В декабре прошлого года "Военно-промышленный курьер" опубликовал статью заместителя научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ Александра Чернышева "У истоков термоядерного арсенала" ("ВПК" №46 - 2005). Она была посвящена 50-летию испытания в СССР первой водородной бомбы РДС-37. Среди откликов на этот материал есть один, который, несомненно, заинтересует читателей. Его автор - непосредственный участник тех событий.
Без авиагруппы 71-го полигона ВВС не обходились натурные испытания ядерного оружия. Фото из книги ''Ядерные силы России'' С большим интересом ознакомился со статьей "У истоков термоядерного арсенала", где рассказывалось о проведении 22 ноября 1955 года на полигоне №2 Минобороны СССР испытания в атмосфере термоядерной авиабомбы РДС-37 с самолета Ту-16А (командир экипажа - летчик-испытатель 71-го полигона ВВС майор Головашко Федор Павлович). Газетный материал воскресил в памяти события давно минувших дней, непосредственно с которыми я был связан еще будучи молодым инженером (в 1952 году окончил полный курс ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского).
А еще до этого, в 1954 году, принимал участие в составе авиагруппы 71-го полигона ВВС в авиационном обеспечении натурных испытаний на полигоне №2 МО четырех ядерных авиабомб РДС-3 с самолета Ту-16 и четырех ядерных авиабомб РДС-4 с самолета Ил-28. В 1955 году в круг моих служебных обязанностей, санкционированных техническим руководителем испытаний от ВВС Куликовым Серафимом Михайловичем, входили следующие:
- получение объектов испытания в монтажно-испытательном корпусе аэродрома Жана-Семей (Казахская CСP), буксировка их на транспортно-технологической тележке на стоянку самолета-носителя Ту-16А и участие в выполнении технологических операций по подвеске (снятию) доставленных объектов на бомбардировочную установку самолета (всего было использовано, помимо авиабомбы РДС-37 в боевом снаряжении, шесть массогабаритных макетов авиабомбы с парашютной системой);
- инженерно-техническое обеспечение отбора радиоактивных проб из облака взрыва авиабомбы РДС-37 с помощью специальных фильтровальных установок самолетов-заборников Ил-28, оценка активности отобранных радиоактивных проб расчетным методом, основанным на результатах проводимых нами изменений мощности дозы излучения от компактно сложенного фильтр-материала (ацетил-целлюлоза), упаковка его в транспортировочный контейнер и передача уполномоченному лицу от полигона №2 МО;
- разработка полетных заданий для экипажей самолетов-заборников Ил-28 и самолетов радиационной разведки Ил-12 и Ли-2,оборудованных аппаратурой Института прикладной геофизики АН СССР для контроля параметров радиоактивного заражения местности (приземного слоя воздуха) по следу движения радиоактивного облака взрыва (высота полета - 100 м, продолжительность полета - до шести часов за световой день).
Полеты для отбора проб из радиоактивного облака взрыва авиабомбы РДС-37 выполняли экипажи самолетов Ил-28, пилотируемые И.А. Бердниковым, А.А. Брыксиным и В.М. Шафиевым (71-й полигон ВВС), а полеты на радиационную разведку местности - экипажи самолетов Ил-12 и Ли-2 (авиационная дивизия особого назначения).
Статья "У истоков термоядерного арсенала" восполнила мой пробел в познании неизвестного (в 1955 году я был осведомлен только о наличии в объекте испытания дейтерида лития-6). Считаю также, что заместитель научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ Александр Чернышев очень корректно описал условия проведения испытания. Полагаю, что эта публикация представила несомненный интерес не только для еще здравствующих ветеранов подразделений особого риска (среди авиаторов их остается уже мало), но и для читателей, которые сохранят добрую память о создателях ядерного щита нашей Родины.
Также считаю своим долгом предложить автору статьи, если это его заинтересует, имеющийся у меня материал об авиационном обеспечении ядерных испытаний в атмосфере на полигоне №2 МО в период 1949-1962 гг. 5 августа 1963 г., как известно, вступил в силу Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
|