В 2007 году Виктор Вексельберг станет совладельцем крупнейшего на планете алюминиевого холдинга. О том, какие порядки существуют на принадлежащих сегодня олигарху предприятиях, «Собеседнику» стало известно из первых рук.
Карельский поселок Надвоицы. Принадлежащий Вексельбергу здешний алюминиевый завод – единственное место в округе, где можно устроиться на работу. За это олигарху тут прощают многое. Пожалуй, даже слишком многое.
Соседство с НАЗом дарит не только рабочие места, но и болезни.
– Вы знаете, что такое флюороз? – спросил меня карельский эколог-правозащитник Андрей Козлович. – Это не только обезображенный рот и гнилые зубы. Это отравление всего организма. Такова цена алюминия.
Накануне нашего разговора Козлович организовал медицинское обследование одного местного парня – Димы Кузина. Кроме флюороза, врачи нашли у Димы язву 12-перстной кишки, вегетососудистую дистонию, искривление носовой перегородки, астигматизм, снижение плотности костей...
– Дима уже выиграл российский суд против завода Вексельберга, но компенсацию ему присудили такую смешную, что он направил иск в Страсбург, – рассказал эколог. – Там заявление принято, ждем ответа.
– А почему другие жители Надвоиц не обращаются в суд?
– Обращаются. Но потом... забирают свои заявления обратно. Кстати, Кузины тоже сначала забрали, но потом Дима решил идти до конца.
«Потом» – это когда у отца Димы отбили почки и он повесился, оставив предсмертную записку: «Боритесь сами, я устал, ухожу». Диму тоже избивали, угрожали убить...
– Сейчас все тихо, наверное, потому, что мы сами никаких активных шагов пока не предпринимаем, – рассказал мне Андрей Козлович. – Но после вашей статьи, наверное, все изменится. Руководство завода уверяет, что с экологией в окрестностях теперь все в порядке, однако у меня на руках есть новые данные исследований, проведенных Институтом имени Менделеева и мной лично. Концентрация вредных веществ в окружающей среде Надвоиц по некоторым показателям превышена в 45 раз!
Зато состояние самого Виктора Вексельберга (кстати, академика Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности) превышает состояние его рабочих в гораздо большем объеме. Сегодня активы 49-летнего бизнесмена оцениваются в 10 миллиардов долларов.
|