«Молодежь у нас достаточно продвинутая» - ...Иным хочется отправить детей на учебу в Европу. Другие говорят: «Зачем? Лучше в России учиться»... - Мне кажется, родители должны понимать, что они тем самым программируют будущую жизнь своего ребенка: европейскую или российскую. Все зависит от того, чего хотят родители: чтобы жили дети там или здесь? Чтобы они имели друзей там или здесь? - А качество образования где лучше? - Качество образования везде может быть разным. Можно и в очень хорошем колледже получить плохое образование. А можно и в среднем вузе - отличные знания. Когда встал вопрос об образовании для наших детей (дочерей Путиных. - А. Г.), мы однозначно выбрали Россию. - Наша молодежь европеизирована? Это поколение более открыто миру? - Думаю, да. Когда мы в Центре развития русского языка начинали молодежные проекты, я считала, что наша молодежь не очень знакома с западной культурой. Цель проекта, собственно, и была познакомить их с культурой других стран. Оказалось, многие бывали за рубежом. Молодежь у нас достаточно продвинутая. «У меня двуязычные дети» - Первый класс и существует для того, чтобы детей не торопясь учили читать, считать, писать. Вот у меня двуязычные дети. А язык настолько энергоемкая вещь! И, видимо, поэтому, когда они учили параллельно два языка, чуть-чуть отставали от своих сверстников по словарному запасу. То есть, видимо, место в мозгу все-таки небезгранично... А так я ничего специально не делала, чтобы их обучать до школы чему-либо. Как мне представляется, у наших детей было счастливое детство. ...Я как мама просто давала детям разностороннее образование и хорошее воспитание. И никогда их не мучила. Всегда контролировала, чтобы они высыпались, были бодрыми, веселыми, чтобы они осваивали все это в хорошей физической форме. Мне кажется, что родители действительно могут в раннем возрасте заложить лишь основу для различного рода деятельности в будущем. Наши дети занимались танцами, играли на скрипке, фортепьяно. Сейчас, например, они танцуют с огромным удовольствием... - Ваши дочери учатся в Санкт-Петербургском университете. А какие специальности они избрали? - Старшая - биологию, а младшая - японский язык. - Писали, что они у вас полиглоты. Сколько языков уже знают? - Владеют тремя языками свободно. Это немецкий, английский, французский. Кроме того, старшая изучает испанский, а младшая три года учила китайский, а сейчас начала еще и японский. - Вот если бы ваша дочь пришла за советом, что выбрать: карьеру или детей, что бы вы ей посоветовали? - ...Определиться со смыслом ее собственной жизни. И если главный смысл жизни она найдет в продолжении жизни, в детях, тогда - рожать детей и посвящать им все свое время. Кто-то может позволить себе взять няню, которая будет заниматься детьми, а самой работать. Опять же вопрос: хочет ли женщина, чтобы это были только ее дети? Или согласна на то, что они будут и «чуть-чуть нянины»? Передо мной тоже все время стоял выбор. Идти работать или воспитывать детей? Иногда меня спрашивают: как вы воспитали таких детей? Минута в минуту 14 лет посвятила им. Я почти не работала. Надо вам сказать, что это непростое испытание, когда женщина отказывается даже от минимальной карьеры, от общения, от коллектива. - Сейчас можно прослушать всю школьную программу по литературе на компакт-диске... - Да, в свое время я покупала аудиокассеты. Кстати, моей младшей дочери нужно было сдавать литературу при поступлении в вуз. Так она все прослушала на дисках. Просто не успеть было все прочесть за год... Как некая альтернатива СD-диски подходят, но книгу ничто заменить не может. Сейчас до 40 процентов молодежи не читают... Не научившись читать в детстве, не получится это сделать и будучи взрослым. - Ваши дочери много времени проводят в Интернете? - Они начали заниматься компьютером где-то с 14 лет. К ним приходил преподаватель и два года обучал. Сейчас они очень хорошо умеют им пользоваться. Прекрасно освоили клавиатуру и на английском, и на русском. - Продвинутые пользователи? - Да. В 14 лет я разрешила им сесть за компьютер чисто интуитивно. Но сейчас... понимаю, что к этому возрасту формируется как раз левое полушарие мозга. «Общаются» они с колоссальной скоростью, активно пользуются Интернетом. Но при этом читают книги. Сажать, на мой взгляд, ребенка в 7 лет к компьютеру вредно для здоровья, для его развития. «Надо оценивать знания, а не незнания» - Мне очень нравилось, как ставили отметки в немецкой школе. Оценка была не за незнания, а за знания. У нас же все наоборот. Если ребенок сделает одну ошибку - ему уже «четыре». А еще одну - «три». А то, что он все остальное знает, это никого не интересует. В немецкой школе ставится за «процент». Допустим, если 75 процентов текста верно сделано - это «отлично», по-немецки «единица». А за 50 процентов знаний ребенок получит «удовлетворительно», по-немецки «три». У ребенка есть шанс заработать хорошую оценку. И тогда это снижает стресс. Оценка в школе, конечно же, нужна. Без нее не обойтись. Давайте эту мысль продвигать - начнем оценивать знания, а не незнания. Нужно в сознании перевернуть представление об оценках. Кстати, учителя на 1-е место в своем учительском опросе ставили отсутствие права на ошибку. Так откуда это право возьмется, если детям не даем права на ошибку? «Все мои приятельницы собрались рожать» - Как вы думаете, женщина будет рожать, когда у нее хороший муж или когда она живет в хорошем государстве? Многие женщины говорят: я бы опиралась прежде всего на мужа. - И на государство непременно... Столько внимания было уделено женщине в Послании президента. Государство уже поддержало женщин. Все мои приятельницы собрались рожать. Ведь женщине нужно что? Внимание. Я почему сказала, что государство главнее здесь, чем муж? Потому что женщине природой заложено родить и вырастить детей. И, как говорят, против природы не попрешь. И поэтому, если у женщины есть условия родить ребенка, она это будет делать. Поэтому мне кажется, что нужно создавать условия. Государство может создавать для этого условия. Что сказала первая леди о... ...Послании президента - Владимир Владимирович говорил, что, готовя Послание, обсуждал многие вопросы со специалистами. А вы вместе обсуждали? - Нет. Рабочие вопросы он со мной не обсуждает. Насчет демографии мы, конечно, говорили, но так, на бытовом уровне. Я услышала Послание вместе со всеми людьми в стране. Он сам его писал. Писал долго, но не дома - в Кремле. И когда накануне он дома еще раз просматривал его, если бы я подошла в этот момент к столу и попыталась заглянуть, он, скорее всего, вряд ли с этим согласился бы. ...будущем... - Я думаю, каждый гражданин переживает за нашу страну. Что будет? Будет ли продолжаться стабилизация в социальной сфере, в экономике, ее рост, оживление культурной жизни? Продолжит ли наша страна двигаться по пути демократизации? Если в стране все будет хорошо, и у нас все будет хорошо. А будет все хорошо. ...счастье... - Счастье - это, наверное, движение навстречу друг другу. Не важно, в каком общении. Мужчина - женщина. Человек - государство. Родители - дети. Движение навстречу друг другу. ...языке - Язык сам по себе, без государства, без государственности, вряд ли может быть сильным, мощным. Если государство укрепляется, то и язык продвигать, укреплять и развивать легче.
|