Судебному процессу по делу о покушении на Анатолия Чубайса угрожает срыв. Как стало известно «Времени новостей», ключевой свидетель обвинения заявил в суде, что показания на предварительном следствии давал под давлением милиционеров, угрожавших ему и его семье. В ответ на это гособвинитель потребовал распустить коллегию присяжных. По его мнению, услышав такое, присяжные уже не смогут быть объективными. Сегодня суд должен принять решение о целесообразности роспуска коллегии и созыве новой.
Напомним, что 17 марта прошлого года у поселка Жаворонки на обочине дороги, по которой следовал служебный автомобиль главы РАО «ЕЭС России», произошел взрыв управляемой мины. «БМВ» Чубайса, получив некоторые повреждения, не останавливаясь, проследовала в Москву, а вторая машина, в которой находилась охрана, была обстреляна. Через два дня по подозрению в причастности к покушению был задержан отставной офицер Главного разведывательного управления (ГРУ) Владимир Квачков. Позже были задержаны еще два спецназовца -- Александр Найденов и Роберт Яшин. Еще два подозреваемых до сих пор находятся в розыске. Причиной попытки покушения на Чубайса, по версии Генпрокуратуры, стала личная неприязнь обвиняемых к известному политику. Квачкову прокуратура предъявила обвинение в подготовке покушения на убийство госдеятеля и хранении взрывчатых веществ. Сам он вины не признал и отказался давать показания.
Как рассказали источники «Времени новостей» в суде, в минувший четверг сторона обвинения допрашивала своего главного свидетеля -- Игоря Карватко. Это знакомый Яшина, подрабатывавший частным извозом. На своей машине он возил по строительным рынкам Яшина и Найденова, когда они якобы закупали провода и те самые коврики, которые впоследствии стали едва ли не главной уликой, найденной на месте преступления. На своем первом допросе (еще в марте), записанном на видео, Карватко, по словам наших источников, заявил, что «сопоставив факты, сделал для себя выводы, что покушение на Чубайса совершили люди, которых он несколько раз возил на дачу Квачкова в товарищество «Зеленая роща»». На той же пленке есть рассказ и о том, что во время визитов на дачу Карватко, видел, как эти самые люди возились там с проводами и аккумулятором.
Прибывший в четверг в суд в сопровождении сотрудника милиции Карватко (он находится под программой защиты свидетелей) удивил всех. Он сразу заявил, что показания, данные им на предварительном следствии, суд не должен принимать во внимание. Свидетель рассказал, что был похищен сотрудниками милиции, и в течение шести дней в Твери в камере изолятора временного содержания его «уговаривали» дать нужные показания. Среди прочих аргументов ему были предъявлены протоколы обыска, в которых говорилось, что у него дома были найдены патроны, а у его жены -- наркотики. И только после того, как он «сломался», в изоляторе появился следователь Ущаповский, записавший его «признание» на видео.
Как рассказали наши источники, после такого выступления свидетеля у обвиняемого Роберта Яшина «сдали нервы». Он вскочил со скамьи подсудимых и начал кричать, что свидетеля «надо беречь и охранять» -- это было слышно даже в коридоре. Объявив ему подряд два замечания, судья Александр Козлов приказал конвою увести Яшина. Но покинули зал сразу все подсудимые. Квачкова, заявившего что он «не желает участвовать в судилище», г-н Козлов также удалил из зала, а Найденов, несмотря на запреты судьи, покинул зал сам. После этого судья попросил удалиться и присяжных и вместе с прокурором продолжил допрос свидетеля.
Карватко им рассказал, что, опасаясь за свою жизнь, тайком писал на диктофон свои беседы с теми, кто на него давил. В частности, кроме упомянутого следователя Ущаповского, назвал он и фамилию еще одного человека -- полковника Карягина, которого он представил как замначальника управления департамента по борьбе с организованной преступностью (УБОП). На требование судьи предоставить записи, Карватко заявил, что «кассета далеко». По его словам, из-за знакомства с ним «уже погибли два человека» (он назвал только имена -- Миша и Максим), и поэтому для того, чтобы достать эти записи, ему нужно время -- примерно неделя.
По словам источников "Времени новостей", в четверг Карватко пересказал суду сообщенное ему тем самым полковником Карягиным. Согласно его заявлению Чубайса в машине в день покушения якобы не было, и все случившееся -- провокация, будто бы устроенная каким-то охранником Чубайса по прозвищу Пиночет.
На следующий день, в пятницу, гособвинитель Светлана Артемьева потребовала распустить коллегию присяжных заседателей. По данным наших источников, мотивировала она это тем, что присяжные, услышав, каким образом были добыты показания Карватко, могут теперь негативно воспринимать и другие доказательства, представленные следствием. Судья хотя возразил прокурору, что на данной стадии роспуск коллегии невозможен, но ходатайство к рассмотрению принял.
Напомним, следствие по делу о покушении на Анатолия Чубайса закончилось весной, но Мособлсуд в течение пяти месяцев не мог приступить к рассмотрению дела -- были трудности именно с формированием коллегии присяжных. Процесс начался только в октябре, но, судя по всему, и этой с таким трудом собранной коллегии теперь угрожает роспуск. По закону обвинитель может в ходе процесса заявить отвод любому заседателю. Если же таких наберется пять человек, то коллегия перестанет существовать, поскольку запасных присяжных всего четверо. И тогда процесс придется начинать заново.
|