Бронзовый бюст основателя советской ВЧК Феликса Дзержинского вчера неожиданно возвратился на свое историческое место во дворе здания ГУВД Москвы на Петровке, 38. В преддверии профессионального праздника российской милиции, отмечаемого 10 ноября, распоряжение о восстановлении монумента, демонтированного в дни августовского путча 1991 года, дал начальник московской милиции Владимир Пронин. На этот шаг, как выяснилось, его подвигли представители общества ветеранов московской милиции, по-прежнему считающие Феликса Дзержинского образцом честного и неподкупного «стража правопорядка».
Первый раз бюст Дзержинского работы скульптора Анатолия Бичукова появился во дворе на Петровке, 38, в 1977 году. Тогдашнее руководство ГУВД Москвы так отметило столетие со дня рождения отца-основателя всей советской системы госбезопасности и правопорядка. Бюст Железного Феликса простоял больше 15 лет, а 20 августа 1991 года, сразу после провала ГКЧП, милиционеры его сами аккуратно демонтировали. Сделано это было сугубо в превентивных целях. Столичная милиция, как известно, ГКЧП открыто не поддержала, но лик Железного Феликса, виднеющийся сквозь решетчатую ограду ГУВД, мог спровоцировать революционную толпу на штурм здания. Несколькими часами ранее митингующие торжественно свергли с помощью автокранов главный памятник Дзержинскому, стоявший на ныне Лубянской площади перед зданием КГБ, считая его одним из основных символов советского тоталитаризма.
Инициатива о восстановлении монумента, как вчера признал сам г-н Пронин, исходила от совета ветеранов ГУВД Москвы. 4 ноября на встрече с г-ном Прониным ветераны предложили вернуть символ «чистых рук» на пустующий постамент. Большинство сотрудников самого ГУВД об этом решении ничего не знали, и, придя вчера утром на работу, очень удивились, увидев бюст. Эффект неожиданности был усилен еще и тем, что за прошедшее с 1991 года время в столичной милиции осталось мало людей, кто знал, чей именно бюст когда-то стоял во дворе Петровки, 38. И большинство нынешних милиционеров вообще имеют смутное представление о подвигах и идеалах Железного Феликса. Впрочем, большинство оперативников (в здании на Петровке, 38, расположены в основном оперативные подразделения, в том числе и МУР), к новшеству отнеслись индифферентно -- ведь полицейскую работу придумал вовсе не Дзержинский. Они лишь рассказали об этом «курьезном» событии журналистам.
Но политики тут же выступили с гневными комментариями. Лидер партии "Союз правых сил" (СПС) Никита Белых расценил факт восстановления бюста Дзержинского, как "не рядовое, а весьма и весьма знаковое событие в сегодняшней истории страны". "Фактически восстанавливается не памятник одному из самых кровавых вождей Октябрьской революции, а восстанавливается старая авторитарная система, -- заявил г-н Белых. -- Демонтаж этого памятника стал знаковым событием новой эпохи в истории страны -- эпохи демократических преобразований. И тот факт, что сегодня бюст Дзержинского возвращен, есть свидетельство того, что люди, представляющие действующую власть, в том числе и таким способом, пытаются вернуть старую тоталитарную систему". Еще более радикально высказался лидер Республиканской партии депутат Госдумы Владимир Рыжков: «Правозащитники и гуманитарные демократические организации и партии должны потребовать от министра внутренних дел Рашида Нургалиева убрать бюст Дзержинского с территории ГУВД. Дзержинский -- это ЧК, это концлагеря, это кровавые зверства в истории советской страны, и мы не можем и не должны допустить, чтобы все, что олицетворяет этот символ, сегодня вновь бы вернулось в нашу жизнь".
В ГУВД вчера от комментариев отказывались, а сам г-н Пронин постарался объяснить идею по возвращению Железного Феликса художественными достоинствами произведения: "Эта скульптура является достоянием искусства, она неоднократно участвовала в различных художественных конкурсах. Я положительно отношусь к этой инициативе, поскольку мнение ветеранов необходимо уважать". Решение ветеранов корреспонденту «Времени новостей» прокомментировал председатель Общественной организации ветеранов органов внутренних дел Москвы Виктор Антонов: «Дзержинский -- это не только символ того, что у работников органов должны быть чистые руки, холодная голова и горячее сердце, что и в наше время не потеряло своей актуальности. Дзержинский еще боролся и с беспризорностью. Сколько благодаря ему выросло порядочных людей из этих сирот! Ветераны сейчас много работают в школах и сталкиваются с тем, что детям не хватает патриотического воспитания». Что же касается общественного мнения, то бюст установлен, по словам г-на Антонова, для внутреннего пользования: «У нас закрытый дворик, и посторонние здесь не ходят, так что он будет работать на профессионалов. Мы много разговаривали с сотрудниками, и ни один не высказался против».
|