Если бы сообщения о борьбе раввинов с игрушками появились на лентах новостей несколькими днями позже, их можно было бы принять за первоапрельскую шутку. Но уважаемый раввин Мордехай Элиягу, «выдающийся знаток Торы», как его характеризуют российские иудеи (и потому «не заметить его слов невозможно»), предложил лишать детские игрушки ножек, лапок и даже глаз и ушей еще накануне Дня дурака. А посему в этой ситуации не до смеха.
Над варварским постановлением выдающегося знатока Торы можно было бы, конечно, и посмеяться, если бы не одно серьезное обстоятельство. Представители религий все больше и больше заявляют о своих правах, претендуя в обществе на роль воспитателей, законодателей и властителей дум. Я не сторонник секулярного государства западного образца с его доведенной до абсурда идеей свободы. Но если уж придется выбирать между западной демократией и властью клерикальной, то в свете последних событий всякий разумный человек, если он только вопреки всем доводам разума не страдает садомазохизмом, отдаст предпочтение светскому либеральному строю.
Посудите сами. Одни, истерично крича на весь мир о своих оскорбленных религиозных чувствах, начали поджигать посольства и убивать священников другой религии лишь за то, что некий художник через безобидный в принципе рисунок высказал свое отношению к их религиозной агрессивности. Эту свою религиозную агрессивность, свой доведенный до жестокости фанатизм они тут же подтвердили, пообещав вознаграждение за голову несчастного художника. Другие подают в суд на артистов «Городка» за то, что они изобразили в юмористическом сюжете полководца Александра Невского, которого РПЦ некогда канонизировала как святого. Третьи обиделись на клип поп-группы "Блестящие", которая шутит, пусть даже и неостроумно, над идеей полигамии. Четвертые недавно предложили устраивать акты вандализма над детскими игрушками и скульптурами... Кто следующий?
Все эти оскорбленные протесты, возмущения и обращения в суды исходят, заметьте, не от так называемых «деструктивных сект», а от объявленных в России традиционными, а посему претендующими на особое положение в стране конфессий и религий. Теперь зажмурьтесь и представьте, что будет со страной и обществом, если дать им право принимать законы, вводить в школах уроки богословия и основы своих культур, и т.п.
Между тем возмущающиеся господа избирательны в своих протестах. Например, я не слышал, чтобы кто-то из них подал в суд на господина мэра Москвы и его команду за то, что вся столица с их согласия обклеена очень сомнительного содержания рекламой. Всякий верящий в заветы своего вероучения и принципиальный религиозный деятель непременно должен публично возмутиться уже только тем, что реклама постоянно призывает всякого ее созерцающего дать волю своим чувствам и желаниям. Сказано же в писаниях, что нельзя соблазнять слабых мира сего, что желания порабощают человека и заставляют его служить князю тьмы. О полуголых же телах, обклеивая которыми общественные места, мы превращаем город в огромный бордель или стриптиз-бар, даже и говорить не приходится. Но реклама дает огромные барыши, поэтому, воюя с художниками и артистами, никто не смеет бросить вызов власти.
Выглядящая в глазах всякого вменяемого человека дикостью ситуация с «богоненавистными» игрушками не так безобидна, как это может показаться. Ибо, предлагая бороться с идолами-куклами, авторитетный богослов уверяет своих как минимум единоверцев в том, что идолопоклонство заключается даже в лицезрении объемных изображений людей и животных, а то и самого Бога. (При таком взгляде на проблему нужно объявить идолопоклонниками всех, например, католиков или индусов-монотеистов, поскольку в их храмах можно встретить скульптурные изображения.) Уродуя игрушечных Машек и мишек, маленький человечек или его родители согласно галахическому постановлению вроде как ниспровергнут идола. В то время подлинные же идолы цивилизации -- деньги, политики, кумиры, актеры и шоу-звезды, секс, комфорт, потребление и т.п. -- останутся неузнанными.
Объяви Мордехай Элиягу войну не куклам и скульптурам, а подлинным идолам, он должен был бы принять галахическое постановление о том, чтобы евреи вырвали из своих сердец страсть к мамоне, любовным утехам и всякого рода соблазнам цивилизации. Готовы ли иудеи и верующие других традиционных религий пойти на такие жертвы?
Есть в этой анекдотической с точки зрения здравого смысла истории с игрушками еще одна опасность. Отрывая кукле руки, ноги, выкалывая ей глаза, ребенок, вне сомнения, будет учиться жестокости. Это для поглощенного буквоедством раввина кукла с голубыми глазами, плюшевый зайчик или песик -- идол. А для ребенка игрушки -- его друзья, его любимые дети, в общении с которыми он учится заботе о ближних.
Впрочем, возможно, мы не поняли истинных целей, которые преследует уважаемый раввин. Может, вот так, на подопытных игрушках, иудейским детям прививают правильные рефлексы -- на тот случай, если юному идолоборцу вдруг попадется объемное распятие Христа, изваяние Кришны или статуя Будды где-нибудь в афганских горах?
Страшно даже представить, во что превратилась бы милая сердцу детишек передача «Спокойной ночи, малыши», если бы ее делали переусердствовавшие в изучении священных писаний богословы. С покалеченными Каркушей, Степашей и Филей (о судьбе «некошерного» и «нехаляльного» Хрюши даже думать не хочется), она бы стала похожа на «Фактор страха».
Если традиционные религии в подобном духе воспитывают своих детей, стоит ли после этого удивляться, что несущих планете послание любви мессий, пророков, святых, а то и просто людей, ревностные блюстители Торы, Библии, Корана распинают на крестах своей зависти и злобы. Воспитывая в своих последователях жестокость, они плодят все новых и новых инквизиторов. Но, дорогие наши раввины, батюшки, муфтии, неужели вам неизвестно, что современный мир и без того изнемогает от бремени палачей, что ему и так не хватает любви и сострадания?
Возможно, современные "богословы-плюшененавистники" и знают в совершенстве каждую букву своих священных писаний. Но они, увы, остаются слепыми и глухими к человеческому сердцу. А значит, и к Богу. Ибо Бог, о котором сказано, что Он есть воплощение любви и милосердия, не может возжелать себе в жертву не только голову художника-карикатуриста или писателя, но даже ручек и ножек обычного плюшевого мишки.
|