3 Ноября 2006. Тува. Словоохотливый и весьма предприимчивый таксист согласился везти нас из Абаканского аэропорта до Кызыла за полторы тысячи рублей с носа. «Конопляная дорога» впереди. В сущности, Тува это наша Колумбия. Здесь травка растет сама. Практически везде. Даже в самых неожиданных местах. И составляет один из важнейших источников дохода местного населения.
Дорога дальняя и через перевал. Доверять свою судьбу кому попало не очень-то и хотелось. А у Саши были рекомендации. Мы согласились. Он вправду оказался очень хорошим гидом и водителем. Настоящий профи. Итак, наше путешествие в «терра инкогнито» – республику Тува - началось с небольшого рассказа о том, какая она – Тува.
- Я сам не попадал – начал свой рассказ таксист Саша, - но мои друзья рассказывают – не любят тувинцы скучать. А чтобы не скучно было – постреливают. Причем в проезжающие мимо машины. Сидят на сопке, пасут своих овец – и стреляют. Попадут – им хорошо, весело. Суета на дороге, люди бегают. А они сидят в своем укрытии, смотрят и не скучают. Им весело.
Мы, ошарашенные, молчим. А Саша продолжает: Тува, к слову сказать – дикая территория. Никогда не знаешь, как тебя там встретят. В 90-х начались погромы, и националисты решили создать отдельную от России, свою республику. Так им не дали. Не коренные, то есть, русские практически все уехали, кто куда. Сейчас вы русских на улицах почти не увидите. Но националисты все равно не успокоились. Бывает, ведут разные разговоры про то, чтобы отделиться от России. Они говорят – Тува единственная республика в России, которая свою национальную особенность сохранила. Даже Чечня и та сломалась, а тувинцы нет. …Вот, погранцы, когда своих жен на отдых отправляют, меня зовут. Я их от дома, с погранзаставы до аэропорта в Абакан везу. А когда возвращаются – везу обратно. Чтобы не дай Бог, ничего не произошло. Здесь погранцов наших не очень любят.
…Из потаенных уголков памяти всплывает информация о том, что действительно, в конце 90-х погранзастава на границе с Монголией была серьезно численно сокращена. Конечно, потому, что денег на их содержание не было. Великий исход войск тогда состоялся с техникой и личным составом. С тех пор скотокрадство в Туве стало любимым национальным развлечением. И хотя пограничники, надо полагать, несут свою службу ответственно – охранять прозрачную границу в полторы тысячи километров в сложных природных условиях небольшим отрядом весьма проблематично.
- Я не люблю ездить через перевал, – продолжает Саша. Но это единственная дорога. Кстати, хотите посмотреть на место, где Лебедь-старший упал на вертолете? Так мы мимо проезжать будем, обязательно остановимся. Все останавливаются. Я там был через несколько часов после падения вертолета…Страшное было зрелище. Когда он подъехал к месту, мы послушно вышли. Большой крест на самом месте падения и памятная плита с именами погибших чуть поодаль были в цветах. Не забывают… Фотографироваться мы не стали. Перевал закончился, и мы въехали в тувинскую котловину.
Центр Азии
Огороженная со всех сторон горами и пустыней Гоби - Тува так и осталась отрезанной от всего мира. И возможно, поэтому Тува – удивительный, без преувеличения, край: дикостью своей, даже первобытностью. Так называемая «национальная неразмытость», сохранение языка и вековых традиций составляет особую гордость тувинцев. И именно этот факт является основой всех посылов националистического характера, которыми так успешно манипулирует некоторые местные высокопоставленные чиновники и руководители. Один из важных факторов – сильные семейно-родовые связи. Если глава всей семьи, старший рода принял решение и известил о нем весь свой род – подчинение беспрекословное, и обсуждению не подлежит. Уникальность территории и людей, живущих в ней еще и в том, что многое в их жизни определяется великой самостью. Тува – это центр Азии, особое, освещенное место. Отметка эта находится в Кызыле, на берегу Енисея. И действительно, поиск центра Азии по карте показал – вышеозначенный памятник действительно находится примерно на том месте, где и должен находиться пупок континента.
Как все устроилось
Итак, добраться до Кызыла – столицы республики можно двумя способами – автомобильной дорогой (что вероятней всего) и самолетом, что невероятней. Аэропорт вообще – притча во языцех. Сдавали его на протяжении 15 лет. И, кажется, до сих пор не сдали. Хотя взлетно-посадочная полоса иногда работает. О чем сообщает расписание полетов на сайте кызылского аэропорта (!) Расписание, впрочем, зачастую не выполняется. По разным причинам, но чаще всего, из-за погоды или долгов перед другими авиакомпаниями. Железная дорога – здесь страшилка для малышей и взрослых. Многолетняя попытка начать строить здесь железную дорогу неизменно упирается в два яростных противовеса. Первый - экономическая невыгодность проекта. Второй – исход коренного населения за длинным рублем и приход чужеродного населения в поисках той же лучшей жизни.
Тува вошла в состав Советского Союза в 1944 году. Этот факт, как сообщает путеводитель по Туве, был одобрен малым Хуралом единогласно. Интересно государственное устройство Тувы. Парламент республики называется Хуралом – и состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной Палаты. Палата представителей – общественная работа. Законодательная - оплачивается из бюджета. В Представительной Палате работает 160 человек, в законодательной – 32. Исполнительная власть представлена Главой Правительства. Должность некогда была выборная. Теперь – будущий глава будет выбираться только президентом России, и потом утверждаться Хуралом. Впервые этот процесс должен проходить в марте будущего года. Борьба за кресло, которое действующий глава занимает 15 лет, уже началась. По разговорам местной элиты, есть всего два претендента на пост высшего руководства республикой. – Ооржак (настоящий глава) и Кара-оол (претендент на главу).
Тува – дотационная республика - 90% бюджета республики – это деньги из Москвы. Такая зависимость раздражает многих тувинцев. Впрочем, только потому, что, по их мнению, денег дают мало. И, правда – в основной массе своей люди в республике живут очень бедно. Вот почему они и недовольны действующей властью.
Когда мы заезжали в Кызыл, то увидели памятник – маленький олененок сосет олениху-мать. По этому поводу таксист Саша сказал – маленькая Тува сосет большую Россию. Метко.
Одна-единственная автомобильная дорога и многовековой неизменный уклад жизни народа предопределили специфику экономики республики. Считается, что ведущей отраслью было и остается сельское хозяйство. Что сказать? По статистике, в советское время было в Туве 72 колхоза – сейчас 2. Правда, что тогда, что сейчас растить в Туве хлеб и овощи - дело неблагодарное и невыгодное. Здесь зона рискованного земледелия. Вот разведение скота – преимущественно овец, лошадей здесь дело не только выгодное и некогда почетное, но и оправданное природными условиями.
Земля одарила тувинцев некоторыми благами. Во времена союза здесь были построены крупные горнорудные комбинаты – «Тувакобальт» и «Туваасбест», разработаны Улуг-хемский и Чааданский угольные разрезы. Вся добываемая продукция вывозилась автомобильной дорогой!!!! Конечно, это сказалось на уровне и масштабности разрабатываемых месторождений. Сейчас добыча ведется только на одном угольном разрезе. Все остальное законсервировано до лучших времен. Поселки при комбинатах практически погибли, люди зарплату не видят годами.
Амбиции Урбана в Туве не очень велики – сенаторство
Об этом человеке известно немного, только то, что о нем рассказывает Интернет. Что он - почти полноправный владелец тверской гостиницы «Отель «Оснабрюк», Председатель Совета директоров ОАО «Тверского городского банка», владелец ОАО КБ «Сибконтакт». При этом остается полной тайной происхождение и пополнение его состояния.
«Ча!»
Есть в Туве еще одна важная достопримечательность – граница с Монголией. Это странная зона свободы – вот она граница - ни колючей проволоки, ни полосы, она никем, видимо, не охраняется, можно ехать и не заметить, как вдруг вы уже оказались в Монголии. По большому секрету местные мне рассказали, что такие поездки они совершают довольно часто, особенно, когда примут на грудь (что не редкость). Нападает на них кураж, вот они и рассекают по придаткам пустыни Гоби на УАЗиках. Эти безобидные вылазки не идут ни в какое сравнение со скотокрадством, которое уже давно в Туве перестало быть просто развлечением и игрой. Это серьезный источник дохода для жителей приграничной зоны. Стада гоняют в огромном количестве, то туда, то обратно. «Но монголы, - говорят с гордостью тувинцы, совсем плохие стали. Мы больше угоняем. Ча!» Правда по негласному распоряжению, как поведали мне те же самые тувинцы – монгольским пограничникам разрешено в угонщиков стрелять на поражение. Но статистики о раненых и невозвращенцах нет. Кстати, «Ча» - этот тувинский звук, который включил в себя все человеческие эмоции, которые испытывает человек по окончании разговора с кем-то. Это и «да», и «нет», и «подтверждаю», и «подумаю», в общем, все. Тувинцы всегда заканчивают разговор именно этим «Ча». И еще по поводу скотокрадства – имею смелость предположить – откуда у бедных, практически нищенствующих тувинцев - поголовное владение спутниковыми тарелками. Версии две и обе имеют право на жизнь. Первая - это проданный ворованный скот и вторая - сбор и продажа наркотиков.
Конопляная зона
Здесь травка растет сама. Практически везде. Даже в самых неожиданных местах. И составляет один из важнейших источников дохода местного населения. Вот случай, показанный на местном телевидении – многодетная мать промышляет сбытом наркотика для того, чтобы прокормить семью. Заплату ей давно не платят в ее родном колхозе, и она, чтобы получить реальные деньги, чтобы отправить детей в школу, напоить и накормить их – собирает «полезные» свойства конопли и реализует их интересантам в спичечных коробках.
Вот тема – наркотрафик из Тувы, где конопля растет самопроизвольно и никем не уничтожается (нереально сжечь все дикорастущие поля и делянки). В сущности, Тува это наша Колумбия. Действительно, для того, чтобы хоть как-то влиять на процесс вывоза «бодрящей тувинки» на въезде и выезде в Туву есть специальный контрольно-пропускной пункт – «Шивилиг». Где машины досматриваются. Недолго и не тщательно. Иногда делаются рейды, на которых ловятся такие вот матери нищих семейств. Но основной трафик наркотика из Тувы - дело хозяйское. Он проходит уж совершенно точно не по официальным дорогам, а по тропам, до которых у силовиков руки не дотягиваются. А таких троп у горного народа, уж поверьте, и не сосчитать….
Интересно, что тема наркотрафика одна их самых непопулярных республике. Нет, о ней говорят, конечно, и в официальных отчетах и на встречах со СМИ, однако масштабность массовой занятости населения и реальной опасности мало кто может осознать… Или просто не придает, по чьему-то заказу, никакого значения. Между тем, каждый мальчишка в Туве знает, где взять, кому реализовать и сколько за это можно заработать. Так как больше продавать нечего – продают курьерам наркотики. «Тувинка» пользуется успехом у москвичей, красноярцев, абаканцев, новосибирцев, тверчан, у многих, многих других. Представляю все схематично и так, как виделось со стороны.
Кому нужна Тува?
Итак, борьба за «убитый», никому по большому счету не нужный регион начинается. С точки зрения геополитики – как о ней могу рассуждать я, простой смертный – Тува балласт для России, и гораздо дешевле организовать непрозрачную пограничную зону, чем поддерживать на плаву чужеродный, стремящийся к самостоятельности, воинственный регион. Регион, который, по некоторым признакам, сильно напоминает собой Чечню. Кстати, тувинцы любят это сравнение. И в некоторых своих националистических выпадах говорят о том, что они даже могут быть жестче, чем Чечня. И России надо бы с этим считаться. Однако имперские позиции России не позволят отказаться от еще одной территории. Даже весьма затратной.
С точки зрения бизнеса, а значит, и политики, очень выгодно иметь карманную власть, которая «не замечает» проделки с крупными поставками наркотика «через» и «за» территорию региона. Прозрачные границы и бездействие власти привели к тому, что сформировался весьма устойчивый трафик наркотиков «за Саяны», то есть, к нам, в Россию. И это огромное хозяйство, о котором надо побеспокоиться. Именно на этом, тут говорят, построил свою политическую игру некий предприниматель из Москвы – банкир и просто богатый человек Василий Урбан.
По слухам, именно он стоит за финансированием избирательной кампании местной оппозиции действующей власти. Как известно, в 9-ти регионах страны в октябре проходили выборы в Законодательные органы. В Туве в Великий хурал.
Итак, говорят, что Урбан обеспечил противостояние «Единой России» и Российской партии «Жизни». Местные газеты писали в это время о том, что региональные лидеры партии Жизни вкачали в республику наличными деньгами 5 миллионов долларов. Сейчас, после подсчета голосов, начался скандал. «Единая Россия» рассчитывала на больший процент голосов. В общем, 46% голосов для «Единой России» — результат неплохой. Но она привыкла брать 70%. Недовольная результатами молодая РПЖ тоже хочет больше своих 32%. Урбан хочет больше. Для чего это москвичу Урбану?
Зачем ему Тува?
Это возможно при смене власти, которая поддерживает уже устоявшиеся кандидатуры – банкира Сергея Пугачева и политика Людмилу Нарусову. Возможно ли это? Вопрос скорей риторический. При должной денежной упаковке на всевозможных уровнях – реально все.
И вот тут, ни с того ни с сего, опять всплывает один очень важный момент нашего повествования – в Туве будет так, как решили старейшины рода - не выбранная власть, не действующая сила – а купленное на очень короткое время благосостояние. Что это значит? Да очень просто. Хотите маленькую историю? Старейшины рода «сдали» действующую власть, то есть действующего главу, партию «Единая Россия» на выборах потому, что их купила другая партия – Партия Жизни. Цена вопроса - пятьсот рублей на члена большой семьи. И это сработало. Стоит ли удивляться – Тува один из самых бедных регионов России. Ча!
|