Первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МРт была пущена в СССР 27 июня 1954 г. в Обнинске. Ныне АЭС составляют основу энергетики, приобретающей все большее значение в связи с растущими темпами потребления электричества и ограниченностью мировых запасов нефти и угля. Однако для развития ядерной энергетики требуются значительные капиталовложения. В то же время она вызывает чувство настороженности, основанное на негативном опыте прошлого. Научно доказано, что атомные станции «самые чистые» и не несут того отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, которые оказывают, к примеру, теплоэлектростанции на каменном угле.
Самая крупная в истории атомной энергетики авария произошла 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС. Было немало и других, но все они, даже наиболее значительная из них на американской АЭС Три Майл Айленд 28 марта 1979 г., не приводили к столь серьезным последствиям.
Сразу же после аварии в СССР возникли острые, неотложные проблемы: необходимо было уменьшить масштабы катастрофы, приостановить выделение радиоактивных веществ, обеспечить безопасность проживавших вблизи АЭС людей. Немало статей было опубликовано о колоссальной работе по эвакуации населения из района АЭС и налаживанию жизни на новых местах, о самоотверженном труде ученых, инженеров, рабочих, всех тех, кто участвовал в создании саркофага и ликвидации аварии. Имена героев Чернобыля навечно войдут в историю подвигов нашего народа.
Когда государство переживает катастрофу такого масштаба, это не может не вызывать сочувствия к пострадавшим и стремления помочь им. Так и поступали многие люди и самые различные организации за рубежом. В то же время в определенных кругах на Западе сделали все для того, чтобы превратить чернобыльские события в острую политическую проблему и использовать ее в целях, не имевших ничего общего с атомной энергетикой. Именно Чернобыль получил широкую известность и долгое время находился в центре внимания правительств, политических и государственных деятелей, мировой общественности.
История политической и дипломатической борьбы вокруг событий в Чернобыле представляет несомненный интерес. Освещать ее полезно и потому, что на Западе до сих пор бытует мнение, что СССР во время аварии не проявил должного сотрудничества с западными странами, создав тем самым угрозу для населения этих стран.
В апреле 1986 г. автор этих строк был Постоянным представителем СССР при находящихся в Вене международных организациях, в том числе и при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). 28 апреля 1986 г. изданный в МАГАТЭ ежедневный обзор прессы, в котором излагались все появившиеся в средствах массовой информации сообщения по вопросам использования атомной энергии, не содержал каких-либо упоминаний о Чернобыле.
В середине дня 28 апреля Генеральный директор МАГАТЭ Х.Бликс обратился в Советское представительство с просьбой срочно связаться с ним. Х.Бликс сообщил, что министр энергетики Швеции обратилась к нему в связи с тем, что в некоторых районах страны на побережье Балтийского моря отмечено увеличение уровня радиации, превышающее обычную норму от 6 до 25 раз. То же самое зафиксировали в Дании и Финляндии. В Швеции полагали, что где-то произошел выброс радиации, и просили Гендиректора МАГАТЭ обратиться к соседним странам, в частности, к СССР, с просьбой выяснить причину такого выброса. Х.Бликс настоятельно просил довести до сведения Москвы поставленные им вопросы и сообщить о результатах.
Во второй половине дня 28 апреля западные радиостанции сообщили о повышении уровня радиации в Швеции в результате радиоактивного выброса на территории СССР. В тот же день Генеральный директор МАГАТЭ получил официальное сообщение об аварии на АЭС. В жизнь советских людей вошел Чернобыль.
Это был первый официальный ответ советских должностных лиц властям других стран. Далее события развивались стремительно. 29 апреля 1986 г. западные газеты под броскими заголовками сообщали миру о тысячах погибших в Чернобыле и о происходящих там ужасах, публиковали карты со схемами распространения потоков радиации из района аварии на территорию стран Европы, США и других государств, указывая, какое серьезное воздействие на здоровье и жизнь населения этих стран и последующие поколения может оказать авария на АЭС в СССР. В публикациях прослеживалось и стремление показать несовершенство советской атомной технологии и ее отсталость по сравнению с западной. Распространялась версия о «таинственности» чернобыльского реактора и использовании его в военных целях, игнорируя тот факт, что СССР поставил под контроль МАГАТЭ наряду с другими АЭС и Чернобыльскую. Советский Союз обвинялся в нежелании сотрудничать с другими странами, нарушении международных обязательств, что грозило обернуться губительными последствиями для населения западных стран. Вывод следовал простой: Советскому Союзу нельзя доверять, в том числе и на переговорах по разоружению.
5 мая 1986 г. в Токио состоялось совещание глав государств и правительств семи наиболее развитых капиталистических стран: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады и Японии. Ими было опубликовано специальное Заявление о последствиях ядерной аварии в Чернобыле. В нем, в частности, указывалось: «Каждая страна… несет ответственность за своевременное предоставление подробной и полной информации о чрезвычайных обстоятельствах и авариях на ядерных установках, в частности, тех, которые могут иметь последствия, выходящие за пределы государственных границ. Все наши страны признают такую ответственность, и мы настоятельно призываем правительство Советского Союза, которое не сделало этого в случае с Чернобылем, предоставить в срочном порядке такую информацию, как было предложено нашими и другими странами».
9 мая 1986 г. правительство ФРГ на специальном заседании, проведенном для рассмотрения аварии на Чернобыльской АЭС, выступило с обвинениями в адрес СССР. Оно потребовало немедленно предоставить информацию об аварии, допустить международных экспертов к месту аварии, а также срочно созвать специальную сессию Совета управляющих – руководящего органа МАГАТЭ – для рассмотрения последствий аварии и получения необходимой информации.
Насколько обоснованы были все эти обвинения, действительно ли СССР отказывался от сотрудничества с другими странами и не давал подробной информации об аварии?
Сотрудничество между государствами по вопросам использования ядерной энергии осуществлялось через МАГАТЭ. Представительство СССР в Вене, выступая от имени Советского Союза, активно сотрудничало с Агентством по вопросам, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, поддерживало с Секретариатом МАГАТЭ самые тесные контакты. Следует отметить, что Советское представительство с первых дней после аварии проводило встречи с представительствами многих стран, таких, как Швеция, Финляндия, США, Великобритания, Нидерланды, Индия, социалистическими странами, доводя до их сведения необходимую информацию.
Поскольку Чернобыльская авария имела трансграничные последствия, совпредставительство ежедневно направляло в Агентство информацию о мерах, принимаемых на поврежденном реакторе, о выбросах радиоактивных веществ. Полученные сведения МАГАТЭ рассылало государствам и ведущим международным информационным агентствам, публиковало в своих пресс-бюллетенях. Понимая важность роли МАГАТЭ, Х.Бликс предпринимал все меры для расширения такого сотрудничества, предлагая «любую помощь». На базе информации, поступавшей из различных государств, Гендиректор давал рекомендации, как расширить международное сотрудничество в связи с аварией, учесть опыт, накопленный МАГАТЭ, к примеру, во время аварии на американской АЭС Три Майл Айленд, и выразил желание лично посетить СССР, чтобы на месте получить необходимую информацию, выработать дополнительные практические меры для развития сотрудничества СССР с Агентством, а через него и со всеми странами. Решение о его поездке в Москву было принято незамедлительно.
Сегодня хотелось бы еще раз подчеркнуть смелость и мудрость этого решения. Обычно приезд иностранных представителей на место крупных аварий, такой, как атомная, тем более воспринимается государствами без большого энтузиазма. Советский Союз при решении этого вопроса проявил новый подход, новое мышление.
В поездке в СССР Гендиректора сопровождали два сотрудника МАГАТЭ, специалисты в области ядерной энергетики: М.Розен – директор отдела безопасности (гражданин США) и Л.В. Константинов – заместитель Гендиректора и руководитель департамента ядерной энергии и безопасности (гражданин СССР). При этом учитывалось, что именно М.Розен был направлен Агентством на американскую АЭС Три Майл Айленд, когда там произошла авария.
В сообщении для прессы говорилось: «По приглашению Советского правительства д-р Х.Бликс, Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии, вылетает в Москву 5 мая с.г. в связи с аварией на атомной электростанции в Чернобыле. Его будут сопровождать два высококвалифицированных эксперта в области ядерной энергетики и ядерной безопасности». 4 мая 1986 г.это сообщение было передано и по радио.
5 мая 1986 г. в распространенном Гендиректором МАГАТЭ на пресс-конференции в аэропорту письменном заявлении указывалось: «Мы направляемся в Москву для того, чтобы продолжить напрямую с советскими властями контакты, которые у нас были в течение прошедшей недели через Советское представительство, относительно информации и мероприятий, которые следует предпринять Международному агентству по атомной энергии для повышения ядерной безопасности». Этот аспект была вынуждена признать и «семерка».
В цитируемом выше заявлении о последствиях ядерной аварии в Чернобыле, опубликованном 5 мая 1986 г., указывалось: «Мы с удовлетворением отмечаем готовность Советского Союза провести на этой неделе обсуждения с Генеральным директором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Мы ожидаем, что эти обсуждения приведут к участию Советского Союза в послеаварийном анализе, проведение которого желательно».
В период пребывания в СССР с 5 по 9 мая 1986 г. Х.Бликс и сопровождавшие его лица посетили Киев, район Чернобыльской АЭС и ознакомились с обстановкой на месте. Советские эксперты дали представителям МАГАТЭ подробное описание аварии и мер, принятых для устранения ее последствий. В ходе переговоров были определены дополнительные практические шаги по расширению сотрудничества с МАГАТЭ, в частности, о ежедневном направлении советской стороной в Агентство, начиная с 9 мая 1986 г., информации об уровне радиации со станции, находящейся в 60 км от места аварии, а также с шести других, расположенных вдоль западной границы СССР (Ленинград, Рига, Вильнюс, Брест, Рахов и Кишинев). Условлено было, что советская сторона представит в МАГАТЭ информацию об аварии, которая будет обсуждена на совещании экспертов по вопросам ядерной безопасности.
Эти факты свидетельствуют о несостоятельности обвинений в адрес СССР о нежелании сотрудничать с другими странами. К этому можно добавить следующее: Комитет МАГАТЭ по административным и бюджетным вопросам на заседании 6 – 8 мая 1986 г. принял решение, в котором выразил «…признательность за приглашение, переданное Генеральному директору Советским правительством в связи с аварией в Чернобыле, и приветствовал готовность советских компетентных органов сотрудничать с Агентством в предоставлении информации».
В МАГАТЭ существует специальная система оповещения об авариях, которая предусматривает, что государство направляет Агентству информацию об авариях, «…как только оно подготовит соответствующий доклад…», желательно не позднее, «…чем через 4 месяца…». Указанный срок определен на основе международного опыта, поскольку для сбора данных и подготовки серьезной информации требуется значительное время. Это положение в еще большей степени относилось к аварии на Чернобыльской АЭС, если учесть ее необычный характер и масштабы. Правительственной комиссии сначала надо было оценить масштабы аварии и только после этого давать информацию. По мере сбора данных информация передавалась МАГАТЭ, другим государствам, международной общественности. Во время пребывания в СССР с 5 по 9 мая 1986 г. Х.Бликсу и его экспертам были предоставлены собранные к тому времени данные об аварии, которые были доведены до сведения всех дипломатических представительств при МАГАТЭ во время специального совещания, проведенного по итогам поездки Х.Бликса в СССР.
21 мая 1986 г. в ходе сессии Совета управляющих МАГАТЭ глава советской делегации Б.А. Семенов изложил более подробные сведения об аварии, собранные к тому времени, первоначальные оценки причин аварии и количество пострадавших, состояние реактора, о работах по ликвидации последствий аварии, характеристики радиоактивного выброса, данные об уровнях радиации.
В соответствии с договоренностью с Х.Бликсом СССР подготовил доклад, содержащий подробную информацию о всех аспектах аварии и ее последствиях, и представил его в МАГАТЭ. 25 – 29 августа 1986 г. в Вене состоялось совещание, в котором приняли участие несколько сот экспертов из государств-членов МАГАТЭ и других международных организаций. Международные эксперты вместе с большой группой советских специалистов всесторонне изучили представленную информацию. Было отмечено, что «доклад, представленный советскими специалистами, составлен тщательно и на высоком профессиональном уровне…». Откровенное и открытое изложение материалов советскими экспертами было хорошо встречено участниками. По общему мнению, результаты слушания превзошли все ожидания. Действительно, советские специалисты, среди которых были самые видные советские ученые, такие, как академик В.А. Легасов, вице-президент Академии медицинских наук Л.А. Ильин, дали исключительно подробную, научно обоснованную информацию. В огромной аудитории слушали 6-часовой доклад академика В.А. Легасова самые выдающиеся в мире эксперты в этой области. Академик В.А. Легасов сыграл исключительно важную роль в представлении этой информации мировому сообществу.
Совещание экспертов было самым крупным в истории МАГАТЭ, имевшим важное значение для расширения международного сотрудничества в целях повышения безопасности атомной энергетики. Советский Союз активно содействовал проведению этого совещания.
В западной прессе настойчиво обыгрывался тезис «о несвоевременном» предоставлении Советским Союзом информации о радиационной обстановке, что якобы создало опасность для населения Западной Европы.
Повышение уровня радиации в Швеции было зафиксировано 27 апреля 1986 г. в 9 часов 30 минут утра. Сообщение об аварии было сделано 28 апреля 1986 г. Следует учесть, что на тот момент не существовало каких-либо юридических обязывающих документов, устанавливающих механизм международных действий в случае чрезвычайной радиационной обстановки. Необходимо принять во внимание и масштабы аварии, тот удар, которые испытала страна. Да, это была авария с трансграничными последствиями, но оценка радиационной опасности для западной Европы была явно преувеличена. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Повышение радиации на АЭС и других, прилегающих к ней районах, вызвало необходимость эвакуации населения из зоны радиусом 30 км от места аварии. За пределами этой зоны радиационная обстановка не требовала эвакуации населения и не вызывала опасений.
Определением уровней радиации, оценкой радиационной обстановки в стране занимались компетентные службы. Так же поступали и западноевропейские службы. Основываясь на проводимых ими измерениях, отмечая определенное повышение уровня радиации, они в то же время констатировали, что опасности для населения их стран нет. В бюллетене, изданном МАГАТЭ 30 апреля 1986 г., говорилось: «Сообщения, поступающие в Агентство об измерениях, которые проведены в Скандинавских и других странах в отношении высвободившейся в результате аварии радиоактивности, не дают оснований для тревоги, связанной с трансграничными последствиями». 8 мая 1986 г. национальная служба Швейцарии, Чехословакия, Югославия и Италия заявили, что уровень радиации в их странах повысился, но не создает никакой угрозы для здоровья населения.
Национальный Совет Великобритании по радиологической защите сообщил, что радиация, высвободившаяся во время аварии в Чернобыле, «…не создает угрозу Великобритании». 5 мая 1986 г. Комитет гражданской обороны этой страны заявил, что, «…несмотря на некоторое увеличение уровня радиации, причин для тревоги нет». Это было подтверждено и в заявлении министра окружающей среды Великобритании К.Бакера, сделанном в палате общин 7 мая 1986 г. В пресс-бюллетене МАГАТЭ 5 мая 1986 г. сообщалось, что после проведения дезаметрического контроля соответствующая польская служба вместе с экспертами МАГАТЭ констатировала, что «измерения показывают, что в стране не наблюдается никакого риска для здоровья населения». 6 мая 1986 г. министр внутренних дел ФРГ Ф.Циммерманн заявил: «Мы находимся за 2 тысячи километров от места аварии. Опасность для немецкого народа исключена». Ко всему сказанному можно добавить: сообщив об аварии и выбросе радиоактивных веществ в атмосферу, Советский Союз через МАГАТЭ и путем публикации официальных сообщений давал оценку радиационной обстановке в районе аварии и в прилегающих к ней территориях. Так, в сообщении Совета Министров СССР от 1 мая 1986 г. говорилось: «В результате принятых мер, за истекшие сутки выделение радиоактивных веществ уменьшилось, уровни радиации в районе АЭС и в поселке станции снизились. Проводимые специалистами измерения с помощью контрольной аппаратуры свидетельствуют о том, что цепной реакции деления ядерного топлива не происходит, реактор находится в заглушенном состоянии».
Передача информации велась ежедневно. 6 мая 1986 г. в ходе пресс-конференции было заявлено: «…в результате принятых мер радиационная обстановка в районе Чернобыля нормализуется. По результатам систематического контроля радиоактивного загрязнения местности на территории Украинской, Молдавской, Белорусской ССР уровень радиации не превысил норм радиационной безопасности, установленных МАГАТЭ и Минздравом СССР. Повышенные уровни радиации отмечались на территории, прилегающей непосредственно к месту аварии, где максимальные уровни радиации достигали 10 – 15 миллирентген в час. По состоянию на 5 мая уровни радиации в этих районах снизились в 2 – 3 раза».
Таким образом, передаваемая информация давала представление о радиационной обстановке в районе аварии, хотя в первые дни она и не содержала абсолютных цифровых показателей уровней радиации и его изотопного состава, что неоднократно обыгрывалось западной прессой. Дело, однако, было не в цифрах. Проводя определенную политику против СССР, западноевропейские страны игнорировали информацию не только наших служб, но иногда и оценки своих собственных, принимали меры радиационной защиты населения, которые никак не вытекали из складывающейся ситуации. В связи с этим интересно привести мнение группы ведущих ученых специалистов по метеорологии, радиационной защите и технологии реакторов, созванной Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения.
Проведя анализ развития Чернобыльской аварии и ее последствий, группа в своем заявлении от 8 мая 1986 г. отметила, что «…некоторые меры, рекомендованные отдельными странами в начальной стадии аварии… потеряли свою необходимость, и маловероятно, что возникнет новая ситуация, которая потребует применения этих мер за пределами непосредственной зоны в СССР… Эксперты согласились, что некоторые меры не были оправданы в существующей ситуации». (Бюллетень МАГАТЭ). Аналогичную точку зрения высказал и директор отдела безопасности МАГАТЭ М.Розен, сопровождавший Х.Бликса в СССР. 12 мая 1986 г., информируя представителей стран-членов Агентства об итогах визита Х.Бликса в СССР, он заявил, что, с точки зрения радиационной безопасности, в принятии мер, которые были введены в ряде стран Европы, не было необходимости.
9 мая 1986 г. после посещения района Чернобыля Гендиректор МАГАТЭ и сопровождавшие его эксперты провели пресс-конференции в Москве и Вене. В ходе пресс-конференций представители МАГАТЭ распространили составленное ими краткое описание аварии, в котором были изложены собранные к тому времени данные. В частности, в нем указывалось: «…Максимальный уровень радиации в 30-километровой зоне составил 10 – 15 миллибэр в час. К 5 мая он снизился до 2 – 3 миллибэр в час. 8 мая по периметру зоны он упал максимально до 0,15 миллибэр в час. Уровень радиоактивности в водных резервуарах Киева был все время в пределах нормы». В коммюнике, опубликованном 9 мая 1986 г., по итогам визита Х.Бликса в СССР также указывалось, что в МАГАТЭ будет проведено совещание экспертов, которому Советский Союз представит подробную информацию об аварии.
14 мая 1986 г. вошло в историю как важная веха в развитии международного сотрудничества в области использования атомной энергии. В СССР была разработана и предложена программа, которая предусматривала проведение целого комплекса организационных, международно-правовых и научно-технических мер в целях повышения безопасности ядерной энергетики. Среди них: создание системы оперативного оповещения о ядерных авариях, механизм оказания международной помощи, повышение безопасности ядерных установок, повышение роли МАГАТЭ и других международных организаций в этой области. Для обсуждения всего комплекса вопросов предлагалось провести специальную международную конференцию под эгидой МАГАТЭ.
Позиция СССР повлияла на изменение международной обстановки. В западных странах усилилось влияние трезво мыслящих политиков, понимающих, что развитие атомной энергетики связано с долговременными интересами самих этих стран. Следует отметить, что западные страны с развитой атомной энергетикой, как правило, позитивно относились к ее дальнейшему развитию. Это было особенно заметно по французской прессе (во Франции около 70% электроэнергии производят АЭС), которая чернобыльские события освещала более спокойно.
Перелом настроений в правительственных кругах западных стран сказался при подготовке решений специальной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, состоявшейся 21 мая 1986 г. Ее участники заняли деловой, конструктивный подход. Советские представители отклонили попытки включить в проект решения неприемлемые для нас формулировки, при этом представители США, Франции, Великобритании и других стран занимали самую разумную позицию. В результате был выработан проект решения, с которым все согласились. Он был подготовлен в форме заявления председателя Совета управляющих МАГАТЭ, что также облегчило поиски компромисса. Решение было принято единогласно. В нем были отражены все предложения, выдвинутые Советским Союзом по созданию международного режима безопасного развития атомной энергетики.
Принятое решение продемонстрировало растущее стремление активизировать международное сотрудничество по вопросам ядерной энергетики. Под девизом расширения сотрудничества проходили и последующие мероприятия. Такой перелом в позиции западных стран, особенно западноевропейских, объяснялся в первую очередь осознанием, что кампания, развернутая в связи с Чернобылем, настолько усилила антиядерные настроения в этих странах, что поставила под угрозу реализацию программ развития их ядерной энергетики.
Главным стал вопрос об отношении к ядерной энергетике в свете происходивших аварий. После Чернобыля позиция по нему была неоднозначна – от полного отрицания атомной энергетики до полного отрицания какой-либо опасности ее использования. Ответ на него дало МАГАТЭ как главная международная организация, занимавшаяся вопросами использования ядерной энергии. Он был подготовлен Агентством с участием многих правительственных и неправительственных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения. Мировое сообщество устами МАГАТЭ высказалось за продолжение развития ядерной энергетики, которая является «…важным источником энергии для целей социального и экономического развития». На основе научных проработок было показано, что риск при выработке электроэнергии на ядерных установках во много раз меньше, чем на гидростанциях и станциях, работающих на нефти и угле. В то же время подчеркивалась настоятельная необходимость повышения безопасности атомных установок и наращивания усилий науки и техники для обеспечения надежности их эксплуатации. В этих целях МАГАТЭ была подготовлена специальная программа, выделены необходимые средства, намечены конкретные мероприятия.
Одним из первых шагов после сессии Совета управляющих МАГАТЭ была подготовка двух международных конвенций. Одна – об оперативном оповещении в случае ядерной аварии и вторая – о помощи, необходимой при аварии. Совещание правительственных экспертов из 56 стран за 4 недели (с 21 июля по 15 августа 1986 г.) разработало конвенции. Разработка конвенций в столь короткий срок стала возможной потому, что в сложившихся обстоятельствах правительства проявили политическую волю к достижению договоренности относительно острой проблемы, с которой они столкнулись, была заинтересованность в создании четкой, обязательной для государств с точки зрения международного права системы оповещения о ядерных авариях и помощи в таких случаях. Оказывали влияние и усилившиеся антиядерные настроения. Выработка конвенций вносила успокоение, так как служила повышению безопасности населения. Сыграли свою роль и хорошая подготовительная работа, проведения секретариатом МАГАТЭ и его Гендиректором Х.Бликсом, высокий профессиональный уровень многих участников совещания.
Заслуга Советского Союза в появлении конвенций состояла не только в инициативе по их подготовке, но и в умении добиться их разработки и подписании в короткий срок. Первая конвенция вступила в силу в октябре 1986 г., вторая – в феврале 1987 г., что является уникальным событием в международной практике. Чтобы достичь такого результата, пришлось преодолеть немало трудностей, поскольку конвенции затрагивали широкий круг политических, военных и научно-технических вопросов, подход к которым государств, участвовавших в совещании, порой был прямо противоположный. Наиболее сложным был вопрос, должны ли государства сообщать об авариях с трансграничными последствиями, произошедшими не только на мирных ядерных установках, но и на военных. Первоначальный проект конвенции включал аварии лишь на мирных ядерных установках.
В ходе совещания представители ряда стран настаивали на внесении пункта об авариях и на военных установках, так как при ядерных авариях с трансграничными последствиями радиационная опасность для населения соседних стран не зависит от того, в каких целях использовалась установка, что было вполне логично.
Вопрос затрагивал очень чувствительную сферу деятельности ядерных держав: СССР, США, Франции, Великобритании и Китая. Заявление советской делегации, что СССР предлагает включить в конвенцию обязательство сообщать о всех ядерных авариях с трансграничными последствиями, в том числе и на установках, используемых в военных целях, на военных кораблях и подводных лодках, авариях с ядерным оружием и при ядерных испытаниях, произвело огромное впечатление. Эта позиция СССР сыграла исключительно важную роль для успеха совещания. Принятие в Вене и внедрение в международную практику обязательств сообщать о ядерных авариях в военной сфере по своему значению далеко выходило за рамки разрабатываемых конвенций, способствовало повышению доверия, создавало более благоприятную обстановку для решения других вопросов, связанных с военной ядерной деятельностью государств.
После одобрения конвенций спецсессией Генеральной конференции МАГАТЭ 26 сентября 1986 г. под ними поставили подписи представители более 50 государств. Первым их подписал от имени СССР глава советской делегации, что являлось признанием роли Советского Союза в разработке конвенций.
Спецсессия МАГАТЭ рассмотрела и другие вопросы. Среди них: предотвращение вооруженного нападения на ядерные объекты и недопущение ядерного терроризма, подготовка международных соглашений об ответственности за ущерб в связи с ядерной аварией и другие. В заявлении Советского правительства по итогам спецсессии говорилось: «В Вене… восторжествовал новый подход к установлению взаимопонимания, доверия и открытости в отношениях между государствами».
Таким образом, в период с мая по сентябрь 1986 г. в МАГАТЭ были достигнуты значительные результаты по повышению безопасности атомной энергетики, что отвечало интересам каждого государства, всего международного сообщества.
Чернобыль был трудным испытанием для нашего народа. Он навсегда останется в памяти человечества как суровое предупреждение, что может произойти, если к величайшему достижению человеческого гения – использованию атомной энергии – относиться без должной ответственности. Чернобыльские события заставили задуматься о последствиях применения ядерного оружия, заострили проблему ядерного разоружения.
Человечество учло опыт Чернобыля. Появилось четкое осознание правительственными и научными кругами, специалистами в области атомной энергетики и медицины необходимости повышения безопасности атомных установок.
Чернобыль показал, что современный мир тесно взаимосвязан. Расширение и переплетение самых различных связей между государствами, появление глобальных проблем как результат влияния научно-технического прогресса требует новых подходов к международным отношениям.
Главный урок Чернобыля, как и других крупных аварий, состоит в следующем: человечество добилось колоссальных достижений как в военной, так и в гражданской сферах деятельности, однако научно-технический прогресс несет и негативные тенденции. Насыщенность современной экономики государств мощной энергетикой, высокоразвитой химией повышает, как справедливо отмечал академик В.А. Легасов, потенциальную аварийность производств и опасность для населения. Человечество вступило в такую стадию развития, когда для его нормального существования и даже выживания необходимо самое тесное международное сотрудничество.
Автор - Олег ХЛЕСТОВ, вице-президент Российской ассоциации международного права, Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор.
|