Михаил Гуцериев, как и подобает настоящему предпринимателю, расплачивается чужими деньгами.
"Вы же меня похоронили тогда, в 2002-м" - заявил Гуцериев изданию SmartMoney, а теперь созданная им с нуля "Русснефть" входит в десятку крупнейших нефтяных компаний России. На чьи средства за максимально короткие сроки она создана?
Если в 2002 году это было под грифом секретно, то теперь это стало достоянием общественности.
Экс-президент "Славнефти", а ныне совладелец добывающей компании "Русснефть" Михаил Гуцериев нашел себе партнера за рубежом. Как оказалось, в покупке нефтяных активов ему помогал швейцарский трейдер Glencore .
Среди самых могущественных компаний мира особо выделяется расположившийся в пригороде Цуга гигант сырьевого трейдинга Glencore International, годовой оборот которого, по его же собственным финансовым отчетам, составляет $72млрд. Glencore принадлежит бесчисленное множество других сырьевых компаний от Испании до Австралии. Тактика действий Glencore гиперагрессивна, но при этом абсолютно законна. Один из вариантов: воспользоваться тем, что Восточная Европа или страны третьего мира отчаянно нуждаются в деньгах. Как указывают отраслевые эксперты, Glencore предоставляет деньги нуждающимся в них компаниям в обмен на право приобретения их сырья.
Гуцериев давно знаком с этим гигантом который занимает 3% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами. “Славнефть”, когда ее возглавлял Гуцериев, экспортировала через Glencore часть своей нефти, а в 2001 г. трейдер помог ей занять у европейских банков $160 млн. Поначалу через него шел весь экспорт “Русснефти”, и сейчас большая часть сырья за пределами России продает Glencore. Одной из структур, кипрской Interseal, “Русснефть” была должна 23.8 млрд. руб. при общей кредиторской задолженности в 57.4 млрд. руб. Glencore не только взяла в залог акции, но стала совладельцем “дочек” “Русснефти”: с февраля 2005 г. ей принадлежит от 39.8% до 49% в “Варьеганнефти”, “Ульяновскнефти” и СП “Нафта-Ульяновск”.
Кредиты Glencore дорого обходятся “Русснефти”. В содержащейся в проспекте “Русснефти” отчетности по МСФО за 2002-2003 гг. говорится , что все купленные на его деньги активы и даже 49% акций материнской компании заложены трейдеру. Кроме того, в отчете сказано, что “Русснефть” заключила соглашение с компанией Glencore Интернэшнл АГ”, по которому с 1 января 2004 г. в течении 10 лет вся нефть, произведенная купленными компаниями и направляемая на экспорт, будет продаваться только через Glencore.
Многие не согласны с утверждением Гуцериева, что он “платит по рынку”. Например, за автозаправочную сеть “Корус”, в которую входят 31 АЗС в Москве и Подмосковье, 5 АЗС в Смоленской области, 2 нефтебазы и 24 бензовоза, Гуцериев заплатил около $100 млн. Конечно, в результате этой сделки “Русснефть”, уже владевшая заправочной сетью “Гранд”, стала лидером московского бензинового рынка. Но по мнению некоторых экспертов, на самом деле “Корус” стоил максимум $60 млн.“.
Весь пакет активов — приобретенные у ТНК ВР “Орск”, “Саратовнефтегаз”, “Оренбургнефтепродукт”, “Нефтемаслозавод” и НПЗ “Краснодарэконефть” — обошелся Гуцериеву в $1 млрд. “Мы считаем, что "Русснефть" заплатила премию за контроль примерно в 40% к рыночной стоимости дочерних компаний ТНК-BP в $700 млн.”, — писали аналитики ИФК “Метрополь” в специальном обзоре посвященном “дочкам” “Русснефти”.
Сначала Гуцериев утверждает, что слово “переплата” вообще неуместно по отношению к углеводородным ресурсам: мол, по мере того, как их становится меньше, они будут только дорожать, но потом соглашается: “Да, я переплачиваю, может быть. Но кто приходит второй, кто приходит последний, тот платит дороже”. “Есть люди, которым трудно отказать, — говорит президент "Русснефти". — Вот, наверное, я такой человек. Не потому, что я делаю предложение, от которого нельзя отказаться, не поэтому. Я даю хорошую цену”.
Смысл тактики: помочь владельцу актива осознать масштаб трудностей, с которыми он столкнется, отказавшись от продажи, и одновременно предложить привлекательную цену. “Это игра ума, больше ничего, никакого насилия, никакого принуждения. Иногда ты пользуешься ситуацией — помогаешь тем, у кого пытаются забрать. Ты платишь по рынку. Такая корпоративная игра”, - заявил Гуцериев изданию SmartMoney.
Проблемы Гуцериев решает с обычной напористостью, например, там, где отбирают лицензию, обещает вложить деньги и увеличить добычу, и его оставляют в покое. Так было в “Северноенефтегазе”, добывавшем на момент покупки всего 5000 т нефти в год: Гуцериев гарантировал, что увеличит добычу до 19 000 т. Так было и в “Аки-Отыре”, где “Русснефть” обязалась за два года инвестировать в разработку месторождений $64 млн. Если же конфликт корпоративный, Гуцериев вцепляется в купленный актив мертвой хваткой и не отдает, пока не получит чего-то взамен.
Например, он проиграл ЛУКОЙЛу судебную битву за контроль над компанией “Геойлбент”. Но договорился-таки с корпорацией Вагита Алекперова о том, что та обменяет его 34% акций “Геойлбента” на контроль над другим добывающим активом. ЛУКОЙЛ готов отдать Гуцериеву часть добычи в Перми, но пока стороны все еще согласуют оценку стоимости активов.
Может быть, Гуцериев стал экономнее? Скорее всего, нет. Перехваченный в начале 2005 года спецслужбами телефонный разговор знатного нефтяника Леонида Невзлина с другим знатным нефтяником, Михаилом Гуцериевым, не добавил спецслужбам практически никакой информации. О наполеоновских планах опального олигарха не знает только ленивый. Невзлин всерьез озвучивал в СМИ проекты по смене власти в РФ. В таких делах, необходимы серьёзные силы, средства и рычаги влияния. А поскольку российская экономика еще очень долго будет преимущественно сырьевой, то вышеназванные «силы, средства и рычаги» изящно умещаются в одном флаконе. Контроль над солидным сегментом топливного рынка – больше, по сути, ничего и не надо.
Причем здесь Михаил Гуцериев?
Гуцериев владеет компанией «Русснефть», сколоченной из обломков «Славнефти». За последнее время эта компания совершила целый ряд весьма выгодных и многообещающих покупок добывающих активов ЮКОСа в разных округах России, и не только. Каким образом?
По оперативным данным существует сговор между М. Гуцериевым и Л. Невзлиным о перекупке львиной доли активов ЮКОСа компанией "Русснефть". Основным действующим лицом в данной ситуации является М.Гуцериев. Известно, что М. Гуцериев давно и тесно дружит с ст. следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры Хатыповым Р.А., принимавшим активное участие в расследовании дела ЮКОСа. Есть основания предполагать, что по заказу Гуцериева, Хатыпов используя служебное положение, в рамках уголовного дела оказывал давление на фигурантов и свидетелей.
Ярким подтверждением вышесказанного является ситуация с Винокуровым С.Г., проходившим по делу ЮКОСа свидетелем. Ранее Винокуров работал одним из руководителей в объединении "Самаранефтегаз " и после ряда очных встреч со следователем, подписал несколько крупных контрактов на поставку нефтепродуктов аффелированым структурам компании "Русснефть" по довольно сомнительным ценам.
Последствием подобных действий С. Винокурова стал громкий конфликта между находящимся в Лондоне президентом ЮКОСа Стивеном Тиди и на тот момент, президентом ЮКОС РМ Анатолием Назаровым. Что особенно интересно- на сегодняшний день президентом ЮКОС РМ является С. Винокуров. За какие заслуги или благодаря кому? А вот бывший руководитель ОАО "Самаранефтегаз" Анисимов не испугался Хатыпова. Скорее всего, он не согласился продать Гуцериеву, принадлежавший его семье контрольный пакет акций небольшой нефтяной компании и поплатился за это свободой.
Очередным примером сомнительной деятельности Р. Хатыпова и его помошника следователя А. Николаева является эпизод с господином Пальцевым В.А. вице-президентом ЗАО «ЮКОС-РМ», управляющий ОАО «Томскнефть» ВНК. Подозревается, что следствием общения его с сотрудниками следственной группы, ведущими дело ЮКОСа, стали несколько прямых платежей финансовых средств, за третьих лиц, в обход налогового законодательства РФ.
Известно, что давним партнером Невзлина является господин Коляда О.Р., бывший президент «Национального банка Траст». Данный банк входил в группу "Менатеп" и являлся одним из финансовых инструментов ЮКОСа, чем не преминули воспользоваться Гуцериев и Невзлин в тесном взаимодействии со следователями генеральной прокуратуры Хатыповым и Николаевым. С их помощью были приобретены: кипрская компания "Benodet Investments Ltd" (компании принадлежит ряд месторождений на территории РФ, годовая добыча составляет порядка 1млн тонн в год), "Томскнефтегазгеология" (суммарные активы которой превышают 300млн.$).
Кстати, бывший руководитель "Томскнефтегазгеология" , а ныне депутат Государственной Думы Коробов М.Л. ставленник Ходорковского.
Гуцериев при безоговорочной финансовой поддержке Glencore повышает капитализацию "Русснефти".
Невзлин при помощи Гуцериева пытается спасти часть своего капитала нажитого преступным путём.
А у господ с Большой Дмитровки свои интересы. Хатыпов и Николаев (по имеющейся информации) активно лоббируются М.Гуцериевым на высокие посты в Генеральной Прокуратуре. А Хатыпов, в кулуарных разговорах с сослуживцами, называет себя будущим заместителем Генерального прокурора. Но если Гуцериев и Невзлин официальные миллионеры в РФ и мире, то откуда у чиновника федерального значения Хатыпова Р.А., (с официальным окладом 20000 рублей) имеются в собственности: особняки в Башкирии, Черногории и Московской области, элитные квартиры в Москве и Уфе, дорогие иномарки. Благо родственников у господина Хатыпова на которых можно всё оформить достаточно.
В свете последних заявлений Президента и правительства РФ о борьбе с коррупцией и оборотнями в погонах, хочется задать вопрос г-ну Чайке - затронет ли высокопоставленных сотрудников Генеральной Прокуратуры набирающая обороты чистка её рядов?
|