковым, корпорации «Госинкор» и «Гута-банк» Петровым … – другими представителями «нижнетагильского металлургического» сообщества. Ну и, наконец, легендарный Козленок с его «Голден АДА», депортированный из Греции?
– Я уверен, что вся информация о зарубежных активах была доведена до Администрации президента компетентными органами.
Другой пример. Когда кончилась Вторая мировая война – одним из важнейших направлений деятельности стратегической разведки США и нашей разведки были поиски активов, так называемое нацистское золото. Смею утверждать, что это золото контролировалось как американской разведкой, так и советской. Поэтому неважно: умер Борман вовремя или нет. Но те люди, которые были причастны к секретным шифрованным счетам нацистского золота за рубежом, были найдены и расшифрованы. И их использовали для того, чтобы этим золотом пользоваться. Когда этого золота у спецслужб не стало, то они пустились во все тяжкие. Знаменитый «Иран-гейт»! Тогда американская разведка для проведения своих внешнеполитических акций была вынуждена торговать оружием в интересах Ирана.
– У нас получается оптимистический финал: история советского золота не похожа на судьбу царского золота. И есть, как говорят, хорошие перспективы… Так?
По моей информации, сегодня власть активно готовится к возврату исчезнувших было золотых авуаров обратно в Россию. Или, точнее сказать, к легализации этих национальных ценностей. А досрочный возврат долгов бывшего СССР в рамках Парижского клуба – лишь первый шаг на этом пути. Думаю, что значительное увеличение золотых запасов Российского государства будет принципиальным и наиболее значительным экономическим успехом президентства Владимира Путина. Наше государство наконец-то обретет ликвидный экономический потенциал, гарантирующий элементарные потребности своих граждан на уровне большинства цивилизованных стран.
Золотой запас как вариант обеспечения большинства национальных проектов – весьма удобная, надежная, а главное – исторически оправданная форма капитализации. По сравнению с другими, менее известными финансовыми суррогатами.
|