Мир вновь оказался на пороге религиозных войн. В городе Наблус на Западном берегу реки Иордан палестинцы забросали бутылками с зажигательной смесью две христианские церкви. Массовые демонстрации под религиозными лозунгами прошли в Пакистане, Индии, Турции, Иране, в секторе Газа. А в столице Сомали Могадишо после того, как в пятницу в местной мечети прозвучал призыв «отлавливать и убивать любого, кто оскорбит пророка Мухаммада», неизвестные расстреляли в детском госпитале итальянскую католическую монахиню и ее телохранителя.
На сей раз конфликт спровоцировали не европейские газетчики, как в начале года после опубликования карикатур на пророка Мухаммада. Мусульмане всего мира обиделись на 79-летнего главу Римско-католической церкви, напомнившего на лекции в германском университете 12 сентября высказывание средневекового византийского императора Мануила II Палеолога о джихаде: «Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммад, и вы обнаружите лишь только злые и бесчеловечные вещи, такие, как его приказ распространять веру, которую он проповедовал, при помощи меча».
Мусульмане сочли вырванную из контекста цитату оскорбительной для исламской религии. Лидеры акций протеста, в частности духовные лидеры мусульман в Ираке и Ливане, сравнили сказанное Папой Римским с «карикатурным скандалом».
Со всей серьезностью отнеслись к ситуации и в России. Владимир Путин призвал вчера лидеров всех мировых религий к ответственности и сдержанности. «Уверен, что у лидеров основных конфессий будет достаточно сил и мудрости, чтобы избежать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями», -- заявил он. А Совет муфтиев России расценил высказывания Бенедикта XVI как «неудачную и неуместную для современной действительности иллюстрацию». Совет муфтиев призвал Папу Римского «принять верное решение и принести свои извинения», а власти и народы мусульманских стран -- «сделать все, чтобы пожар конфронтации не разгорался».
Вчерашняя речь Папы Римского Бенедикта XVI, появившегося на балконе своей летней резиденции в "Кастель гандольфо" под Римом, прошла при беспрецедентных мерах безопасности. Шел проливной дождь, но полиция отбирала у паломников даже зонтики. Накануне иракские боевики из группы «Армия моджахедов» разместили в Интернете прокламацию, в которой поклялись «разрушить крест в сердце Рима». Бенедикт XVI начал мессу словами сожалений относительно реакции исламского мира: «Мне искренне жаль, что мое выступление в университете Регенсбурга вызвало такую реакцию и было воспринято как оскорбление чувств верующих мусульман. На самом деле это была всего лишь цитата из средневекового текста, которая никоим образом не выражает моих собственных взглядов». Накануне Ватикан выпустил официальное заявление. В нем говорится, что Папа «очень сожалеет, что некоторые фрагменты его речи могли показаться оскорбительными в отношении чувств мусульманских верующих», которых Ватикан «очень уважает за их поклонение единому Богу».
Однако мусульмане ждали личных извинений понтифика, и не все из них остались довольны воскресной речью. Один из лидеров египетской организации «Братья-мусульмане» Мухаммад Хабиб заявил, что папа «не поднялся до уровня ясного извинения», и призвал его все-таки сделать это, чтобы «положить конец волнениям».
Бенедикт XVI действительно не ставил перед собой цели выступать в германском университете с церковным посланием и уж тем более задевать мусульман. В ходе паломничества в Баварию, откуда он родом, Папа выступил с лекцией в университете в городе Регенсбург, где в 1970-е годы заведовал кафедрой догматики на теологическом факультете. Одной из тем лекции стала проблема религиозного насилия в историческом аспекте. Лектор подверг заслуженной критике применявшуюся в истории практику насильственного приобщения к религии широких народных масс. Он процитировал фрагмент религиозно-философского диспута, состоявшегося предположительно в 1391 году в зимней военной казарме вблизи нынешней турецкой столицы Анкара между византийским императором Мануилом II Палеологом и неким персидским ученым относительно джихада. Тогда Палеолог, несмотря на бои с мусульманами за столицу Византийской империи город Константинополь, согласился на диалог с ученым мусульманином. Правда, в беседе император заявил о том, что пророк Мухаммад своей идеей «священной войны» привнес в мир «злое и бесчеловечное».
Для Германии, родины понтифика, трудно было найти более неподходящий момент для возмущения исламского мира: в стране полным ходом идет подготовка к отправке в Ливан первых 1500 моряков-миротворцев. Потушить пожар попыталась канцлер Ангела Меркель. «Кто критикует Папу Римского, -- сказала она в интервью самому массовому немецкому таблоиду «Бильд», -- тот не понимает направленности его выступления». Лекция Бенедикта XVI, как подчеркнула возглавляющая Христианско-демократический союз фрау канцлер, "является приглашением к диалогу между религиями", и Папа Римский выступил за этот диалог.
Вступивший на Святой престол в апреле 2005 года Бенедикт XVI -- профессор-теолог, считающийся не только представителем консервативного крыла католического духовенства, но и мастером схоластики. В рассуждениях он сначала сталкивает противоположности, а затем показывает, что они вовсе не исключают, а скорее дополняют друг друга, являясь неразрывными частями единого целого.
Любимая философская тема Бенедикта XVI -- единство благоразумия и веры, естественно, христианской. Мусульманскую религию в лекции он упомянул лишь походя, чтобы на фоне негативного примера из истории еще ярче засияли догматы христианства.
В ноябре Папа Бенедикт XVI собирался совершить паломничество в Турцию. Но из Турции, пожалуй, раздалась наиболее острая критика его лекции. Замглавы парламентской фракции правящей в Турции Партии справедливости и развития Салих Капусуз заявил, что Папа Римский из-за своих высказываний "войдет в историю такой же негативной фигурой, как Гитлер или Муссолини". А турецкий министр по делам религии Али Бардак-оглу сказал, что высокопоставленному лектору придется отказаться либо от сказанного в Регенсбурге, либо от поездки в Турцию. Во время визита в Турцию Бенедикт XVI собирался поставить вопрос об ущемлении религиозных прав имеющихся там небольших христианских общин.
|