- Владимир Иванович, правда ли, что количество арестов по сравнению с 2002 годом увеличилось почти в два раза?
- Смотря с каким месяцем сравнивать. До июля 2002 года, когда действовал старый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и санкцию на арест давали прокуроры, по всей России ежемесячно арестовывалось примерно 30 000 человек. В июле 2002 года, после того как вступил в действие новый УПК и применение ареста стало возможным только с санкции суда, было арестовано чуть больше 16 000 человек. Но потом картина стала постепенно меняться, и пошло по нарастающей: в марте 2004 года уже более 24 000 арестов, в феврале 2005-го — более 32 000, в ноябре 2005-го — более 33 000. С сожалением должен констатировать, что тенденции на снижение числа арестов пока не видно.
- То есть сейчас суды арестовывают даже больше, чем в свое время арестовывали прокуроры?
- К сожалению, это так.
- Какова, с вашей точки зрения, основная причина?
- Мы проводим постоянный мониторинг, и я точно могу сказать, что основная причина в том, что стали гораздо больше арестовывать за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, максимальный срок лишения свободы за которые не превышает пяти лет. В ноябре 2005 года арестованные лица этой категории составили уже почти 36% от общего числа поступивших в СИЗО, то есть каждый третий.
- Но ведь закон допускает арест за такие преступления только в исключительных случаях…
- Вы не совсем правы. В полной мере эта норма распространяется только на несовершеннолетних.
- И что, несовершеннолетних стали арестовывать больше?
- К сожалению, да. И не только несовершеннолетних, но и женщин. Общее число арестованных этих двух категорий выросло более чем в два с половиной раза.
- Какие меры необходимо предпринять в первую очередь, чтобы снизить количество арестованных?
- Мне кажется, необходимо в большей степени применять альтернативные аресту меры пресечения: залог, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетними. Кроме того, предположим, следствие закончено, дело передано в суд. Арестованный уже не помешает следствию. Многим можно на период судебного рассмотрения изменить меру пресечения. Ведь что интересно, ежемесячно из следственных изоляторов по различным причинам освобождаются около 5000 — 6000 человек: кого-то осудили условно, у кого-то дело прекратили, кому-то меру пресечения изменили и т. д. За весь 2005 год таких лиц набралось 65 500!
-То есть всех этих лиц можно было вообще не арестовывать?
- Совершенно верно.
|