Евгений Адамов предлагал государству его уничтожить
Адвокаты бывшего главы Минатома РФ Евгения Адамова - Генри Резник и Тимофей Гриднев - обратились в Генпрокуратуру РФ с просьбой о возбуждении уголовного преследования в отношении целого ряда должностных лиц, причастных к делу их подзащитного. "Это лишь второй случай в моей практике, когда я обратился с ходатайством о возбуждении уголовных дел по поручению доверителя", - сообщил "МН" г-н Резник.
По мнению адвокатов г-на Адамова, судья Мосгорсуда Нина Шарапова вынесла заведомо неправосудное решение, когда продлила предельный срок содержания экс-министра под стражей (истекавший 8 июня), мотивировав это обстоятельствами, отсутствующими в законе. "Ссылки на особую сложность дела, тяжесть обвинения не являются основанием для продления предельного срока содержания под стражей", - заявил г-н Резник.
Обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями были также выдвинуты защитниками Евгения Адамова в отношении следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Геннадия Кукло и исполнявшего на тот момент обязанности Генпрокурора РФ Юрия Бирюкова. Адвокаты Адамова также обвинили в служебном подлоге замначальника Службы экономической безопасности ФСБ РФ Анатолия Грошева, который, по их мнению, представил Генпрокуратуре письмо с вымышленной аргументацией в пользу продления срока содержания экс-главы Минатома в СИЗО "Матросская тишина".
Как известно, уголовное дело против г-на Адамова было возбуждено Генпрокуратурой РФ 13 мая 2005 года, когда экс-министр уже находился под стражей в Швейцарии по запросу властей США, которые инкриминировали ему хищение 9 миллионов долларов, выделенных на обеспечение безопасности российских АЭС. В интервью "МН" уже из российского следственного изолятора (N 17, 12 мая 2006 года) г-н Адамов открыто заявил, что это уголовное дело (по обвинению в мошенничестве в крупном размере, злоупотреблении властью и превышении должностных полномочий) было "сфабриковано Генпрокуратурой РФ", чтобы воспрепятствовать его экстрадиции в США. Причина "фабрикации" - статус Адамова как носителя государственных секретов высокого уровня, выдача которого иностранному государству могла причинить колоссальный ущерб интересам России.
Уже через три недели после ареста г-на Адамова в Швейцарии посол РФ в Берне Дмитрий Черкашин заявил газете Neue Zuercher Zeitung, что следствие в отношении экс-министра должно вестись в России, и что власти РФ официально выступают против выдачи Адамова третьей стране (то есть США). Однако до конца декабря 2005 года ни у российского посольства в Швейцарии, ни у самого г-на Адамова не было уверенности в том, какой именно запрос об экстрадиции - американский или российский - суд швейцарского кантона Цуг сочтет приоритетным. При этом пессимистически настроенный депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов заявил, что единственным способом гарантировать сохранность государственных секретов России в данном случае было бы похищение Адамова из швейцарской тюрьмы, а его однопартиец Сергей Абельцев пошел еще дальше, предложив спецслужбам РФ физически уничтожить экс-министра.
В распоряжении "МН" оказались документы, которые демонстрируют, что сам г-н Адамов в это время пытался убедить высшее руководство РФ максимально активизировать усилия по предотвращению его экстрадиции в США - именно в силу его "осведомленности в информации, относящейся к высшей категории государственной тайны". По утверждению г-на Адамова, реальным мотивом его преследования со стороны США был не коррупционный скандал, а его роль в заключении Минатомом РФ контрактов на строительство АЭС в Китае, Индии и Иране.
Более того, из письма Евгения Адамова президенту РФ (6 октября 2005 года) следует, что экс-министр - упомянув имя посла Черкашина в качестве свидетеля - признавал как приемлемый в качестве крайней меры вариант своего собственного физического уничтожения.
Из "Приложения 2" к письму президенту РФ Владимиру Путину от 6 октября 2006 года. Причины уголовного преследования со стороны США.
1. В начале апреля 1998 года Евгений Адамов, сразу после своего назначения исполняющим обязанности главы Минатома РФ во втором правительстве Черномырдина (после отставки данного кабинета он был назначен 10 мая того же года главой Минатома в правительстве Кириенко), встретился в Москве с министром энергетики США Фредерико Пенья. По утверждению г-на Адамова, он как вновь назначенный и.о. министра отказался от подписания уже готового соглашения с США по ядерным городам, "поскольку оно открывало возможность доступа американцам на закрытые предприятия".
2. В июне - июле 1998 года г-н Адамов посетил Китай, Индию и Иран. "После этого, - заявляет г-н Адамов, - реально начались работы по сооружению с участием РФ АЭС в этих странах. США относят этот регион к зоне своего экономического влияния и всячески препятствуют закреплению РФ на рынках указанных стран". По словам г-на Адамова, дополнительным раздражителем для США стала его встреча с премьером Индии Аталом Бихари Ваджпаи после проведения Индией испытаний ядерного оружия в том же 1998 году. "Уже в августе 1998 года, - утверждает экс-министр, - госсекретарь США Мадлен Олбрайт обращалась к министру иностранных дел РФ Евгению Примакову с жалобой на действия Евгения Адамова".
3. Как заявляет г-н Адамов, весной 1999 года председатель совета директоров холдинга "Медиа-мост" Владимир Гусинский через вице-премьера правительства Евгения Примакова - Владимира Булгака - инициировал обращение Примакова к Борису Ельцину "по сфабрикованному США обвинению в передаче США ядерных технологий с целью обеспечить отставку Евгения Адамова".
4. В 1999 году власти США наложили санкции по обвинению в сотрудничестве с Ираном на ФГУП "Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля" (НИКИЭТ), которым г-н Адамов руководил с 1986 по 1998 год.
5. Г-н Адамов заявляет, что уже после его отставки с поста главы Минатома РФ в 2001 году "США сфабриковали и подкинули в Монако информацию, на базе которой Евгения Адамова и его партнеров по бизнесу обвинили в распространении оружия массового поражения".
6. По утверждению экс-министра, в 2002 году после запроса для него американской визы Советом по внешней и оборонной политике (под руководством Сергея Караганова) с целью участия в российско-американском форуме в Вашингтоне "посольство США визу не выдало, а после настоятельных требований мотивировать отказ сослалось на закон о противодействии шпионажу".
"МН" достаточно подробно цитируют "Приложение 2" к письму г-на Адамова Владимиру Путину, так как в этом приложении г-н Адамов приводит свои главные "открытые" аргументы. Их лейтмотив - "нельзя допустить моей выдачи в США, потому что обвинения против меня необоснованны, американцы мстят мне за защиту политических и экономических интересов России".
Однако в письме к Путину было и еще одно приложение - "Приложение 1". Его суть - краткое изложение сведений, "относящихся к высшей категории государственной тайны", к которым г-н Адамов был допущен в силу своего статуса и которые в случае его выдачи в США могут быть получены спецслужбами этой страны. Понятно, что г-н Адамов не счел себя вправе передать "Приложение 1" "Московским новостям".
Однако интерес вызывает и тот факт, что экс-министр предостерег от распространения этих сведений даже главу МИД РФ Сергея Лаврова, которого он избрал в качестве посредника для передачи письма адресату (или, как выразился г-н Адамов, главному decision-maker). Следует упомянуть и о контексте, в котором письмо Путину было написано. 3 октября 2005 года глава Минобороны РФ Сергей Иванов заявил, что с 2000 года г-н Адамов "не является носителем госсекретов" и предложил, чтобы в случае экстрадиции в США "его права соблюдались неукоснительно". Очевидно, экс-министр предположил, что российские власти готовы к его "списанию".
Из обращения 6 октября 2005 года к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, которого Евгений Адамов просит стать посредником для передачи его письма президенту РФ Владимиру Путину, с "Приложением 1" (в запечатанном конверте) и "Приложением 2".
"...Для предупреждения распространения информации, безусловно носящей гриф СС ОВ (Совершенно Секретно Особой Важности. - "МН"), единственно возможной цепочкой передачи письма считаю - Посол РФ - Министр иностранных дел РФ - Президент РФ. Вы по должности являетесь членом СБ (Совета Безопасности - "МН"), поэтому у меня нет возражений, чтобы конверт был Вами вскрыт и приложение прочитано. Однако примите во внимание, что даже на СБ, по крайней мере тогда, когда я входил в его состав, (1999-2000 гг.), подобная информация никогда не была предметом обсуждения, даже на официальных заседаниях. Очевидно, поэтому до сих пор и не было ее утечки.
Пользуюсь случаем поблагодарить Вас за меры, предпринимавшиеся МИД и Вами лично для решения проблем, возникших для РФ в связи с моим арестом в Берне. Не Ваша вина в том, что они оказались столь неэффективными".
Из письма Евгения Адамова президенту РФ Владимиру Путину от 6 октября 2005 года.
"Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! 4 октября через все СМИ прошло заявление С.Б. Иванова, что с 2000 года я не являюсь носителем государственных секретов. Понимаю, что утверждение столь близкого к Вам человека не может быть случайным, а, следовательно, отражает некую новую государственную линию, идущую вразрез с прежними заявлениями посольства Российской Федерации в Берне...
Моя обязанность в этих условиях информировать Вас лично о наиболее важных элементах моей осведомленности в информации, безусловно относящейся к высшей категории государственной тайны: исполнено собственноручно, в единственном экземпляре на отдельном листе (Приложение 1) с целью немедленного уничтожения или хранения в особой папке. Именно владение как этой, так и другой чувствительной для страны информацией заставляет меня со 2 мая (дата ареста Адамова в Швейцарии. - "МН") и до сего дня заботиться о предотвращении экстрадиции в США.
Администрацией США ведется целенаправленное преследование меня с 1998 года ввиду бескомпромиссной позиции по защите интересов Российской Федерации (Приложение 2). События последних лет позволили США убедиться, что я не пользуюсь более Вашей поддержкой, и они спланировали и провели беспрецедентную политическую провокацию, прикрывая ее якобы имеющими место криминальными событиями. Моя превентивная информация по этому поводу направлялась в различные государственные органы (Росатом, ФСБ, Генпрокуратура), но, к сожалению, не нашла понимания. Закономерным итогом стал арест 2 мая.
Уже при первой встрече с представителями посольства 6 мая я передал свою оценку ситуации и рекомендации по необходимым действиям на государственном уровне. Через 10 дней мне стало известно, что избран другой, оскорбительный для меня и, очевидно, неэффективный путь встречного требования экстрадиции. Посол РФ незамедлительно информировал меня, что указанные действия предприняты только для моего возвращения в Москву. Но уже через несколько дней мне стало известно, что вполне определенные лица, постоянно бравирующие близостью к Вам, пытаются использовать сложившуюся ситуацию, чтобы решить свои бизнес-проблемы...
...Государственная власть России должна обнародовать правду: никакого хищения средств по зарубежным контрактам у НИКИЭТ не было. Более того, НИКИЭТ менее болезненно, чем аналогичные предприятия, прошел кризисные годы, поскольку был поддержан средствами организованного мной частного бизнеса...
Я хорошо понимаю, что должен рассматриваться и другой вариант - физическое устранение носителя информации. Готовность пожертвовать жизнью в интересах сохранения государственной тайны неоднократно была подтверждена мной при встречах с Послом РФ. Однако, согласитесь, Владимир Владимирович, что принимать такое решение, когда Родина тебя ценит и защищает - одно дело. И совершенно другое, когда твоя страна оценила твои заслуги перед государством возбуждением уголовного дела".
Здесь следует внести пояснение - несмотря на первоначальное предположение г-на Адамова, избранный властями России вариант встречного требования экстрадиции оказался достаточно эффективным. В декабре 2005 года суд швейцарского кантона Цуг принял решение об экстрадиции г-на Адамова не в США, а в Россию. Под самый Новый год чартерным рейсом за свой счет экс-министр прибыл в Москву. Однако г-н Адамов, как мы видим, также высказал скептицизм по поводу заявления посла Черкашина о чисто формальном характере возбужденного против него в России уголовного дела. И этот его скептицизм как раз оправдался. В Москве 67-летний экс-министр был вновь взят под стражу и уже полгода находится в СИЗО.
В интервью "МН" из "Матросской тишины" (N 17, 12 мая 2006 года) экс-глава Минатома, как и в письме президенту России от 6 октября, упомянул о предполагаемых "заказчиках" его уголовного дела, которых он назвал "околовластными манипуляторами". На просьбу "МН" назвать этих людей г-н Адамов ответил отказом, заявив, что оглашение этой информации до суда способно причинить ущерб интересам России.
ПОДРОБНОСТИ
История ареста Евгения Адамова в Швейцарии в его собственном изложении
"В 2004 году стало известно, что генпрокуратура США готовится предъявить обвинение в хищении средств по зарубежным контрактам НИКИЭТа. Проводившая независимое расследование группа юристов американской компании Covington & Burling убедилась в неосновательности такого обвинения и информировала следователей в конце 2004 года о результатах своей работы. Тем не менее не проводя никакого следствия в РФ, США пошли на организацию ареста Адамова.
С конца 2004 года Швейцария сотрудничала с США, разославшими во многие страны запросы с поиском счетов, недвижимости и т.д., принадлежащих Адамову. Швейцария услужливо информировала США, что хотя счетов и собственности Адамова в Швейцарии не обнаружено, гражданкой Швейцарии является его дочь, ведущая в этой стране бизнес.
Желание угодить США зашло так далеко, что следователь бернского магистрата заблокировал личные счета его дочери и счета связанной с ней фирмы, хотя об этом США его и не просили. Узнав об этом через адвоката дочери, Адамов проявил инициативу встретиться со следователем, чтобы подтвердить чистоту как собственного бизнеса, так и бизнеса своей дочери.
Следственный судья (следователь. - "МН") не только принял это предложение, но и из инициативной превратил встречу с Адамовым в официальный допрос, выслав уже в то время, когда по другим делам бизнеса Адамов находился в Швейцарии, повестку на допрос по домашнему адресу его дочери.
В то время как Адамов прибыл к судье в связи с делом против дочери, судья фактически провел допрос Адамова в рамках дела, открытого в США против него, что противоречит международному законодательству. По американскому же обращению, еще до официального решения Большого жюри в Питтсбурге, 2 мая (он) арестовал Адамова. Позднее стало ясно, зачем следственный судья тянул время допроса с 14.00 до 18.00, а ранее предлагал вообще провести встречу с Адамовым в нерабочий день 1 мая (в воскресенье). Его целью было произвести арест в то время, когда нормальные часы работы в российском посольстве и консульстве уже закончились, и на этом основании отказать в немедленной встрече с представителями российского посольства.
Представителей посольства допустили на встречу с Адамовым лишь 6 мая. В течение 3 дней от Адамова пытались получить согласие на упрощенную экстрадицию в США".
В чем обвинили Адамова в США
По версии обвинения, Адамов и его американский партнер Марк Каушанский еще в 1993 году создали компанию Energopool, которая должна была стать финансовым посредником НИКИЭТ в США. Через несколько месяцев компания была ликвидирована, однако ее банковский счет действовал до октября 1998 года. За это время через него прошло 11 миллионов долларов, выделенных властями США России для разработки систем безопасности российских ядерных объектов силами НИКИЭТ. Обвинение утверждает, что около $ 9 миллионов из этих средств были похищены.
|