19 марта Россия и ее Военно-морской флот отмечают 100-летие отечественного подводного флота. В этот день век назад император Николай II издал Указ о классификации судов военного флота, где впервые в их составе были отдельно выделены подводные лодки. О том, как встречают свой профессиональный юбилей наши подводники, мы решили поговорить с Олегом Евстахиевичем АДАМОВЫМ, капитаном I ранга, председателем правления Мурманского регионального общественного фонда «100 лет подводному флоту», последним командиром атомной подлодки «К-19». — Олег Евстахиевич, недавно нобелевский лауреат Михаил Горбачев выдвинул экипаж советской атомной подлодки «К-19» на соискание Нобелевской премии мира за 2006 год. Как вы относитесь к этому? — Положительно. Думаю, это станет знаменательным прецедентом — впервые в истории человечества военные моряки-подводники выдвигаются на присуждение премии за спасение мира от угрозы ядерной войны. Ведь случившаяся в июле 1961 г. авария на «К-19» грозила третьей мировой войной. Ценою жизней наших товарищей, найдя решение для ликвидации аварии, экипаж «К-19» спас тогда мир от ядерной катастрофы… — Говорят, над «К-19» с самого начала висел рок. Недаром моряки прозвали ее «Хиросима»… — Морякам-подводникам, в разное время служившим на субмарине «К-19», пришлось пережить три серьезные аварии, «наглотаться» радиации и похоронить около сорока товарищей. «К-19» сошла со стапелей завода «СЕВМАШ» в 1959 г. 2 ноября 1960 года субмарину приняли в эксплуатацию. С самого начала она оказалась невезучей: люди погибали еще на строительстве. Бутылка шампанского, которую по традиции бросили в борт корабля в момент его спуска на воду, с первого раза не разбилась… … 4 июля 1961 года «К-19» шла Датским проливом в район военных учений. В 4.07 с пульта управления поступил тревожный сигнал: «Падает давление в 1-м контуре кормового реактора». Экипаж подлодки начал отсчитывать время до ядерного взрыва. Это было недалеко от норвежского острова Ян-Майен. Лодка находилась близ военно-морской базы американцев, и наши моряки понимали: случись что — о них, скорее всего, даже никогда не узнают. Командир «К-19» Николай Затеев собрал членов аварийной группы и честно объяснил, на что они себя обрекают. Аварийщики были в изолирующих костюмах и масках. Но маски были неудобные, поэтому их срывали и дышали радиоактивным газом. Технически аварию устранили быстро: минут за 15—20. Но за это время Борис Корчилов получил 5400 бэр (биоэквивалентов рентгена), Юрий Ордочкин — около 3000 бэр, остальные — меньше. Но все — смертельные дозы. Тепловой взрыв предотвратили, но радиация начала последний отсчет жизней моряков. Около суток командование штаба ВМФ не знало, куда исчезла «К-19». Днем в штабе стало известно, что на подлодке произошла авария. Вскоре в район дрейфа прибыл советский крейсер. Следом — дизельная подводная лодка. Всех членов экипажа эвакуировали, а саму «Хиросиму» отбуксировали на базу Северного флота. Всех аварийщиков в тот же день из Полярного на вертолетах отправили на Большую землю — в Институт биофизики. В течение шести дней от лучевой болезни умерли лейтенант Борис Корчилов, старшина I статьи Юрий Ордочкин, старшина II статьи Евгений Кошенков, матросы Николай Савкин, Валерий Харитонов, Сергей Пеньков, главстаршина Рыжиков. Их тела в свинцовых гробах похоронили тайно, не сообщив о месте захоронения даже родственникам. — Как известно, после этой аварии командование приказало затопить «К-19»… — Да, был такой приказ. Экипаж получил указание готовить субмарину к отбуксировке в район Новой Земли для ее затопления. Но оставшиеся в живых решили во что бы то ни стало сохранить лодку, за спасение которой восемь товарищей отдали жизни. Моряки втайне от начальства дезактивировали «К-19». И подлодку решено было сохранить с последующей модернизацией… Экипаж получил правительственные награды. — Но тогда никто не подозревал, что ждет субмарину в будущем… — Да. В ночь с 14 на 15 ноября 1969 года носовая часть «К-19» заходила ходуном от страшного удара, погас свет, лодка пошла вниз. Всплыть все-таки удалось. Уже на базе увидели гигантскую вмятину. Позже узнали: «К-19» столкнулась с американским подводным атомоходом «Гэйтоу». В тот раз «К-19» и ее экипажу повезло… — А когда не повезло? — 24 февраля 1972 года. Тогда «К-19» возвращалась домой из Северной Атлантики. Слева по борту находилась Америка. В 10.23 на глубине 200 метров в 9-м кормовом отсеке начался пожар. Как и в 1961 году, сначала пытались что-то предпринять еще под водой, затем всплыли. На море бушевал шторм: сначала 7—8 баллов, потом 10—12. «Холодная война» была в разгаре. От помощи американцев советские подводники отказались. Первую помощь «К-19» получила, когда суток через 5—6 после начала пожара прибыли большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд» и корабль-спасатель. Началась эвакуация личного состава. В операции по спасению «К-19» принимало участие более 30 кораблей и судов, она длилась около месяца. Подлодка возвратилась на базу 4 апреля. На «К-19» остались тела погибших и двенадцать «пленников»… На 23-и сутки еле живые моряки услышали долгожданный стук из 9-го отсека. К тому времени на ногах держались только двое. Их выносили на руках, каждый потерял в весе до 20 кг. Их не обвиняли в аварии. Их наградили. Тайно. Так же тайно, как и похоронили 28 погибших… — А как отнеслось к подвигу моряков тогдашнее советское руководство? — Командование Северного флота представило 18 членов экипажа к присвоению звания Героев Советского Союза. Но Хрущев отреагировал отрицательно: «За аварию Героев не дают!». О катастрофе на «К-19» молчали почти 30 лет. Скрытно, без почестей, без присутствия родных похоронили погибших подводников. Не знали даже, где находятся их могилы, которые совершенно случайно обнаружили на Кузьминском кладбище в Москве в середине 70-х. В 1998 году там был поставлен памятник. В том же году рядом с товарищами похоронили и командира подлодки Николая Владимировича Затеева — такова была его воля. — Похоже, в США с большим уважением отнеслись к подвигу советских моряков, чем в России, свидетельством чему является американский фильм «К-19: оставляющая вдов»... — Вы правы. В годы перестройки «демократическое» руководство России относилось к морякам-подводникам не лучше, а, пожалуй, еще хуже, чем в хрущевское время. По крайней мере вреда нанесли больше. Вот вы упомянули американский фильм «К-19: оставляющая вдов». Там много правды, за что мы должны быть благодарны и режиссеру Бигеллоу, и Харрисону Форду, прекрасно сыгравшему роль Затеева. А вот к деталям, касающимся повседневной работы и быта подводников, есть немало претензий. Например, само название «Оставляющая вдов»… Вдов оставить ребята не могли: все были молодые, неженатые… — Выходит, тех, кто знал, что реально происходило на борту «К-19», создатели фильма обошли стороной? — Не совсем так. Режиссер фильма и Харрисон Форд приезжали к нам, беседовали с членами экипажа, в том числе и со мной. Мне даже выплатили за это 500 долларов в качестве гонорара за консультации. — Вам с 1987 по 2001 г. довелось командовать подводной лодкой «К-19», то есть в советское время, а затем — в период рыночных реформ, напрямую затронувших армию и Военно-морской флот. Наверное, вы лучше, предметнее, чем кто-либо, можете сравнить происшедшие перемены… — Командир подводной лодки получал в 80-е годы 900—1100 рублей. Огромная сумма по тем временам. Плюс валютные боны, если выходил на задание в море. Получалось до полутора тысяч рублей в месяц. Когда мы возвращались домой, то по многу раз летали с семьей в Ленинград, куда авиабилет стоил 23 рубля, или в Москву, что стоило 29 рублей. А подводникам после длительного пребывания в своем узком, замкнутом пространстве была необходима психологическая разрядка. Сегодня командир подлодки получает 30—32 тысячи рублей, а когда выходит в море — процентов на 30 больше. Авиабилет в экономическом классе от Мурманска до Москвы стоит 6 тысяч рублей. Если даже один раз слетаешь туда- обратно, бюджет семьи не выдержит. Но дело не только и даже не столько в материальном факторе, хотя он и играет существенную роль. Раньше мы были элитой Военно-морского флота… — А что же сами моряки-подводники — сидят сложа руки? — Созданный нами фонд «100 лет подводному флоту» под руководством Героя Советского Союза адмирала В.Н. Чернавина участвует в мероприятиях по празднованию юбилея. Но праздник праздником, а нужны дела. В Тверской области наш фонд инициировал программу строительства жилья для моряков-северян из Снежногорска. Для них уже построены 192 квартиры, планируется еще. Готовим программу по оказанию помощи в переселении более 10 тысяч семей офицеров с Севера. У нас есть помощники. Средства на реконструкцию памятника погибшим морякам-подводникам «К-19» в Полярном, например, изыскал генерал-майор, вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности В.И. Цай. Московский предприниматель А.В. Никишин выпустил альбом «Русские подводники», готовит документальный фильм-сериал о жизни наших моряков. Таких примеров немало. И, пользуясь случаем, хочу от души поздравить всех моряков-подводников России с нашим праздником!
|