Силовики продолжают атаку на московские банки. На прошлой неделе обыскам и проверкам подверглись МДМ-банк и банк «Нефтяной», вчера же следователи пришли в Маркетинг-банк и Межотраслевой промышленный банк. Официальная версия происходящего -- масштабная борьба с отмыванием денег. Однако никаких подробностей операций силовики не приводят. Учитывая состав подвергшихся проверкам банков, можно предположить, что все следственные действия связаны с поиском материалов по делу бывшего главы Минатома Евгения Адамова -- ибо по меньшей мере только его имя объединяет их деятельность. Эту версию «Времени новостей» подтвердил топ-менеджер одного из проверяемых банков. Если следователям удастся «накопать» еще несколько томов этого дела, у них будет дополнительное основание для экстрадиции г-на Адамова из Швейцарии в Россию, а не в США. Впрочем, решение в любом случае будет приниматься в Берне.
С МДМ-банком при г-не Адамове был связан наиболее громкий скандал. Как известно, в конце 1990-х годов он, будучи мнистром, перевел почти все денежные потоки отрасли в Конверсбанк. При этом были резко сокращены обороты по счетам в других банках -- НРБ, ОНЭКСИМе и, главное, в Альфа-банке, на который раньше, как считалось, приходилось около 45% оборота всей атомной отрасли. Кроме того, г-н Адамов считал необходимым, чтобы атомщики увеличили капитал Конверсбанка. Но поскольку не у всех были в наличии «живые» деньги, некоторые кредитовались в МДМ-банке. В итоге глава МДМ-банка Андрей Мельниченко решил поглотить Конверсбанк вместе с финансовыми потоками атомной отрасли. Заодно г-н Мельниченко переманил некоторых менеджеров из Альфа-банка. Однако после увольнения г-на Адамова из Минатома первое, что сделал новый руководитель министерства Александр Румянцев, -- это перевел зарплатные счета в Альфа-банк. Да и «атомные» обороты «Конверса» снова были существенно сокращены и перераспределены в пользу других банков, в частности государственных.
При г-не Адамове атомщики сотрудничали и с банком «Нефтяной». По неофициальной информации, блокпакет банка в 2001 году приобрел концерн «Росэнергоатом» за 4,5 млн долл. В «Нефтяном» также находились некоторые счета атомщиков, в частности, как говорил тогда «Времени новостей» президент концерна «Нефтяной» (банк входит в его состав) Игорь Линшиц, «Росэнергоатом» с этих счетов платил НДС. Источник «Времени новостей», близкий к банку, заявил, что у атомщиков даже были планы осуществить несколько проектов. Однако после того, как г-н Адамов был уволен с поста министра, г-н Румянцев начал кампанию по диверсификации банковского обслуживания. Оборот по счетам сократился в разы, а у «Нефтяного» с атомщиками разразился громкий скандал (они обвиняли друг друга в многомиллионных долгах, боролись за право контролировать деятельность компании «Севзапатомэнергострой» -- генподрядчика строительства третьего энергоблока Калининской АЭС). О совместной работе больше не сообщалось. Да и основная часть прежней команды в «Нефтяном» больше не работает.
Банки, в которых проверки проводились вчера, по информации «Времени новостей», были основаны одними и теми же лицами -- бывшими подполковниками ФСБ Сергеем Гайдуковым и Сергеем Лобаревым и близкими к ним фирмами. Однако в 2002 году между ними вспыхнул конфликт. Г-н Гайдуков передал в СВР материалы о том, как г-н Лобарев якобы занимался отмыванием денег в банках. Но вскоре по заявлению Сергея Лобарева г-н Гайдуков был арестован и в 2004 году приговорен к трем годам тюрьмы. Таким образом, владельцем банков остались г-н Лобарев и, как считается, аффилированные с ним структуры. В том же 2004 году в состав совета директоров Межотраслевого промышленного банка, как сообщали СМИ, вошел Евгений Адамов. Стал ли он директором Маркетинг-банка, неизвестно. Сейчас, насколько позволяют судить открытые источники, бывший глава Минатома не входит в советы директоров этих банков.
Кстати, после увольнения из Минатома г-н Адамов стал научным руководителем Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Доллежаля (НИКИЭТ), юридический адрес которого совпадает с адресом Межотраслевого промышленного банка, где вчера побывали следователи. Вчера весь день в офисе банка на Малой Красносельской улице шла выемка документов. А в здании Маркетинг-банка на Фрунзенской набережной в Москве, как сообщили в ГУ МВД по ЦФО, был изъят 1 млн долл. Также были задержаны два человека. Один якобы имеет непосредственное отношение к банку (к какому, не уточняется), а другой -- к структурам, участвовавшим в доставке контрабандных грузов. Также вчера было сообщено, что уголовное дело, в рамках которого проводились выемки, передано для расследования Генеральной прокуратуре, которая, кстати, расследует и дело Адамова.
Как сообщили в Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО), выемки в Межотраслевом промбанке и Маркетинг-банке проводились в рамках уголовного дела о контрабанде в Россию крупных партий бытовой и оргтехники. По официальной версии, эта схема действовала следующим образом. Те или иные банки выделяли участникам преступного бизнеса деньги, на которые за границей (из всех стран вчера была названа только Голландия) закупались партии техники и сигарет. Затем товар автомобилями направлялся через Белоруссию в Россию.
При пересечении белорусской границы местные таможенники якобы пропускали фуры либо вообще без регистрации, либо по поддельным документам. Когда же автомобили попадали в Россию, на фурах менялись как номерные знаки (зачем -- вчера осталось загадкой), так и сопроводительные документы на груз, из которых следовало, что весь товар был приобретен в России и, соответственно, с него не взимались таможенные пошлины. После реализации товара деньги возвращались в банки, финансировавшие эти операции, где деньги отмывались. Как сообщили в ГУ МВД по Центральному федеральному округу, в рамках этого расследования в Белоруссии был возбуждено уголовное дело против сотрудников таможни, помогавших контрабандистам пропускать грузовики с товаром через границу. По нему проходит около 50 человек, и сейчас оно уже готовится к передаче в суд.
На Межотраслевой промбанк и Маркетинг-банк, по официальной версии, сотрудники ГУ МВД по ЦФО вышли после обысков и выемок в других банках, участвовавших в контрабандных схемах. Но были ли это банки «Нефтяной» и МДМ-банк, вчера представители следствия уточнять не стали.
Вполне возможно, во всех четырех банках (и нельзя исключать, что в деле появятся и другие структуры) следователи пытаются найти материал против г-на Адамова и использовать его в качестве дополнительного обоснования для экстрадиции бывшего министра в Россию. Ведь, как известно, в мае -- через две недели после ареста в Берне -- с просьбой о выдаче г-на Адамова к швейцарским властям обратилась и Генпрокуратура РФ, которая также неожиданно возбудила в отношении экс-главы Минатома уголовное дело о мошенничестве и превышении полномочий. Подробности этого дела, правда, Генпрокуратура не рассказывала. Евгений Адамов отрицал все эти обвинения и отказывался от процедуры упрощенной экстрадиции как на родину, так и в США.
Сначала он пытался опротестовать свой арест, а когда это не удалось, согласился все же, чтобы его выдали в Россию. Однако швейцарские власти к этому моменту начали уже процедуру принудительной экстрадиции, и оставался неразрешенным только один вопрос: куда отправлять бывшего министра -- в Россию или США. После долгих раздумий министерство юстиции Швейцарии приняло решение отправить г-на Адамова в США. Объяснен такой выбор тем, что после суда в США бывший глава Минатома может быть выдан и России. Если же г-н Адамов сразу попадет в Россию, США его получить не смогут, поскольку все цивилизованные страны мира своих граждан не выдают. Однако уже после этого г-н Адамов подал еще один протест, который до сих пор рассматривается.
Прокуратура города Питсбурга обвинила Евгения Адамова и его американского партнера Марка Каушанского в присвоении в начале 90-х годов 9,6 млн долл., выделенных американским правительством на повышение безопасности российских атомных электростанций. Также их обвинили в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. По версии американских спецслужб, г-н Адамов, возглавляя тогда НИКИЭТ, якобы переводил часть полученных от американцев денег на счета своих личных фирм, зарегистрированных собственно в США, откуда они уже под разными предлогами перечислялись как в Россию, так и в другие страны. По этим обвинениям согласно законам США экс-министру грозит 60 лет тюрьмы и штраф в 1,9 млн долларов.
|