Старающийся держаться в мейнстриме президент Российской академии художеств Зураб Церетели собирается на днях внести свой посильный вклад в дело увековечивания памяти предпоследнего главы католической церкви. 10 декабря во французском городе Плоэрмель будет открыт и, естественно, немедленно освящен его монумент Иоанна Павла II, выполненный в горячо любимой г-ном Церетели бронзе. Вчера же скульптор устроил торжественную презентацию макета этого памятника, о котором впервые было заявлено вскоре после кончины понтифика весной 2005 года. Впрочем, макет уже тоже выставлялся -- в минувшем феврале, на помпезном вернисаже президента РАХ в "Большом Манеже". Но поскольку тогда он, видимо, «растворился» среди других работ самого плодовитого скульптора постсоветской Москвы, г-н Церетели счел необходимым еще раз напомнить о своем видении личности Папы-славянина. А заодно и сообщить, что его творческий порыв признан богоугодным как православным патриархом Алексием II, так и нынешним главой Святого престола Бенедиктом XVI.
Как и положено титулованному художнику, на презентации своего творения г-н Церетели утверждал, что именно ему удалось передать характерные черты Иоанна Павла II, запомнившиеся миллионам верующих. Скульптор рассказал, что во время встречи с Папой Римским он обратил внимание на его ладони, молитвенно сложенные на груди. И именно этот образ понтифика, по словам г-на Церетели, отложился в его памяти и был затем использован им при создании памятника «величайшему христианскому деятелю наших дней».
Отправляющийся во Францию бронзовый Иоанн Павел II, кажется, не слишком соответствует масштабам знакомого россиянам таланта Зураба Церетели. В том смысле, что фигура понтифика в высоту лишь ненамного превышает три метра. Правда, с учетом увенчанных крестом врат, в которых стоит Папа Римский, а также гранитного основания монумент получится уже более чем семиметровым. То есть незаметным для жителей Плоэрмеля и посещающих Бретань туристов он не останется. Скульптор, впрочем, не стал предсказывать реакцию французов, но заверил, что «от эскизов все были в восторге».
Кстати, в мэрии Плоэрмеля, получившего с помощью президента РАХ еще одну достопримечательность, пусть и не имеющую прямого отношения к истории города, утверждают, что оплатили только 8 тыс. евро за постамент из серого гранита, в то время как доставку и установку памятника должен оплатить г-н Церетели. Чем еще помимо эскизов и расчетов скульптор из Москвы очаровал мэра Поля Анселена, не сообщается. Зато в принципе понятно, почему церетелиевский понтифик не мог появиться, скажем, на могиле родителей Кароля Войтылы в Кракове или, напротив, в белорусской деревеньке Мосар, где по инициативе настоятеля местного костела Святой Анны Юзефа Бульки и на средства прихода была недавно установлена скульптура Иоанна Павла II высотой всего 180 см. Ведь Зураб Церетели рассчитывает, что появление его монумента «на французской земле станет заметной вехой в развитии духовных связей России и других христианских стран».
|