На минувшей неделе в Алупке прошел митинг протеста против передачи знаменитого Воронцовского дворца администрации президента Украины.
Об идее превратить всемирно известный памятник архитектуры в одну из госдач поговаривали и раньше. В Крыму все чаще проводят различные международные форумы, саммиты, конференции. А размещать высоких гостей практически негде. Управделами при президентской администрации владеет на полуострове восьмью дачами, большинство из которых построены еще при Хрущеве. Последнюю, печально знаменитую дачу на Форосе, строил Михаил Горбачев. Зато на южном берегу Крыма немало дворцов.
Ливадийский считался дачей Сталина, хотя отдыхал он там всего один раз. В Воронцовском во время совещания глав трех государств антигитлеровской коалиции размещалась резиденция Уинстона Черчилля. Из советских лидеров там любил отдыхать Молотов.
С именем Никиты Хрущева связана первая волна демократизации: дворцы отдали профсоюзам. Однако для отдыха трудящихся масс они оказались не приспособленными. И поэтому дальше некоторым дали статус музеев, в других устроили элитные санатории, а то и просто использовали для хозяйственных нужд.
Сегодня на крымских дворцах делают хорошие деньги. Только Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник, в состав которого входит и Воронцовский дворец, приносит свыше полутора миллиона гривен (триста тысяч долларов). Ежегодно его посещают свыше 270 тысяч человек. Ливадийский дает доход свыше миллиона гривен. Деньги поступают в местные бюджеты.
За собственностью, как известно, нужно ухаживать. Однако зачастую дворцы находятся в столь затрапезном состоянии, что только уважаемое прошлое и привлекает сюда посетителей.
Поручение Леонида Кучмы украинскому премьеру Анатолию Кинаху и главе правительства автономии Валерию Горбатову "всесторонне изучить вопрос принадлежности Ливадийского дворца-музея и Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника с целью обеспечения надлежащей сохранности, а также использования их для проведения государственных мероприятий" (попросту - передачи под крыло управделами) крымская элита встретила в штыки. Ведь киевский патронат лишает местную казну хорошеньких сумм.
Для "Русского блока Крыма", общественно-политической организации, отколовшейся когда-то от почившего движения в защиту первого и единственного президента Крыма Юрия Мешкова, борьба за Воронцовский дворец как "достояние Крыма" - хороший повод напомнить о себе. Аргументы, что с изъятием дворцов потеряет работу "масса местных жителей", - явно надуманы. Ведь если начнется ремонт, рабочих мест будет явно больше. Да и жизнь Мариинского дворца в Киеве - официальной резиденции украинского президента - свидетельствует, что музейная работа тоже не прекращается. Наоборот, интерес публики лишь возрастает.
Однако "глас народа" все же имеет смысл. Чиновник должен чувствовать себя подконтрольным. В Крыму хорошо помнят, что произошло с Юсуповским дворцом. Долгое время он служил гостевой государственной дачей. Затем, во времена перестройки, распоряжением президента СССР был отдан в коммунальную собственность Ялты. И пошел "по рукам": его сдавали в аренду то одному, то другому российско-украинскому предприятию. Последнее СП вложило в дворец около миллиона долларов, превратив в санаторий для очень богатых. Но в прошлом году Ялтинский горисполком отсудил собственность обратно. Теперь это вновь госдача, а инвесторы требуют возвращения вложенных денег.
|