Даже погасив долг Парижскому клубу, Россия не избавится окончательно от зарубежных претензий. Украина не собирается отказываться от загрансобственности бывшего СССР. Юристы подтверждают: полный расчет с кредиторами не защищает Россию от судебных исков бывших братьев. Министр финансов Алексей Кудрин заявил телеканалу “Вести”, что досрочная выплата долга Парижскому клубу “позволит России претендовать на все зарубежные активы бывшего СССР”. Кудрин надеется, что последний расчет с Парижским клубом позволит России переписать на себя всю недвижимость за рубежом, где этого еще не произошло. Пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков говорит, что из находящихся у них на балансе объектов недвижимость пока не переписана в девяти из 75 стран, но это крупнейшие страны — Англия, Япония, Польша и др.
В 1992 г. бывшие советские республики подписали соглашение о так называемом нулевом варианте. Россия обязалась заплатить долги Советского Союза, составлявшие $96,8 млрд, в обмен на отказ от прав на загрансобственность бывшего СССР.
Но уже в следующем году Украина, доля которой в долгах бывшего СССР составляла 16,91%, т. е. около $16,5 млрд, вышла из соглашения. Свои претензии она оформила списком, включавшим недвижимость в 28 странах, и направила его в 1994 г. в российское правительство. “Договариваться вслепую, видя сумму долга, но не видя перечня посольств, торгпредств, земельных участков, мы не хотели”, — вспоминает бывший депутат Рады, а ныне директор Института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко. Россия, по его словам, требовала оплатить аудит недвижимости и потому Украина перечень до сих пор не получила.
В начале 1990-х гг. сыскное агентство Pinkerton оценило загрансобственность СССР в $300-400 млрд, позднее Счетная палата — $150-200 млрд. В 2001 г. Украина подала иск в Высокий суд Лондона, требуя передать ей здание торгпредства России. Суд принял иск к рассмотрению, но решения еще не вынес. “Отсудить Украина ничего не сумела, ни одного объекта мы не передали”, — уверяет Виктор Хреков. “Полного списка спорных активов и общего числа исков нет”, — говорит Альберт Еганян, управляющий партнер компании “Вегас-Лекс”, которая семь лет занимается проблемой загрансобственности СССР. Получить комментарии в МИДе вчера не удалось.
Бывший зампред правительства России Александр Шохин убежден, что после окончательных выплат Парижскому клубу суды 18 стран-кредиторов не должны принимать претензий Украины на российские активы. Украина не выплатила больше $16 млрд и в этом наш главный аргумент, объясняет Шохин.
Автоматически загрансобственность российской не станет, полагает председатель комитета Думы по собственности Виктор Плескачевский: “Уверен, что найдется немало влиятельных людей в Европе, которые станут на сторону Украины и не признают нашу формулу: кто платит долги, тот и пользуется недвижимостью”.
Бывший руководитель комитета Верховной рады Александр Гудыма считает, что, как только украинские депутаты поделят портфели (см. статью на стр. А2), тема советской загрансобственности снова будет поднята. Украина не сняла претензий на недвижимость, подтверждает Рябченко, и расчеты России с Парижским клубом на это никак не повлияют. Он напоминает, что дело в Высоком суде Лондона не закончилось.
От того, что Россия погасила долг Парижскому клубу, легче нам не станет, замечает и Еганян: рецидивы, подобные лондонскому иску, возможны, и суд каждой из стран будет рассматривать конкретные обстоятельства дела. Юрист сожалеет, что в России до сих пор не принято законодательство о правопреемстве по пассивам и активам бывшего СССР, царской России и Временного правительства. “Позицию Украины можно было бы хеджировать, имей мы такие законы”, — заключает он.
Плескачевский в этом сомневается. Дума, говорит он, хотела еще в 2000 г. принять закон “Об иммунитете Российской Федерации и ее собственности”, но депутаты поняли, что нормой международного права этот документ не станет. По его мнению, проблему загрансобственности можно решить только политическими договоренностями с Украиной.
|