Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов строит Нью-Амстердам на Каспии, а ставропольские власти и ученые Южного центра Российской академии наук загорелись идеей строительства канала, который должен соединить Азовское и Каспийское моря. План строительства соединительного канала между Азовом и Каспием советские инженеры и ученые разработали еще в 30-е годы прошлого века. К счастью, им удалось осуществить его только частично. Вырытые в донских степях Веселовский и Пролетарский водохранилища сегодня просто клад для ученых. С неподдельным интересом они изучают последствия «великого эксперимента», поставленного покорителями природы в южных российских степях. 70 лет — как раз достаточный срок, чтобы в полной мере оценить масштаб произошедшей здесь экологической катастрофы. Само существование Дона как водной артерии и источника питьевого водоснабжения оказалось под угрозой — концентрация солей в донской воде все время увеличивается. Прорытые каналы связали его с солеными озерами. А что же водный путь протяженностью 329 километров, созданный такой дорогой ценой? Сегодня он практически не используется — суда большого водоизмещения по этому мелководью просто не пройдут. Поэтому какие-то умные головы предложили довести начатое до конца — прорыть еще 400 километров новых каналов, а заодно углубить и расширить старые. Идея эта нашла поддержку в Южном научном центре РАН, в правительстве Ставропольского края и в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, где сформирована рабочая группа по изучению проекта, названного красиво: «ЕврАзия». Министерство экономики Ставропольского края взяло на себя финансирование конкурса на лучший бизнес-план «ЕврАзии». Само строительство водного пути обойдется, по самым скромным предварительным подсчетам, в 10 млрд евро и будет продолжаться не меньше десяти лет. Предстоит вынуть гигантские объемы грунта из русла канала, который должен пройти по малонаселенным степям Калмыкии в Кизлярский залив Каспийского моря или к строящемуся порту Лагань. А еще с помощью шести гидроузлов с судоходными шлюзами нужно будет преодолеть водораздел между Азовским и Каспийским морями высотой около 30 метров. — Если вы будете лететь на самолете над калмыцкими степями, то увидите внизу гигантские, будто вырытые циклопом траншеи. На самом деле это копали шагающие экскаваторы: в конце 80-х годов прошлого века здесь начали рыть канал Волга—Чаграй, прорыли меньше половины, да так и бросили, — рассказывает доктор геолого-минералогических наук, первый заместитель председателя Северо-Кавказского научного центра Высшей школы Владимир Седлецкий. — Теперь вот предлагают рыть канал длиной 700 километров. Но где взять столько воды, чтобы наполнить канал? Авторы проекта предлагают перераспределить донскую и кубанскую воду, однако сток Дона, Кубани и всех малых рек этого района вместе взятых — всего 20 кубокилометров (для сравнения: сток Волги — 300 кубокилометров). Кубань в ее устье уже сейчас можно перейти, не замочив коленей. И вообще не пойму, зачем нужен этот проект? Если для того, чтобы возить каспийскую нефть, как заявляют авторы проекта, то это вообще смешно: на Каспии уже построены мощные транснациональные нефтепроводы. Разве могут небольшие танкеры (а большие по каналу все равно не пройдут) с ними конкурировать? Наивный вопрос: зачем сочиняются «прожекты века»? Деньги получить. Для начала хотя бы «на изучение вопроса», «конкурс проектов», потом — на «изыскательские работы», ну и так далее. Министерство экономики Ставропольского края предлагает использовать на эти цели средства Стабилизационного фонда. Калмыцкий марафон Министерство экономики Ставропольского края пока только мечтает в процессе реализации проекта «ЕврАзия» заполучить средства на строительство большого торгового порта в маленьком поселке Дивное Апанасенковского района. А вот президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов уже строит в рыбачьем поселке Лагань, как сообщает пресс-релиз минстроя республики, «самый большой порт на Каспии», за образец которого «взят Амстердамский порт в Нидерландах». Правда, акватория Лагани, как и весь северный Каспий, — сплошное мелководье, большие суда здесь не ходят, но что делать, если очень хочется? Пришлось купить единственный в мире гигантский земснаряд (один бур его весит 100 тонн), чтобы начать дноуглубительные работы. В 80-х годах прошлого столетия в Лагани уже копали, за шесть лет удалось прорыть узкий канал глубиной всего 2,5 метра для прохода рыбачьих судов и теплоходов на подводных крыльях. Но через несколько лет мощный ледоход срезал защитные отвалы канала, на этом он и прекратил свое существование. Потом была идея организации паромного сообщения из Лагани в порты Ирана, калмыцкий парламент — Народный хурал — даже подготовил проект соответствующего постановления. Однако президент Илюмжинов его отклонил, создал частную компанию и зарегистрировал ее в Лондоне. Чтобы наладить паромное сообщение, компания тоже должна была рыть канал глубиной 9 метров и длиной в марафонскую дистанцию — 42 км. Увы, паромы в Лагань так и не ходят, каналы решили пока не прокладывать, а ограничиться строительством Амстердама-на-Каспии. Как сообщили калмыцкие СМИ, «Кремль пообещал проекту Лаганского порта всемерную поддержку». Еще они рассказали, что в Калмыкию уже приезжали представители предполагаемого инвестора проекта — Коммерц-банка. Третьего по величине банка Германии, который оказался замешан в международном скандале: на родине его подозревали в отмывании денег, украденных в процессе приватизации в России. Как говорится, «процесс пошел». И совсем не важно, будет ли порт работать. В соседней Астраханской области практически простаивает уже выстроенный прекрасный порт Оля с самой современной инфраструктурой. Летом прошлого года к нему протянули железнодорожную ветку, после чего время доставки груза по международному транспортному коридору в направлении Ирана и Индии в обход Суэцкого канала сократилось почти в три раза: с 37 до 13 суток. А грузов все равно не хватает. Впрочем, калмыцкое руководство это не смущает, оно заявляет, что полно решимости построить порт… даже если для этого нужно будет вырыть еще одно море и построить железную дорогу Лагань — Москва. Деньги на финансирование проекта уже пошли.
|