"Как и в советские времена, школьный учебник истории по-прежнему пропагандистское пособие, только теперь он пропагандирует уже не родной и знакомый позитивизм с его идеей классовой борьбы, а различные западные теории, причем давно устаревшие.
Это теория модернизации, теория тоталитаризма и цивилиз а ционный подход.
Последний заключается в том, что никаких последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций нет, а есть набор отдельных цивилизаций.
Какие это были цивилизации и сколько их существовало – путались даже основоположники этой теории, как и современные российские авторы учебников.
Пример приводит социолог Александр Тарасов, писавший рецензию на учебник В.М. Хачатурян: «В учебнике одновременно существуют цивилизация древности, цивилизация античности и цивилизация Древнего Рима, хотя это одно и то же.
Им наследует европейская цивилизация, которая началась после Средневековья.
Про то, что было в промежутке, просто забыли».
Вторая западная теория, на которой зиждится наш учебник, – это теория тоталитаризма, смысл которой в том, что фашистская Германия и СССР – одно и то же, и вся его история – суть зло. Как, например, Великая Отечественная война, в результате которой сформировались тоталитарные государства Восточной Европы. В популярном учебнике А.Кредера «Новейшая история зарубежных стран» говорится о том, что важнейшей битвой Второй мировой была битва за атолл Мидуэй, а главной танковой битвой – битва при Эль-Аламейне в Северной Африке. Про Курскую дугу российские дети и не слышали. Автором теории тоталитаризма, которая пропагандируется в российских учебниках, между прочим, является тот самый Бжезинский, полагающий, что население России должно сократиться до 50 миллионов!..
Третья западная теория, также ставшая основой идеологической концепции российских учебников и также разоблаченная в 70-е годы, – теория модернизации. По этой теории всякая страна должна пройти путь от традиционного до индустриального и постиндустриального общества.
Соцлагерю навязали ее в качестве замены марксизма-ленинизма.
Все это пытаются вдолбить ученику в сжатые сроки, поскольку линейное преподавание истории заменили так называемыми «концентрами». Всеобщее среднее образование отменили, так что ученики должны пройти весь курс истории до 9-го класса. Те, кто остается, учит то же самое опять. В результате «ужатия» курса школьники порой проходят по 2 века за один урок. Комментирует социолог Александр Тарасов: «Линейный принцип изучения истории, принятый во всем мире, дает представление об истории как о смене периодов. Концентрический принцип такого представления не дает. Когда его внедрили, то существующие линейные блоки пришлось ужимать, в результате чего учебники превратились в сплошной набор цифр и имен. У школьника отсутствуют всякие представления о том, по каким принципам функционирует общество.
Это выгодно власти: что такому человеку ни скажешь – во все он поверит».
На ниве учебников существуют две конкурирующие группы: либералы и правые. «Одни – прозападные, другие – монархисты-черносотенцы, – поясняет Тарасов. – Автор утвержденного Минобром учебника А. Баханов «История России. XIX – начало XX в.», например, пишет : «Кто не православный – тот не россиянин». Пропагандирующие теорию тоталитаризма учебники уже породили поколение скинхедов, полагает Тарасов: раз победа над фашизмом была отрицательным явлением, значит, победа Гитлера предпочтительнее. Кого же воспитают православные монархисты? Сегодня ясно одно: с задачей политической агитации авторы современных учебников справляются не хуже, чем их советские предшественники."
|