По состоянию на начало 1972 г. ИА входила в состав Войск ПВО и ВВС ВНА в составе четырех полков. Количественный состав полков не был постоянным в виду потерь и повреждений самолетов в ходе боевых действий при отражении ударов авиации США. Истребительные авиационные полки через командующего ВВС подчинялись непосредственно командующему ПВО и ВВС ВНА. Поэтому боевое управление применением ИА было строго централизованным, за исключением отдельных случаев, когда истребители на перехват поднимались решением командиров полков.
Все полки были однотипного состава. В одном полку на вооружении состояли истребители МиГ-21пф (18 машин). В другом полку тоже были истребители МиГ-21пфл (пф) - 32 самолета. В третьем полку на вооружении были истребители МиГ-19 (китайского производства) - 26 самолетов. И в четвертом полку на вооружении состояли истребители МиГ-17пф (ф). Полк с истребителями МиГ-19 в боевых действиях участвовал мало, а в декабре 1972 г. вообще не поднимался в воздух.
Истребитель МиГ-21 различных модификаций являлся основным самолетом ИА ВНА, который на протяжении всего года вел активные боевые действия. Вьетнамские летчики на этом самолете за год уничтожили 54 американских самолета. В конце года, в ходе операции "Лайнбэкер-2", авиаторы ВВС ВНА на МиГ-21 сбили два стратегических бомбардировщика В-52. Один из них был поражен ракетами Р-3С, другой - предположительно тараном.
К моменту начала воздушной операции "Лайнбэкер-2" против ДРВ (18.12 1972 г.) в составе ВВС ВНА насчитывалось 187 самолетов (всего 6 полков, в том числе четыре - истребительных), но боеготовых было всего 71 самолет (38%). При отражении ударов авиации США привлекалось всего только 47самолетов (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17), что составляло около 26% от общего количества боеготовых истребителей. Летный состав (из числа опытных летчиков) был подготовлен к боевым действиям в составе пары и звена днем в простых и сложных метеоусловиях. Только 18 летчиков были готовы к одиночным действиям ночью.
В 1972 г. ИА ВНА вела активные боевые действия по отражению ударов авиации США в течение всего года с различной интенсивностью. Самыми напряженными были второй, третий и четвертый кварталы года. Всего в течение года было произведено около 850 боевых самолето-вылетов, проведено 198 воздушных боев и сбито при этом 89 СВН противника (самолеты и БЛА).
Если за весь предыдущий период войны в ДРВ (1965-1968 гг.) ИА ВНА сбила около 8% СВН (самолеты и БЛА) авиации США от их общего количества, сбитых в небе ДРВ всеми средствами ПВО (ЗА, ЗРВ и ИА), то в 1972 г. эта цифра по ИА ВНА возросла до 12%. За 1972 г. из 89 сбитых американских самолетов более 70% составили истребители типа F-4. Этим подчеркивается тот факт, что воздушные бои вьетнамские летчики вели в основном с группами прикрытия ударных самолетов в составе налетов. По сравнению с первым периодом американское командование усилило прикрытие ударных групп в налетах и более тщательно изучило тактику вьетнамских истребителей. Но и в этом случае вьетнамские летчики показали высокое летное мастерство - все самолеты противника были сбиты с первой атаки, а из них 80 самолетов сбито было первой ракетой. Атаки вьетнамских летчиков были почти всегда внезапными, решительными и стремительными. Это всегда обеспечивало успех без значительных потерь своих истребителей.
В ходе воздушных боев потери ИА ВНА составили 50 самолетов, в том числе 29 МиГ-21 (погибло 10 летчиков), 5 МиГ-19 (погиб один летчик) и 16 МиГ-17 (погибло 7 летчиков). Потери вьетнамских самолетов в основном были от огня ракетами "воздух-воздух" с борта истребителей F-4 с дальних дистанций (4 км и более).
Если оценивать эффективность боевого применения ИА ВНА только за 1972 г. через показатель соотношения потерь, то он равен 1,78:1, то есть на каждый потерянный в воздушных боях вьетнамский истребитель приходилось почти два сбитых американских самолета. Этот показатель оказался ниже, чем за первый период боевых действий (2,5:1) и даже в целом за всю войну во ДРВ (2,28:1). Этим подчеркивается тот факт, что американские летчики стали глубже изучать тактику вьетнамских истребителей и в какой-то степени парировать их неадекватные действия в ходе воздушных боев. Образно говоря, вьетнамские летчики "обучали" американских летчиков вести воздушные бои не по правилам, написанных в инструкциях по ведению боев, а каждый раз применяли тактические приемы, сообразуясь с обстановкой в воздухе. Американцы называли эти приемы "партизанскими".
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ
В ходе боевых действий ИА ВНА при отражении ударов авиации США в 1972 г. можно выделить следующие характерные особенности:
- истребительные авиационные полки базировались в основном на 4-6 аэродромах, которые находились в пределах зон огня Ханойской и Хайфонской группировок ЗРВ. В борьбе с американской авиацией применялись три типа истребителей: МиГ-21, МиГ-19 (китайского производства) и МиГ-17, при этом основным типом являлся истребитель МиГ-21;
- управление действиями ИА ВНА (подъем истребителей на перехват, постановка им боевых задач, количество самолетов в группах и др.) было строго централизованным и производилось в основном только с ЦКП ПВО и ВВС ВНА, а КП иап (или ПН ИА) в большей степени решали задачи управления стартовых командных пунктов. Истребители (группы истребителей) выводились по команде с наземных КП в район возможного нахождения самолетов противника, а далее истребители действовали самостоятельно на основе собственной оценки воздушной обстановки;
- внезапность действий была выбрана главным принципом действий северовьетнамских истребителей с самого начала ведения воздушных боев с авиацией США. В 1972 г. вьетнамские летчики остались верны выработанному ранее правилу: "противник может обнаружить нас только после нашей атаки". Анализ показал, что подавляющее количество сбитых американских самолетов в ходе воздушных боев были уничтожены с первой атаки и очень часто - первой ракетой, особенно на прямолинейном участке атаки. Так, в 1972 г. все 100% американских самолетов были сбиты с первой атаки (89 самолетов), при этом 80 самолетов - первой ракетой Р-3С;
- в соответствии с принципами ведения войны "партизанскими методами" истребители МиГ-21 и МиГ-19 поднимались в воздух, как правило, только в составе пар, а истребители МиГ-17 - только в составе звеньев. Если в 1965-1967 гг. основные усилия вьетнамских истребителей были направлены на уничтожение самолетов ударных групп и групп прикрытия почти равномерно, то в 1972 г. воздушные бои велись преимущественно с самолетами типа F-4 из групп "заслона" и сопровождения. Истребители противника не имели бомб на борту и были вооружены ракетами класса "воздух-воздух" и пушками, что приводило к значительному усложнению ведения воздушного боя со стороны вьетнамских истребителей;
- в 1972 г. вьетнамскими истребителями был применен новый тактический прием, который получил название "демонстративный маневр". Сущность данного приема состояла в следующем: две пары истребителей МиГ-21 поднимались в воздух и занимали различные эшелоны по высоте. Одна пара - "демонстративная" - поднималась на высоту 7-9 км и там барражировала некоторое время. Другая пара - "ударная" - находилась в этом же районе, но барражировала на малых высотах (в "зоне ожидания"). Если был возможен радиолокационный контроль за действиями противника, то действия истребителей координировались с наземного КП. При появлении противника "верхняя" пара завязывала бой с американскими истребителями, а в это время другая "нижняя" пара истребителей МиГ-21, используя скрытность и внезапность, занимала очень быстро выгодное положение для атаки (снизу, сзади) и наносила внезапный поражающий удар по противнику. Это был уже вариант боя с элементами планирования и с участием наземных командных пунктов;
- в декабре 1972 г. в ходе отражения ударов американской авиации в операции "Лайнбэкер-2" основные усилия ИА ВНА были сосредоточены на прикрытии столицы ДРВ - г. Ханой и важного морского порта Хайфон, а также военных и промышленных объектов и коммуникаций, расположенных в центральных и северных провинциях страны.
Главной задачей ИА было уничтожение самолетов ТА и ПА и особенно бомбардировщиков Б-52. Однако вклад ИА в ходе этой воздушной операции был незначительным: всего был произведен за 10 суток 31 самолето-вылет (27 - на истребителях МиГ-21 и 4 - на истребителях МиГ-17). ИА ВНА было проведено 8 воздушных боев и сбито 7 самолетов (2 B-52, 4 F-4, 1 RА-5С). Это составило около 11% от общего числа СВН, сбитых средствами ИА и ЗРВ Войск ПВО и ВВС. Основной урон противнику нанесли зенитные ракетные войска - они сбили 54 самолета, в том числе 31 B-52, 13 F-4 и 10 А-6 и А-7 (по вьетнамским данным).
Авиация вела боевые действия в ограниченном пространстве, так все аэродромы находились в зоне огня группировок ЗРВ (Ханой и Хайфон), а вопросы взаимодействия были решены слабо или вообще оно отсутствовало.
ВЫВОДЫ
Оценивая тактику действий и весь характер противоборства ИА ВНА с авиацией США за все годы войны во Вьетнаме, можно выделить следующие особенности ее боевого применения:
1. Боевое применение ИА в сочетании с частями и подразделениями ЗРВ и ЗА расширило зону боевого воздействия по воздушному противнику над всей территорией страны. Действия ИА усилили диапазон высот от 1000 до 6000-8000 м, где и проходили в основном воздушные бои с американской авиацией. Зоны огня ЗРВ имели все-таки локальный характер и были "привязаны" к определенным объектам. Фактически был реализован на практике принцип комплексного использования сил и средств ПВО в системе ПВО ДРВ, как это было осуществлено в системе ПВО Советского Союза, а также в ряде и других зарубежных стран.
2. К основным принципам боевого применения ИА ВНА, которые были выработаны в ходе боевой практики, можно отнести следующие: экономный расход сил; внезапность как важнейший принцип завязывания и ведения воздушного боя с противником, направляя при этом основные усилия по уничтожению самолетов ударных групп; активность и решительность действий, не считаясь в большинстве случаев с превосходящими силами авиации США; применение воздушных "засад" на маршрутах полета авиации США к объектам ударов; самостоятельность летчиков при ведении непосредственного воздушного боя и поддержание тактического взаимодействия в паре, группе под командованием старшего в этой группе; тщательное изучение предыдущего опыта и непрерывное совершенствование тактики.
3. Анализ результатов практически всех схваток противоборствующих сторон за годы войны показал, что в ходе современного воздушного боя противник всегда стремился выходить из области возможных атак. Оба истребителя совершали практически непрерывные маневры в вертикальной и горизонтальной областях. Ограниченные возможности бортового вооружения по дальности истребителей МиГ-21 и МиГ-17 вынуждали их находиться в момент атаки и стрельбы на необходимых для надежного поражения удалениях от самолетов противника.
4. Поскольку воздушные бои вьетнамских истребителей, как правило, проходили в дневных условиях и при визуальном контакте с воздушным противником, то применение управляемых ракет Р-3С производилось с использованием коллиматорного прицела. В 1966-1968 гг. ИА ВНА было израсходовано около 200 ракет Р-3С. Радиолокационный прицел (РП-21) в подавляющем большинстве случаев не использовался по причине обеспечения скрытности и внезапности ракетной атаки, так как американские самолеты имели обнаружительные приемники, а включение РП являлось демаскирующим признаком и вело к срыву атаки. Так, при первом боевом вылете на перехват В-52 на истребителе МиГ-21 был включен РП на излучение на дальности до цели примерно 10 км. Самолет В-52 поставил сильную помеху, чем фактически вывел РП из строя, и одновременно погасил аэронавигационные огни (атака была ночью). Атака истребителя была сорвана.
5. По терминологии командования ИА ПВО и ВВС ВНА в ходе отражения ударов авиации США широко использовались нестандартные разнообразные тактические приемы, как например:
- "глубокое проникновение" - решительное вклинивание вьетнамских истребителей в боевые порядки ударных групп или групп прикрытия или сопровождения;
- "одновременный удар" - одновременная атака по самолетам ударных групп, групп прикрытия (сопровождения) или других групп боевого обеспечения;
- "непрерывное воздействие" - стремление систематически воздействовать на воздушного противника, особенно при его подходе к объектам возможных ударов;
- "разрушение круга" - принятие энергичных мер по нарушению боевого порядка американских истребителей, когда они с целью взаимной защиты друг друга со стороны хвоста занимали в воздухе боевой порядок "круговой вираж".
6. Маневрирование - наиболее продолжительный этап воздушного боя, считался вьетнамскими летчиками подготовкой к проведению ракетной атаки по противнику. Поскольку ракеты Р-3С имели ограничения по дальности пуска и допустимой перегрузке, то надо было выбрать момент пуска истребителем или создать условия для применения ракет другой, ударной группе. Демонстративные группы имели задачу обеспечить "прямолинейную" ракетную атаку ударной группе, которая скрытно и внезапно вводилась в бой.
7. Применение ИА ВНА с достаточно высокой эффективностью внесло коррективы в тактику действий авиации США, которая вынуждена была выделять часть сил в боевое обеспечение действий ударных групп (от 20 до 40% самолетов от всего состава сил в ударе).
8. При отражении ударов американской авиации ИА ВНА действовала, как правило, в составе пар или звеньев самолетов в рассредоточенных боевых порядках, что обеспечивало более целесообразный и стремительный маневр истребителей при завязывании ведении боя. Основную роль в управлении боем играл ведущий пары или звена, имея надежную связь с ведомыми. Учитывая боевые возможности и специфику боевого применения истребителей, командование ПВО и ВВС стремилось использовать самолеты МиГ-17 на малых и средних высотах (примерно до 2000 м), а самолеты МиГ-21 - в диапазоне высот от 2000 до 9000 м. Воздушные бои с американскими истребителями были, как правило, высоко маневренными и групповыми (2-4 и реже 6 самолетов), при этом продолжительность боя с учетом возможного наращивания усилий составляла не более 2-6 минут, а общее время пребывания истребителей в воздухе не превышало 30-40 минут.
9. Общее количество проведенных воздушных боев истребителями МиГ-17 и МиГ-21 было примерно одинаковым за годы войны, с небольшим превышением в сторону МиГ-21. В таком же примерно соотношении находится и количество сбитых ими самолетов (БЛА). Но если сравнивать по самолето-вылетам на перехват, то истребители МиГ-17 произвели их почти на 600 больше, но при этом сбили в целом на 22 самолета меньше, чем истребители МиГ-21, то есть на каждый сбитый самолет противника приходилось около 8 самолето-вылетов истребителей МиГ-21, а истребителям МиГ-17 требовалось совершить 13 самолето-вылетов, чтобы сбить один американский самолет.
Обобщенные результаты боевых действий ИА ВВС ВНА в 1972 г. и их сравнительная оценка с обобщенными результатами за первый период (1965-1968 гг.)
10. Взаимодействие между ИА и наземными силами и средствами ПВО (ЗРВ и ЗА) было очень слабым, а в большинстве случаев вообще отсутствовало, что и приводило к сбитию своих истребителей в зонах огня ЗА и ЗРВ. Обобщенных данных о сбитых своих самолетах нет, но известно не менее десяти сбитых самолетов и вертолетов наземными средствами ПВО. В отдельных случаях были попытки организовать взаимодействие по дням - один день интенсивно ведут боевые действия, например, ЗРВ, а другой день - только ИА. Основными причинами отсутствия взаимодействия были следующие: низкий уровень подготовки и слаженности боевых расчетов КП всех уровней, включая и ЦКП; отсутствие необходимой технической базы для решения этих задач (например, отсутствие системы опознавания своих самолетов и др.); недостатки в радиолокационном обеспечении боевых действий как частей ИА, так и частей ЗРВ и другие.
11. Слабым местом в подготовке летного состава, как показал боевой опыт, была недостаточная слетанность пар и звеньев в боевых порядках (сомкнутых и разомкнутых), что было очень важным для маневрирования в ходе воздушного группового боя. Сомкнутые боевые порядки вносили элементы ограничений при одновременном маневре (например, при способе маневра "все вдруг..."), а разомкнутые боевые порядки нередко приводили к потере визуального контакта пар самолетов друг с другом и даже к развалу пар на одиночные самолеты, а это, в свою очередь, приводило к срыву вообще атаки.
12. С некоторой степенью приближения эффективность боевого применения ИА ВНА можно оценить через показатель соотношения потерь, который представляет собой отношение количества сбитых самолетов противника к количеству потерянных в боях своих самолетов. На протяжении всей войны этот показатель имел тенденцию изменения, как правило, в пользу вьетнамских летчиков, в отдельные месяцы войны даже достигал очень высокой величины - 7,0:1 (ноябрь 1967г.). За все годы войны этот показатель имел значение 2,28:1, то есть на каждый сбитый вьетнамский истребитель было уничтожено 2,28 американских самолета (БЛА). А по истребителю МиГ-21 этот показатель приближается к трем.
13. ИА ВНА не обеспечила завоевание превосходства в воздухе над американской авиацией, да это она и не могла сделать как теоретически, так и практически по соотношению сил противоборствующих сторон. В связи с этим ее боевые действия не могли оказать решающего влияния на ход и исход военных действий в борьбе с авиацией США. Но, тем не менее, ИА ВНА внесла определенный вклад в общий успех Северного Вьетнама в вооруженном противоборстве в Индокитае.
За годы воздушной войны против ДРВ в небе страны было сбито более 4200 американских СВН (самолеты и БЛА), из них на долю ИА приходится 350 СВН (около 9%), на долю ЗРВ около 1300 СВН (около 31%) и на долю ЗА всех формирований (включая народное ополчение) приходится более 1950 СВН (60%). В этом плане действия ИА существенно усилили диапазон высот от 3-4км до 8-9 км, где зенитная артиллерия уже почти не действовала, а возможности ЗРВ были ограничены по пространству, по времени, а также характером действий воздушного противника (плотности ударов, применение помех и др.).
14. На общие результаты боевых действий ИА ВНА существенное влияние оказал чисто человеческий фактор. Вьетнамские летчики настойчиво искали противника в воздухе, смело вступали с ним в бой, как правило, с превосходящими его силами, проявляли при этом выдержку, летное мастерство, творческую самостоятельность, инициативу и настойчивость, мужество и героизм при завязывании и ведении воздушного боя.
Только один пример. В одном из воздушных боев в 1972 г. ведущий пары МиГ-21 вступил в бой с 12 самолетами F-4. Он атаковал звено истребителей в "голове" боевого порядка построения противника. Своему ведомому при этом он дал команду атаковать замыкающее звено этой группы. Это был риск и риск почти смертельный для обоих истребителей. Но благодаря внезапным, решительным и стремительным, вроде бы совсем нелогичным действиям вьетнамских истребителей, они на сверхзвуковых скоростях сбили два F-4. Вьетнамские летчики вышли из боя резким маневром в стороны с набором высоты. Истребители F-4 из группы прикрытия отразить эту атаку просто не успели. Успешному результату этого боя способствовали следующие факторы: отсутствие помех наземным радиолокационным средствам, которые давали информацию истребителям в воздухе; четкое взаимодействие между летчиками и наземными КП; скрытый подход к группе противника на малой высоте; своевременное обнаружение самолетов в воздухе визуально летчиками; внезапность и стремительность атаки с применением ракетного вооружения.
Осмысленный и оправданный риск был почти в каждом бою, из которого не всегда летчики выходили успешно. За годы войны в воздушных боях погибло около 70 летчиков, и больше всего на самолетах МиГ-17. Предположительно, один бомбардировщик В-52 был сбит тараном вьетнамским самолетом МиГ-21.
В целом ИА ВНА сыграла положительную роль в отражении ударов американской авиации, дополнив усилия наземных сил и средств ПВО, и достаточно эффективно реализовала свои боевые возможности в общей системе ПВО Вьетнама."
Александр МАЛЬГИН полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, преподаватель Военной академии воздушно- космической обороны имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.
Михаил МАЛЬГИН подполковник, кандидат военных наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника отдела научно-исследовательского института
|