Скажи мне, кто твой враг...
Военные и гражданские эксперты, собравшиеся вчера на «круглый стол» «Стратегия национальной безопасности России: скрытые и явные угрозы», пришли к выводу, что главная угроза для России -- неопределенность во врагах. Впрочем, и сами эксперты не смогли точно определить их состав. Напомним, что последняя официальная версия стратегии национальной безопасности России датирована 2000 годом. И нынешний интерес политологов к этому вопросу говорит скорее всего о возможности разработки новой концепции. О ней, правда, на «круглом столе» не упоминалось.
|
|
|
Вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов пожаловался присутствовавшим коллегам и журналистам, что чувствует напряжение и на российском, и на глобальном, мировом уровне. «Нам нужно определиться с локальными угрозами и обозначить средства парирования, -- сообщил генерал-полковник. -- Также нужно понять, что решение глобальных угроз возможно с приоритетом политических и экономических средств». Например, в ответ на новую стратегию национальной безопасности США Россия закономерно предложила новую концепцию энергетической безопасности. Также г-н Ивашов предложил определиться, с кем предполагается воевать российским вооруженным силам. И уже в соответствии с этим вооруженные силы модернизировать. «В России нет перечня угроз, за которые страна готова воевать, -- пояснил Леонид Ивашов. -- Когда мы его определим, облик вооруженных сил выровняется».
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал-майор Владимир Дворкин сообщил, что в России практически невозможно отделить внутренние угрозы от внешних: «Демографическая проблема в принципе проблема внутренняя, но в определенном ее состоянии она начинает влиять на обороноспособность страны, так как просто становится не из кого формировать армию». А основной угрозой России г-н Дворкин назвал «качество правящей группировки». По мнению эксперта, Россия прикрыта ядерным зонтиком и внешних угроз для нее практически нет. Поэтому армию нужно ориентировать на внутренние, региональные угрозы.
Руководитель центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов согласился с коллегой, назвав главной угрозой национальной безопасности России бюрократию, «которая стала государством в государстве и взяла в заложники политическое руководство страны». По мнению аналитика, скрытая угроза -- та, для которой существуют предпосылки, но они еще себя не проявили. «Вот, например, сейчас у нас замечательные интересы с Китаем. Но в ближайшие 10--15 лет могут возникнуть предпосылки к конфликту, -- поделился опасениями г-н Арбатов. -- Или гипотетически возможно объединение исламских государств вокруг того из них, которое создаст ядерное оружие. И они могут бросить вызов «другой» цивилизации».
Точкой отсчета нового подхода к стратегии национальной безопасности, по мнению экспертов, можно считать недавнее ежегодное послание Федеральному Собранию президента Владимира Путина. «Раньше так много внимания обороне не уделялось, -- говорит Алексей Арбатов. -- При этом власть решила, что внешние угрозы для страны важнее, чем внутренние. Но также Владимир Путин вернулся к теме разоружения, а это значит, что внешние угрозы не предполагается решать силовым путем».
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов призвал коллег не драматизировать ситуацию и не искать в действиях США агрессии: «Я не обнаружил в новой концепции безопасности США потуг Америки на мировое господство. Скорее это обеспокоенность. Нет и глобального противостояния с Россией по углеводородам -- обе стороны заинтересованы, чтобы шла торговля». А вот готовить российскую армию для отражения всех возможных угроз, по словам г-на Коновалова, верный способ ее разрушить. «Мы пытаемся модернизировать армию СССР в отсутствие СССР, -- сообщил политолог. -- Советская армия создавалась для других задач и нынешним интересам военной безопасности не соответствует».
|