Туркмения простилась с Великим сердаром Сапармуратом Ниязовым. Церемония началась, согласно мусульманским законам, до восхода солнца. Проводить Туркменбаши в последний путь приехали представители около 40 стран.
К утру к президентскому дворцу в Ашхабаде выстроилась длинная очередь подданных. Открытый гроб установили в центре зала, на возвышении, убранном туркменскими коврами. Вопреки ожиданиям гроб, в котором покоилось тело Ниязова, был не слишком роскошен: он был сделан из дорогого дерева, а не из драгметаллов. Под траурную мелодию “Коч пелек” (“Горькая судьба”) первыми с вождем простились родственники и официальные лица. После потянулись аксакалы, а за ними уже и простые граждане. Очередь желающих попрощаться с отцом всех туркмен растянулась на несколько километров. А в полдень похоронный кортеж с телом Ниязова отправился в родовое село Кипчак. Там, рядом с мечетью “Духовность Туркменбаши”, находится семейный мавзолей. В фамильном склепе уже погребены родители первого президента Туркменистана и два его брата. Вчера там был погребен и сам Сапармурат Ниязов.
Российскую делегацию на похоронах Туркменбаши возглавил премьер-министр Михаил Фрадков. “Печальное известие о безвременной кончине президента Туркмении воспринято в России с чувством глубокой скорби”, — так высказался Фрадков в своем послании. От Украины проститься с Ниязовым приехал не лично президент Виктор Ющенко, как заявлялось раньше, а премьер-министр Виктор Янукович. Прибыли президент Афганистана, глава КНР, США представлял помощник замгоссекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Траур в республике продлится до 30 декабря.
* * * Тем временем всех занимает вопрос: что же будет с несметными богатствами Туркменбаши, сосредоточенными, как известно, в различных зарубежных банках. На его счетах, по некоторым данным, сосредоточено более 3 миллиардов долларов.
Республиканская партия Туркмении и британская правозащитная организация Global Witness уже обратились к Deutsche Bank с требованием обнародовать данные о счетах Ниязова и о передвижении денег с этих счетов в последнее время. А при необходимости — и заморозить все денежные средства, чтобы они не были похищены. Однако никаких комментариев от руководства банка пока нет.
Повод для беспокойства о счетах Туркменбаши есть. По данным политолога Аркадия Дубнова, вечером 20 декабря, накануне кончины Великого сердара, исчез его ближайший помощник и личный казначей Александр Жадан, который был не просто заместителем управляющего делами аппарата Ниязова. Жадан был постельничим Туркменбаши, его тенью, а заодно и полностью вел финансовую деятельность отца всех туркмен. Он был правой рукой Ниязова больше двадцати лет. Сотрудничать они начали еще во времена СССР.
Но связывала их не только финансовая сторона, а еще и личная дружба. Постельничий и вождь обращались друг к другу на “ты”. “Если бы президенту вдруг понадобилось менять горшок, занимался бы этим именно Жадан”, — объясняет роль постельничего эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. За несколько часов до смерти Ниязова Александр Жадан исчез из Ашхабада. У казначея Туркменбаши могли находиться очень важные документы.
|