07-11-2005
"В этот же день 26 сентября было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» и опубликованы Указы Президиума Верховного Совета СССР «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих».
С большим одобрением и радостью они были встречены нашим народом и не забыты до сих пор. Наши читатели, обеспокоенные нынешним состоянием страны и бедственным положением большей части населения, в своих многочисленных письмах в редакцию с гордостью рассказывают, как советская власть заботилась о развитии народного хозяйства, о повышении эффективности общественного производства, о благе людей.
Наш корреспондент Луиза ГЛАДЫШЕВА обратилась к непосредственному участнику разработки и осуществления принятых партией и правительством мер по повышению народного благосостояния, бывшему в то время председателем Госплана СССР и ныне активно участвующему в пропаганде достижений советской экономики Николаю Константиновичу БАЙБАКОВУ и попросила прокомментировать документы сорокалетней давности.
— Эти важнейшие документы были приняты в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В том же году начался переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, было объявлено о выплате 13-й зарплаты, принимались другие меры для более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей советских людей.
Такова была политика партии, правительства. Все делалось и направлялось на повышение жизненного уровня народа, и мы старались принимать конкретные меры, насколько позволяли наши экономические возможности.
Было решено с 1 января 1968 года увеличить минимальный размер заработной платы рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства до 60 рублей в месяц. По тем временам, когда рубль имел высокую покупательную способность, это было солидно. Отдельным категориям работников должностные оклады и тарифные ставки повышались до 70 рублей в месяц, повышались на 15% тарифные ставки рабочим-станочникам в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, причем в цехах металлообработки предприятий всех других отраслей промышленности. Вводились коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций легкой и пищевой промышленности, науки, просвещения, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, увеличивался оплачиваемый отпуск, расширялись льготы для северян. Велось грандиозное жилищное строительство. Я уже не говорю о том, что вся наша страна представляла собой гигантскую строительную площадку, бурными темпами началось освоение Сибири и Дальнего Востока, что требовало колоссальных вложений.
— И в это же время развертывается поразительная программа пенсионного обеспечения. Наша страна и так имела в то время самый низкий в мире пенсионный возраст, что буржуазными идеологами представлялось не иначе как «красная пропаганда», а для нас было нормальной жизнью.
— По новому постановлению пенсионный возраст снижался еще на 5 лет: с 65 лет до 60 мужчинам, и с 60 до 55 лет женщинам. Отдельным категориям работниц с повышенной интенсивностью труда в текстильной, легкой промышленности давалось право выхода на пенсию с 50 лет. Скажем, только в одной Ивановской области, которую по праву называли текстильным цехом страны, более 8 тысяч тружениц уже с 1 января 1968 получили такое право. Им же могли воспользоваться женщины-колхозницы, родившие и воспитавшие 5 и более детей. Получили это право и работающие мужчины и женщины в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Улучшение пенсионного обеспечения коснулось сразу нескольких миллионов человек.
Был принят отдельный комплекс значительных мер по улучшению пенсионного, лекарственного, санаторного обеспечения инвалидов, фронтовиков, инвалидов детства. К примеру, в 1967 году инвалиды войны получили в органах социального обеспечения РСФСР 110 тысяч бесплатных путевок в санатории и дома отдыха. В последующие годы число их увеличивалось.
— Теперь, к сожалению, оставшиеся в живых фронтовики, ветераны труда, поднявшие на своих плечах страну, имеют закон №122, лишивший их не только всех имевшихся льгот, но и надежды дожить в покое. Мы постоянно слышим: «Денег у государства нет. Нет денег!» Николай Константинович, откуда же они брались тогда? Казна тоже была не бездонной, и считали каждую государственную копейку.
— Да, на все требовались огромные средства, миллиарды рублей. Подъем жизненного уровня, крупные и очень затратные социальные меры были бы невозможны без поступательных, высоких, устойчивых темпов развития промышленности, сельского хозяйства, всей нашей экономики, без всемерного использования достижений науки и техники, в конце концов без энтузиазма советских людей. Понимали, что наше общее благосостояние и могущество государства, его крепкая обороноспособность зависят от повышения экономического потенциала, и все для этого делали. Мы не кормили несбыточными обещаниями, принимали конкретные жизненные меры. И нам, всему народу многое удалось тогда сделать, и я счастлив. То, что происходит в стране сейчас, разговор отдельный."
|