Куршевель в русском языке уже давно не название французского альпийского курорта. Это имя нарицательное, синоним красивой жизни для одних и дурного вкуса - для других. Но, несмотря на обилие справедливых претензий к Куршевелю и обещание никогда сюда не возвращаться, почти все герои светских хроник вновь собрались на этом горнолыжном курорте. Феномен изучала светский обозреватель Божена Рынска.
Миллиардера расстреляли шампанским
Куршевель сдыхает. Ездить туда уже не модно. Это знают любой клерк и любая секретарша. И даже те, кто отродясь не выезжал дальше Кавголовского трамплина и Яхромы, в курсе, что делать здесь нечего. Французы рвачи, сервис швах, официанты жулики, цены загробные для неотесанных нуворишей.
Да и что говорить, если даже флюгер светской актуальности, заядлая сноубордистка Ксения Собчак впервые за шесть лет принципиально в Куршевель не поехала. Собственно, на этом тему Куршевеля можно было бы закрывать, поставив штамп demode (не модно!), если бы не одно существенное обстоятельство.
Наше все - Роман Абрамович приобрел на злополучном курорте шале и официально засветился на всех светских вечеринках, тем самым недвусмысленно выразив свое отношение к этому месту. Говорили, будто миллиардер "Куршевелево" презирает и катается где-то в Германии, в секретном и тихом месте, куда не ступала нога русского человека. И прошлым куршевельским сезоном господин Абрамович действительно манкировал. Похоже, как и многие соотечественники, он пытался найти альтернативу этому зимнему пионерлагерю и наказать-таки французов отсутствием русской клиентуры. Но поиски ни к чему не привели, и олигарх решил пустить корни все-таки в распроклятом Куршевеле.
В прошлом горнолыжном сезоне на всех ужинах, вечеринках и частных бортах рефреном повторялось: "Они просто не понимают, что будет с Куршевелем, если отсюда уедут русские". И наст, и хмарь - во всем были виноваты "подлецы-французы". Капиталисты вынесли вердикт: курорт умирает. Но в этом сезоне почти все они вернулись к оставленному в куршевельских горах сердцу. Те же, кто уехал на поиски лучшей доли, так и канули в неизвестность. Пока новая "ставка" не найдена, ни в светских хрониках и книгах о них не напишут, ни в песнях о них не споют.
Тем временем господин Абрамович показал серьезность своих намерений по отношению к Куршевелю, засветившись на всех вечеринках, и даже устроил свою собственную. Обычно скрытный олигарх в этот раз жил активной светской жизнью: в начале каникул в самом пафосном (и единственном) ночном клубе Le Саve компания армян открывала шампанское и нечаянно угодила прямо в Романа Абрамовича, сидевшего за соседним столом. Сам олигарх отреагировал довольно миролюбиво, хотя и смутился, но вот его охрана, до этой минуты притворявшаяся обычными тусовщиками, набросилась на злодеев. Все могло бы закончиться грандиозным побоищем, но кто-то, указав на обидчиков, шепнул охранникам: "Это Орджоникидзе", - и буря улеглась.
Ельцину-младшему стола не осталось
Господин Абрамович быстро ушел, а на другой день в отеле Les Aireles устроил свою собственную вечеринку с кубанским хором. Днем позже олигарх в компании бизнесменов Юрия Шефлера, Александра Мамута и Анастасии Чухрай появился на традиционной ежегодной дискотеке от Михаила Прохорова в том же Le Cave. Последним событием светского расписания Абрамовича стала вечеринка от компании Martell в этом же клубе. Нефтяной титан пришел послушать моднейшего диджея Помпуньяка, но увидел армию фотографов и ретировался. Его куршевельское окружение - Борис Ельцин-младший с Шахри Амирхановой, врач Дарья Жукова с отцом Александром Жуковым - остались с гостями, среди которых были певец Валерий Меладзе, певица Алена Свиридова, бизнесмен Алексей Ковальчук, галеристка Марина Гисич, бизнесмен Георгий Дзагуров, владелец ночного клуба Александр Оганезов, модель Елена Нелидова, строитель Сергей Полонский, бизнесмен Дмитрий Чернявский, супруги-финансисты Константин и Наталья Селивановы, актриса Екатерина Редникова, бизнесмен Мишель Литвак с супругой актрисой Светланой Меткиной, журналист Эвелина Хромченко и бизнесмен Роман Троценко, актер Денис Никифоров и модельер Надя Сказка, зажигавшая под певицу -лку (исполнительницу хита "Девочка в маленьком "Пежо").
Из-за аншлага Борису Ельцину и Шахри Амирхановой не досталось зарезервированного ими стола. А некие французы требовали у организаторов "столик немедленно", ссылаясь при этом и на принца Альберта, и на Жака Ширака, но так и ушли ни с чем.
Любишь кататься?
Гости, сумевшие выбить стол, обсуждали второй по актуальности куршевельский вопрос - "А вы катаетесь?" Об этом в Куршевеле спрашивают в первую очередь, и самое приятное - когда выясняется, что ты лихой горнолыжник, а собеседник даже не может пройти красную трассу и просто приехал себя показать. Гости Martell выдержали тест на актуальность достойно. Валерий Меладзе и Алена Свиридова действительно катались, актер Денис Никифоров отвечал, что катается на скоростных санках. "А вы катаетесь или так?" - ехидно поинтересовались у Артемия Троицкого. "Еще как!" - ответил он и пояснил, что укатался на подъемниках по всем трем долинам и за два дня успел изучить все маршруты и расписания.
Последней крупной вечеринкой стала боулинг-пати от Михаила Прохорова. Состязались шесть команд, и в итоге победили Александр Мамут с друзьями. Остальные вечеринки были камерными и совсем уж частными. День рождения бизнесмена Михаила Абызова, день рождения Полины Дерипаски, день рождения супруги Мишеля Литвака актрисы Светланы Меткиной.
В отличие от прошлого года в Куршевель не привезли ни одной звезды. Большие надежды возлагались на казахов, "евразийцев" Фаттаха Шадиева и Александра Машкевича (в прошлом году привозили Элтона Джона), но в этом сезоне они никак себя не проявили. Что дало новые поводы качать головами и говорить: "Еще пару лет - и нормальные люди сюда ездить перестанут. Будут одни только "wanna be" (англ. - "хотят быть")".
Однако серьезные горнолыжники, те, кто ездил в Куршевель годами, ездить и продолжают. Опять на склонах губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, все семейство Потаниных и весь выводок Зелениных: сам губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, двойняшки - губернаторские барышни, неузнаваемая в больших очках супруга Алла и вместе с ней маленький кроха на лыжах.
Окончательно прошла мода на отель Byblos, где раньше клубились самые яркие люди Куршевеля, в том числе и "веселые металлурги". Теперь там живут "за неимением лучшего", но все-таки все стремятся попасть в Les Aireles (в русской версии произносится "Лезирель"). Это отель клубного типа, и потому зарезервировать там номер очень трудно. Кроме денег - 1200 евро в сутки за мизерный чуланчик - хозяева требуют специальных рекомендаций. Уже в мае в Les Aireles нельзя было забронировать номер на зиму. В русский сезон по вечерам в лобби отеля собирается весь creme-de-creme. Здесь русских уважают: уборщики и портье свысока не смотрят, но и бестолковости хватает. От всей души хотят услужить и, например, вместо горячей воды для растворимой простудной таблетки приносят горячее вино, горячий чай и горячий сок.
Даже бизнесмен Юрий Шефлер, снимавший собственное грандиозное шале, по вечерам обретался в лобби этого самого "Лезиреля". После того как он упек супругу в тюрьму, вся тусовка собиралась подвергнуть "Синюю Бороду" остракизму. Еще в Москве все грозно заявляли, что и руки ему не подадут, и в гости не пойдут - пусть сидит один в своем шале, как наказанный. Но по прибытии в горы общественное мнение перегорело, и теперь подвергнуть господина Шефлера укоризне может только тот, кто обитает выше куршевельской горы и даже выше Монблана.
Лучше не придумали
Несмотря на то что общий пик недовольства Куршевелем прошел, все традиционные мелкие куршевельские шалости так и остались при этом горнолыжном курорте. Вписать в счет лишнее вино, приписать "левый" кофе - все это местный почерк и "не изменяется такое никогда". "Мы сюда ездим, но мы постоянно на стреме, как бы нас никто не "поюзал", - сказал обозревателю "Известий" бизнесмен, попросивший не называть своего имени в газете. - Я с этого года принял решение и предупредил всю обслугу: я буду оплачивать только те счета, которые сам подписал. Без подписи даже и не думайте ничего записать на мою комнату. Я парень-то не жадный, но я зверею, когда меня за дурака держат".
В этот же вечер в том же лобби у камина сидели гости и светили какой-то коробочкой на белые бумажки. "Это что, они счета уже просвечивают?" - насторожилась девушка за соседним столом. "Да, это новый куршевельский лохотрон - печатать чеки невидимыми чернилами. Уезжаешь, а потом на бумажке проявляется така-AAAA-я сумма! И ничего не докажешь, стоит твоя подпись". Девушку, конечно, разыграли. Гости просто отсматривали негативы.
Кстати, и знаменитый куршевельский коэффициент не снизился ни на йоту. Например килограмм черной икры в ресторане стоит 16 тысяч евро. И по-прежнему, поработав там официантом в русский сезон, можно и самому на следующий год отдохнуть в Куршевеле. Также пока не удается окончательно выжить с нашей деревни курортников-французов. На горнолыжных сайтах они сочувствуют англичанам, мол, русские приватизировали наш Куршевель так же, как ваши футбольные команды, а на склонах косятся на "ле рюссов" и промывают им кости, совсем как московские offiсe-girls - Ксении Собчак и Ульяне Цейтлиной.
Но, несмотря на обилие претензий, пока курорт скорее жив, чем мертв. Hermes по-прежнему делает на русских годовую прибыль и по-прежнему пытается "впарить" туфли прошлого сезона по цене новых коллекций. И нельзя сказать, что русские от этого в восторге. Но, как сказал один из заядлых горнолыжников и тружеников капитала, "Куршевель - конечно, редкое ... (дальше шли совершенно негламурные выражения), но ничего лучше пока не придумали".
|