История с уничтожением в центре Москвы в субботу бывшего командира оперативно-боевой группы «Горец» Мовлади Байсарова, публично вставшего в жесткую оппозицию премьеру Чечни Рамзану Кадырову, вчера продолжала обрастать новыми версиями и вариациями. По официальной информации, он был застрелен на Ленинском проспекте при попытке оказать сопротивление чеченским милиционерам, которые приехали его задерживать, поскольку он был объявлен в розыск за убийства и похищения у себя на родине. В прокуратуре Южного округа вчера сообщили, что уже допросили чеченских милиционеров, которые принимали участие в операции. Между тем в самой Чечне сообщили, что участники спецоперации вернулись домой. Кроме того, многие очевидцы инцидента рассказали, что никакого задержания или даже попытки такового не было -- опального чеченского силовика просто расстреляли в упор, после чего участники «задержания» сели в машину и уехали.
Еще более удивительно на этом фоне выглядит заявление президента Чечни Алу Алханова, который вчера публично выразил свои соболезнования родным и близким Байсарова. Хотя многие другие официальные лица в Чечне называли Байсарова последнее время не иначе как преступником.
По официальным данным ГУВД Москвы, в субботу в 18.00 у дома №30 по Ленинскому проспекту силами УБОП Чечни и Москвы при поддержке ОМСН была проведена спецоперация по задержанию «находящегося в розыске по подозрению в совершении целого ряда особо тяжких преступлений Мовлади Байсарова». «Подозреваемый оказал сопротивление. Выбрался из автомобиля, достал самодельную бомбу и стал кричать, что живым он не сдастся, всех взорвет. Сотрудник УБОП Чечни сработал на опережение, выпустив очередь из автомата», -- отметили в ГУВД.
Но многие очевидцы «задержания» представили совсем иную версию. По их словам, Байсаров приехал на место на «Жигулях». Мужчина вышел из машины и собирался идти к припаркованной у тротуара иномарке. В следующее мгновение, по данным свидетелей, люди, находившиеся возле иномарки, что-то крикнули Байсарову, после чего прозвучала автоматная очередь. Убедившись, что Байсаров мертв, они уехали.
С версией "задержания" не согласны и сторонники убитого. Да и столичные сыщики, которые побывали на месте ЧП, неофициально также говорят, что действия чеченского УБОП в отношении Байсарова никак не походили на операцию по задержанию преступника, пусть и особо опасного. «Как можно с тяжеленным автоматом проводить задержание человека? К тому же с трудом верится, что спецназовец Байсаров, вооруженный пистолетом-пулетом Стечкина, при нападении вдруг полез за бомбой и стал рассказывать, что он будет с ней делать. А когда наши сотрудники, получив сообщение от очевидцев о стрельбе, прибыли туда, никаких чеченских убоповцев на месте уже не было. Лежал только один труп. Они (чеченские милиционеры. -- Ред.) появились позже и рассказали уже «официальную» версию происшедшего», -- сообщил «Времени новостей» источник в ГУВД.
В деле уже появилось и множество других разногласий. Ранее ГУВД Москвы официально рассказывало, что 14 ноября к ним за помощью обратились коллеги из УБОП Чечни, которые попросили оказать помощь в задержании Байсарова. Но в прокуратуре Южного округа вчера сообщили, что допросили в связи с ЧП на Ленинском проспекте сотрудника совсем другого подразделения -- УВО МВД Чечни. Он-то, по данным следователей, и произвел выстрелы в Байсарова из автомата АКСУ-74. В спецслужбах Чечни и вовсе рассказали, что участники «спецоперации» еще в выходные вернулись в республику.
Пояснить, кто же именно ездил в Москву для задержания Байсарова, не смогли и в самом МВД Чечни. «Я вообще не знаю, были ли там наши люди. По телевидению только об этом слышал», -- сообщил замминистра МВД Ахмед Дакаев. «Спрашивайте у Алаудинова. Только он знает, кто ездил и куда», -- добавил другой сотрудник министерства. Имя начальника чеченского УБОП Апти Алаудинова назвали еще несколько человек. Некоторое время назад он выступал с заявлениями, что его сотрудники готовы в любой момент задержать и конвоировать в Грозный командира мятежного «Горца». Но вчера г-н Алаудинов на телефонные звонки не отвечал.
То, с какой легкостью и размахом чеченские оперативники провели «свою» операцию в столице, поражает даже видавших виды сыщиков. «В Москве подобные операции проводятся исключительно местными силами. Непонятно, кто и почему чеченцам дал право стрелять из автомата в оживленном месте», -- отметил один из оперативников.
Что касается уголовного дела, по которому Байсаров был объявлен в розыск, то оно, как выяснилось, еще не закрыто. «Сегодня-завтра отправим запрос, придут бумаги, подтверждающие смерть подозреваемого. Тогда дело и закроют», -- сообщили вчера в прокуратуре Чечни.
|