В последнее десятилетие духовное пространство нашей страны меняется на глазах. Мусульманам хочется возрождения и развития своей веры, того же самого желают православные. Многие опасаются, что это развитие может перейти в противостояние. Масла в огонь подливают некие эксперты, по их сенсационным выводам, к 2050 году Россия окончательно станет исламской страной. Так ли это, «КП» решила спросить у Романа Силантьева, ведущего российского религиоведа, который занимается изучением современного ислама в России.
Когда с Герба России уберут кресты?
По мнению специалиста, все идет своим чередом и вряд ли Россия станет исламской державой в ближайшие 300 - 400 лет. Но многим хотелось бы ускорить этот процесс, хотя бы просто манипулируя цифрами. Минувшей весной ряд ученых и мусульманских лидеров утверждали, что если существующая демографическая тенденция сохранится, то к 2025 - 2050 годам большинство россиян будут исповедовать ислам, поэтому загодя следует убрать кресты с герба и ввести пост вице-президента-мусульманина. По мнению Романа Силантьева, православное большинство еще долго будет... большинством.
- С 1989 по 2002 год численность этнических мусульманских народов России выросла с 12 до 14 с половиной миллионов человек и в настоящий момент составляет около 15 миллионов. К сожалению, переписи населения пока не определяют его религиозный состав, поэтому собственно мусульман можно выявить только опросами населения.
Уровень религиозности у людей мусульманской культуры не ниже, чем у русских, сейчас доля мусульман в России должна составлять не менее 9%. Между тем социологические опросы на протяжении последних 10 лет дают гораздо меньшую цифру: по их данным, мусульманами себя считают от 4 до 6 процентов россиян (6 - 9 млн. человек). Этот парадокс можно объяснить только тем, что немалая часть этнических мусульман ислам не исповедуют.
По мнению религиоведа-этнографа, мы до сих пор точно не знаем, кто и во что верует в России. Выход один: Госкомстату прислушаться к словам Патриарха Алексия и добавить в переписные листы вопрос о вероисповедании гражданина России.
Только так можно положить конец спекуляциям о «30 - 50 миллионах российских мусульман», «2 миллионах протестантов» или «миллионной католической общине». Известный факт, когда прошлой весной, всего за неделю, в ходе двух выступлений некоего высокопоставленного кремлевского чиновника число мусульман в России увеличилось аж на 5 миллионов.
Духовное возрождение ислама уже произошло?
На начало 2006 года в России зарегистрировано 12 241 православная религиозная организация и 3668 мусульманских. С января 2005 года православных религиозных организаций стало больше на 370, а мусульманских - всего на 34. Дело в том, что бурное возрождение мусульманской общины страны в количественном измерении практически завершилось - большинство сельских населенных пунктов с компактно проживающим мусульманским населением имеют мечети, мусульманские общины возникли также почти во всех крупных городах страны.
Возрождение ислама в России шло очень неравномерно: так, в Татарстане с 1988 года было построено свыше тысячи мечетей, а во всех регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов - менее десяти. Мусульмане составляют большинство населения только в пяти субъектах РФ - Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В Татарстане и Башкортостане их около половины, а в остальных регионах - менее четверти.
Со своей стороны, православная церковь сохраняет темпы прироста общин и строительства храмов. Как правило, православные общины значительно крупнее мусульманских и распределены более равномерно. Почему мечети строят со скандалами?
«Комсомолка» писала («Почему русский город боится строить мечеть?», 17.11.2005) о попытке построить мечеть прямо на въезде в город Малоярославец. Почти половина жителей города подписались в опросных листах против этой стройки, и она завершилась, даже не начавшись. Нечто подобное было в Калининграде и Пскове. Скандалы, митинги, пикеты. Почему? По мнению Романа Силантьева, это всего лишь бизнес, который к делам неземным и духовным не имеет никакого отношения.
- Новообразованная мусульманская община выходит с инициативой возведения мечети в городе, не имеющем мусульманских традиций. При этом построить ее планируется в заведомо неприемлемых для большинства горожан местах - историческом центре, на доминирующих над православными храмами высотах, на месте разрушенных церквей, костелов и синагог. Народ начинает протестовать, и дело затягивается на неопределенный срок. Зачем это делается, недавно поведали прессе активисты калининградской мусульманской общины. В их случае председатель общины восемь раз отклонял предлагаемые мэрией участки, а деньги, выделенные правительством одной из мусульманских республик РФ, тем временем крутились на счете некоей фирмы. Еще более показательно выглядит история с мечетью в Сергиевом Посаде: ее имам-хатыб Арслан Садриев долго рассказывал о том, что в этом городе живут тысячи глубоко верующих мусульман, которым срочно нужен храм. И когда храм был построен, прихожан в нем набралось менее 30 человек.
- Совсем недавно стало известно о планах мусульманской общины расширить Соборную мечеть на проспекте Мира. Этот проект горячо поддержало руководство столицы. Хотя он вызвал неоднозначную реакцию у москвичей.
-Вообще же первый пикет православной общественности против строительства мечети прошел осенью 1994 года. Тогда враждебный московскому муфтию Равилю Гайнутдину исламский политик Абдул-Вахед Ниязов вознамерился построить на юго-западе столицы масштабный исламский комплекс. Для срыва этой инициативы Гайнутдин предпринял весьма неожиданный ход - он обратился за помощью к лидеру Конгресса русских общин Дмитрию Рогозину, который с радостью вывел своих людей на пикет против строительства центра и подписал с московским муфтием совместную декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Недавний инцидент, связанный с закладкой камня в основание планируемого Исламского культурного центра в Тропареве, не может не вызывать тревогу и озабоченность всех здравомыслящих граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности».
И вот сейчас сам Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, решил расширить московскую Соборную мечеть за полмиллиарда долларов - в 30 раз дороже, чем стоила самая крупная в Европе казанская мечеть «Кул-Шариф». За прошедший год ему удалось собрать из необходимой суммы 0,2%, после чего муфтий заявил, что может обратиться за финансовой помощью к Русской православной церкви. А ведь если верить словам Гайнутдина, мусульман в России в 7 раз больше, чем православных, и только в Москве их проживает почти 4 миллиона. Неужели все они ушли в православную церковь?
Переходят ли православные в ислам и наоборот?
Буквально год назад один из руководителей исламского духовенства буквально ошарашил россиян. По его словам, православные христиане массово переходят в ислам. Счет идет на десятки тысяч душ...
- Сами же новообращенные мусульмане опровергают эти цифры. По словам их лидеров, людей, поменявших веру, на всю Россию не более трех тысяч. Большинство новообращенных - женщины, поменявшие веру, выйдя замуж за мусульман.
В то время как принявших ислам по идеологическим соображениям сейчас в России не более 800 человек.
- А у вас откуда такие цифры?
- Несколько источников. Я занимался так называемыми полевыми исследованиями, то есть посетил почти все регионы России и внимательно изучал их СМИ. Плюс сопоставлял данные, полученные от самих же «русских мусульман». В них могут быть расхождения, однако порядок цифр там один. То есть счет нужно вести не на десятки тысяч... а просто на десятки.
В 2004 году наиболее активные новообращенные создали Национальную организацию русских мусульман, в руководстве которой русских почему-то не оказалось. В настоящее время эта организация раскололась на шиитское и ваххабитское крыло на почве отношения к «Хезболле» и, по сути, прекратила свое существование. Более двухсот новообращенных в настоящее время находятся под следствием, в розыске или местах заключения за участие в бандформированиях, подготовку терактов и разжигание вражды. Это позволяет считать их самой криминализированной этноконфессиональной группой в стране.
Относительно статистики обратных переходов я уже упоминал, что в христианство за последние 20 лет перешли до 2 миллионов этнических мусульман. Другое дело, что Русская православная церковь не считает разумным дразнить мусульман такой статистикой и поощрять новообращенных на полемику со своими бывшими единоверцами.
Только среди православных священнослужителей сейчас насчитывается до 400 этнических мусульман, среди которых есть не только татары с башкирами, но и чеченцы. Для сравнения можно заметить, что из «русских мусульман» вышли только два имама, один из которых отбывает срок за экстремистскую деятельность, а другой находится под следствием за аналогичные преступления.
Традиция против ваххабизма
По мнению Романа Силантьева, самая большая проблема исламского сообщества - отсутствие нормальной системы мусульманского образования. Вдумайтесь, дневные отделения двух ведущих исламских вузов России за год выпускают менее десяти человек! (Если быть точными, то в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах выпускников было от 8 до 9 человек.) А мечетей в России многие тысячи. Кстати, этой ситуацией, сложившейся в традиционном исламе, обеспокоена и православная церковь. Но есть еще одна проблема - внутренние противоречия.
- На протяжении последних 15 лет оппоненты верховного муфтия Талгата Таджуддина заполняли страницы мусульманских и центральных СМИ самым грязным компроматом, чем сильно навредили и ему, и себе самим. К настоящему времени раздиравший мусульман России конфликт между Центральным духовным управлением мусульман России Талгата Таджуддина и Советом муфтиев России Равиля Гайнутдина перешел в вялотекущую стадию. Продолжающимся раздором традиционных мусульман успешно пользуются мусульмане нетрадиционные, продолжающие укреплять свои позиции и захватывающие контроль над все большим количеством мечетей и муфтиятов. Поэтому не исключено, что в будущем российский ислам ожидают новые внутренние конфликты. Есть и другой вариант, позитивный: комплексная поддержка ислама традиционного со стороны государства и православной церкви. Этот процесс в наших общих интересах.
|