Предполагается, что в ближайший понедельник, 12 декабря, состоится первое заседание вновь избранного парламента Чечни. Это первое заседание парламента за шесть лет -- деятельность прежнего депутатского корпуса, избранного еще в 1997 году, «при сепаратистском режиме», была прервана начавшейся осенью 1999 года войной. С тех пор ичкерийский парламент лишь один раз мелькнул на военно-политической сцене: накануне президентских выборов осенью 2003 года федеральный центр объявил, что удалось собрать кворум для законного отрешения от должности президента Аслана Масхадова. Представители парламента Ичкерии в изгнании поспешили опровергнуть существование решения об импичменте г-на Масхадова, после чего о депутатах созыва 1997 года основательно забыли.
В нынешний парламент прошли несколько представителей «старого режима», но решающая роль там будет принадлежать определенно не им. В строгом соответствии с новейшей политической практикой всей остальной, мирной части страны в чеченском законодательном органе абсолютно доминирует «Единая Россия». Однако именно в чеченской «Единой России» складывается весьма неоднозначная ситуация. Судя по всему, интрига, которая имела шансы стать главным сюжетом предвыборной кампании, после выборов только набирает обороты. Речь идет о том, будет ли республиканскую «Единую Россию» контролировать нынешний и.о. премьера Чечни Рамзан Кадыров, фактически «первое лицо» нынешней Чечни, или партия останется чем-то вроде политического противовеса наследнику первого послевоенного президента.
Чеченская «Единая Россия» начиналась еще в 2000 году как отделение партии «Единство» -- тогда его возглавили несколько старых функционеров бывшего чечено-ингушского обкома КПСС. Которые при абсолютной лояльности и огромном аппаратном опыте оказались абсолютно неэффективны в условиях, максимально приближенных к боевым. В 2002 году «Единую Россию» в Чечне доверили одному из федеральных менеджеров партии Францу Клинцевичу, а заместителем его стал Руслан Ямадаев -- бывший гудермесский полевой командир, вступивший во вторую войну на стороне федералов и получивший должность заместителя военного коменданта республики.
В 1999 году братья Ямадаевы вместе с Ахматом Кадыровым обеспечивали мирную сдачу Гудермеса федеральным силам. Исторически между двумя семьями сложились очень тесные взаимоотношения, и пока Чечню возглавлял Ахмат Кадыров, никому и в голову не приходило говорить о возможной конфронтации. «Единая Россия», которая в Чечне выглядела как боевой отряд большевиков времен революции и Гражданской войны, очень способствовала успеху конституционного референдума 2003 года и обоих президентских выборов -- в 2003 и 2004 годах. Перед парламентскими выборами 2005 года многие наблюдатели предположили, что «Единая Россия», возглавляемая гг. Клинцевичем и Ямадаевым, будет играть самостоятельную роль по отношению к г-ну Кадырову-младшему, который значился в партии всего лишь одним из членов политсовета. Но Руслан Ямадаев в интервью «Времени новостей» непосредственно в день выборов подчеркнул, что никакого конфликта интересов Кадырова и Ямадаева нет и быть не может. И решение об устранении из партийного списка бывшего председателя Госсовета Чечни Тауса Джабраилова принималось отнюдь не г-ном Кадыровым единолично, а вполне коллегиально и согласованно.
Но почти сразу после выборов выяснилось, что вопросы внутрипартийного влияния решены не до конца. Во вторник генсовет «Единой России» прекратил полномочия руководителя чеченской партячейки г-на Клинцевича -- поскольку в соответствии с ноябрьскими поправками к партийному уставу последний не имел права совмещать должность в республиканском отделении с местом в президиуме генсовета. Уже в среду в Гудермесе состоялась конференция чеченской «Единой России», которая рекомендовала на место Клинцевича Рамзана Кадырова. При этом Руслан Ямадаев, в отсутствие г-на Клинцевича являющийся в региональной организации первым лицом, в конференции не участвовал. Вчера же появились сообщения о том, что генсовет «Единой России» может и не согласиться с мнением республиканского актива. Франц Клинцевич, по всей видимости, будет рекомендовать на руководящую должность своего заместителя Руслана Ямадаева, с которым у него, к слову, сложились гораздо более хорошие отношения, нежели с Рамзаном Кадыровым. Сами гг. Клинцевич и Ямадаев предельно осторожны в комментариях и сохраняют подчеркнуто уважительный тон по отношению к г-ну Кадырову. При этом часть федерального начальства «Единой России» считает, что совмещение руководства партией и высокого поста в структуре исполнительной власти неуместно.
Пока можно лишь с большой долей уверенности предполагать, что председательствовать в заседаниях парламента будет человек «команды Кадырова»: после ухода в политическую тень бывшего лидера партийного списка «Единой России» Тауса Джабраилова эту должность скорее всего займет вице-премьер и министр сельского хозяйства Чечни 49-летний Дукуваха Абдурахманов. Г-н Абдурахманов был главой администрации Гудермеса в 1992--1993 годах, а после второй войны вошел в кадыровское правительство. Он тоже считается человеком, близким к кадыровской семье. Но с уходом г-на Джабраилова ряды «команды Кадырова» ощутимо поредели. А продолжение внутрипартийной интриги может внести в нее дополнительный и очень серьезный раскол.
|