После саммита Шанхайской организации сотрудничества на карте мира замаячило Энергетическое содружество ШОС — в перспективе самый мощный энергетический альянс в мире. В нём особую роль может сыграть Казахстан с его огромными запасами энергоносителей и уникальным географическим положением точно в центре евразийского пространства.
Казахстан — очень своеобразная страна, с необычной культурой. С одной стороны, это сердце Азии, а казахи в большей степени, чем многие их соседи, сохранили древние тюркские нравы. Но именно казахи из всех центральноазиатских тюркских народов в наибольшей степени оказались восприимчивы к европейской культуре. Они динамичны, образованны и предприимчивы. В отличие от многих постсоветских руководителей Нурсултан Назарбаев сохранил национальную промышленность, не стал ссориться с Россией и не дал Казахстану утонуть в пучине тупого национализма.
Иными словами, у Казахстана во многом благодаря разумной политике своего президента есть все предпосылки стать ключевым игроком евразийского пространства. Однако Назарбаев не вечен. И на смену ему могут прийти совсем другие люди, которые вполне могут стать инициаторами значительных перемен.
В свете складывающегося евразийского энергетического альянса особое значение приобретает вопрос: кто персонально будет контролировать энергетический сектор экономики Казахстана? Ответ, увы, будет не слишком обнадёживающим.
Минувшей зимой была образована ассоциация нефтегазового и энергетического комплекса KazEnergy, которую 12 декабря прошлого года возглавил Тимур Кулибаев, муж средней дочери Нурсултана Назарбаева — Динары. В прошлом году Центрально-Азиатское агентство политических исследований признало самым влиятельным политиком Казахстана Тимура Кулибаева. Именно этот человек сейчас контролирует сеть нефте- и газопроводов Казахстана.
Тимур Кулибаев родился в 1966 году. В 1988 году окончил МГУ. Кандидат экономических наук. В 1992—1997 годах работал на руководящих должностях в концерне «Алтын Алма», ЗАО «АТФ Банк», Государственном комитете РК по инвестициям. До назначения в феврале 2002 года первым вице-президентом ЗАО «НК «КазМунайГаз» работал в национальной компании «КазахОйл», возглавлял национальные компании «КазТрансОйл» и «Транспорт нефти и газа».
Кулибаеву удивительно легко удаётся избегать неприятностей. Так, стоило ему покинуть свой пост в «КазМунайГазе», там тут же разгорелся нешуточный скандал: депутаты Мажилиса заинтересовались тем обстоятельством, что «управленческий гонорар» в этой компании составлял третью часть её прибыли — 11 млрд. тенге! Имя Кулибаева упоминалось и в связи с делом «Казахгейт» (о даче американцем крупных взяток высокопоставленным казахстанским чиновникам). Можно предположить, что Тимур Кулибаев вряд ли совсем безгрешен, но при этом у него блестящая карьера.
До недавнего времени Тимура Кулибаева нельзя было назвать широко известной публичной фигурой, потому что он занимал относительно скромные посты (всегда был «вице»). Но, как сообщают СМИ, он, будучи вице-президентом национальной компании «КазМунайГаз», контролировал практически весь нефтяной рынок Казахстана.
Под контролем Кулибаева сосредоточены колоссальные финансовые ресурсы. На Бермудах была зарегистрирована нефтяная компания Nelson Resources Limited, разрабатывавшая самые богатые нефтяные месторождения Казахстана — Арман, Алибекмола и Кожасай. Владельцами контрольного пакета акций Nelson Resources были акционеры двух крупных казахских ФПГ — Казкоммерцбанка и Народного банка Казахстана (Халык-банка). А старшими партнёрами по Nelson были... главные акционеры Нарбанка — Тимур Кулибаев и его жена Динара.
После продажи в конце прошлого года Nelson Resources Limited ЛУКОЙЛу состояние Кулибаева приближается, по разным приблизительным оценкам, к $1 миллиарду. К тому же, как сообщило на своём сайте Агентство финансового надзора Казахстана (www.afn.kz), он и его семья являются крупными акционерами компании «Холдинговая группа «Алмэкс», которой принадлежит 73,5% акций Халык-банка, третьего по величине в стране.
Вот этот-то колоссальный финансовый ресурс и позволяет сейчас Тимуру Кулибаеву стремительно набирать политические очки: по результатам опроса Центрально-Азиатского агентства политических исследований, зять президента признан самым влиятельным политиком Казахстана. А потому заявление Кулибаева, сделанное им в связи с уходом из «КазМунайГаза» о том, что он намерен заняться частным бизнесом, воспринимается с сомнением. Как писала одна из центральных российских газет, Кулибаев имеет серьёзную поддержку в регионах: почти половина акимов областей — люди Кулибаева. Все эти обстоятельства позволяют предположить, что Кулибаев готовится к схватке за власть.
Уже сейчас KazEnergy нечто большее, чем частный бизнес. Это мощное средство политического давления на власть. Создание республиканской ассоциации такой силы неизбежно приведёт к объединению всех игроков на рынке ТЭК и позволит им успешно противостоять власти на всех уровнях, от муниципального до центрального. Таким образом, KazEnergy становится идеальной площадкой для объединения нефтегазовой элиты и даёт ей практически неисчерпаемые финансовые ресурсы.
Такая сила неизбежно, просто в силу логики своего развития, начнёт борьбу за власть. Но дело даже не в том, что какая-то группа рвётся к власти. Важно другое: все наиболее крупные нефтяные концерны Казахстана принадлежат иностранному капиталу. В этой ситуации политологи опасаются, что страна попадёт в руки кучки компрадорской буржуазии, управляемой иностранными хозяевами. И не факт, что интересы этих хозяев совпадут с национальными интересами Казахстана и с интересами стран — участниц Энергетического содружества ШОС.
|