В июне 1997 года в Брянской области прошли выборы глав районов области и мэра города. Выборы мэра получились шумными. Впервые в них принял участие лидер местного РНЕ Николай Трофимов (в ходе предвыборной кампании он выступал только в военной форме, с нашитой стилизованной свастикой на рукаве). Трофимов особо не стеснялся, объясняя, как именно в области он установит "русский порядок", и что будет, в частности, с евреями. Второй "звездой" выборов был ЛДПРовец Геннадий Лемешов. Партия Жириновского всерьез рассчитывала на его победу в Брянске и, по неофициальным данным, выделила на кампанию около 2 млрд. рублей. На эти деньги из Москвы выписали двойников Ленина (они записывались в рекламных роликах Лемешова на местном ТВ, а также агитировали на улицах). Листовки кандидата от ЛДПР разбрасывались со специального самолета. Поддержать его приехал сам Жириновский.
Но явный лидер был один - коммунист Николай Сарвиро. На Брянщине коммунисты побеждают традиционно. Не стал исключением и Сарвиро: 47 процентов голосов избирателей против 23 процентов Лемешова. Сформировав "красный" горсовет (представители КПРФ получили 80 процентов мест), местные коммунисты заявили, что, наконец, в Брянске установилась нормальная власть, и время всяких смут прошло.
Призраки с мотором, но без колес
Команде Сарвиро сразу пришлось решать множество вопросов: у города был огромный долг перед энергетиками, с каждым месяцем росли задержки выплат зарплат бюджетникам. Но главное - 80-процентный износ городского транспорта. Обновление парка автобусов и троллейбусов требовало огромных расходов. И мэрия прежде всего решила взяться за транспорт.
В конце мая 1998 года пресс-служба горадминистрации победно сообщила, что в Швеции закуплено 20 автобусов "Вольво". Муниципальные газеты объясняли населению, что покупка эта для Брянска в высшей степени выгодна. Автобусам, правда, 10-15 лет, и набегали они по 500 тысяч км., но исправны, а их внешний вид - просто великолепен. Служить им еще минимум лет 10. Но главное- цена! За старый, но сверхвыносливый "Вольво" городская казна заплатит всего 200 тысяч рублей, а новый отечественный "ЛиАЗ" стоит 480 тысяч. Экономия налицо.
В июне почтенной публике предъявили два первых автобуса. Их выставили на центральной площади перед горадминистрацией. После набивших оскомину "Икарусов" "Вольво" и правда выглядели супер.
Красные и желтые, с новыми велюровыми сидениями голубого цвета и кондиционерами, со специальными фотоэлементами, которые не откроют двери автобуса, если кто-то стоит на ступеньках. В Швеции, объясняли горожанам, эти автобусы возили людей в Аэропорт - поэтому хорошо и сохранились. В благополучной Швеции люди в общественном транспорте не привыкли стоять - поэтому салон лучше продуман, и в нем много сидячих мест. И двигатель здесь мощнее, и ход более мягкий, чем у отечественных, и "гармошка" теплая и прочная. Привыкай, брянец, к комфорту!
Однако, эйфория быстро прошла.12 автобусов "Вольво", направленных на эксплуатацию в муниципальную автоколонну №1403 сразу стали для автотранспортников головной болью. Автобусы требовали создания специальной ремонтно-технической базы, что руководство АК позволить себе не могло. К тому же "Вольво" прибыли без запасных частей, а их техническая документация - без перевода. Умельцы АК были вынуждены "переобуть" автобусы. Шведские колеса заменили на "лиазовские". За оборудование АК заплатила приличную сумму. Пришлось за доллары покупать и специальные пневмобаллоны. Все это вызывало нескрываемое раздражение руководителей автоколонны и даже привело к конфликту с руководством горуправления пассажирского транспорта. Но цветочки были еще впереди.
Манящее "Вольво"
Так назывлась статья, появившаяся в середине августа 1998 года в газете "Брянское Время". Жураналисты излагали результаты своего расследования некоторых обстоятельств, связанных с покупкой шведских автобусов.
Все выяснилось случайно. Председатель брянской "Правозащитной ассоциации" руководитель местного отделения ДВР Людмила Комогорцева участвовала в столице Швеции в семинаре, посвященном вопросам хранения и уничтожения химоружия. Там она познакомилась с руководителем российского торгпредства в Швеции А. Шутым. Зашла речь о покупке Брянщиной шведских автобусов. Шутый с удивление сказал, что о такой сделке российское торгпредство не слышало. Немало удивили дипломата и цены на автобусы. Он пообещал разобраться.
В конце июля 1998 года от Шутого пришел факс, в котором сообщались реальные цены на шведском рынке автомобильного "сэконд хэнда". Официальные документы подтверждали, что автобусы, закупленные Брянском по 200 тысяч рублей за штуку, в Швеции предлагаются по 90 тысяч рублей (более чем в два раза дешевле!).
Неожиданно всплыли условия еще одного соглашения между брянской администрацией и фирмами Hartelex Allied (Швеция) и Electronic Ltd (Дания). Скандинавы намеревались (а Брянск их в этом поддерживал) поставить нам еще 200 автобусов "Вольво" на сумму $ 6300000 ($31150 за штуку). В своем же факсе Шутый уверял, что экспортные возможности шведского рынка составляют не более 50-60 автобусов подобного класса. Откуда же могли взяться 200 штук? Значит, скандинавы были настолько заинтересованы в такой сделке, что взялись искать подержанные автобусы по всей Европе?
Выяснилось также, что экономические последствия сделки для городского бюджета были, мягко говоря, плохо просчитаны. Техобслуживание "Вольво" - удовольствие сверхдорогое. Российская солярка к ним слишком безжалостна. Разумнее было бы купить более адаптированные к российским условиям "Икарусы" (что и сделали в соседнем Орле). К примеру, через месяц эксплуатации на брянских дорогах у одного автобуса "Вольво" "полетела" коробка передач. Ее замена обошлась в несколько тысяч долларов.
И совсем уж неожиданно выяснилось, что автобусы в Швеции покупались в нарушении Закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". По нему размещение муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета, проводится только на основе открытого конкурса. Никакого конкурса горадминистрация не проводила и в помине.
Но если вышеописанное можно с натяжкой объяснить просто незнанием обстановки на рынке, элементарными ошибкам горруководства, нерачительным использованием госсредств, словом, глупостью, но не преступлением, то последующие события свидетельствовали о другом.
Чехарда с цифрами
Расследование газетчиков выявило, что существует аж три варианта контракта со шведами: первый для таможни, другой для финуправления мэрии и третий для горуправления транспортом. По одному из них предпродажная подготовка машин была безумно дорогой (в 10 раз превысила официальную стоимость автобуса "Вольво"), по другому контракту эта подготовка стоила меньше, но в цене вырастали уже сами автобусы. Вразумительно объяснить эти расхождения в цифрах мэрия не смогла. Выяснились и некоторые подробности оформления займа в 2 млн. рублей. Договор поручительства, как и кредитный договор №13/98 были подписаны горфинуправлением в один день - 06.04.98, а утверждены горСоветом оба документа 20 апреля. Таким образом, кредит был взят без согласия горСовета (это запрещено законодательством). Кредит брался на пять месяцев под 33 процента годовых. Но ежемесячные выплаты в 55 тысяч рублей горбюджет не мог "потянуть". А по договору, если кредит не погашается до оговоренного срока (по контракту - 5 сентября), то выплата процентов осушествляется уже по двойной учетной ставке Центробанка- 120 процентов годовых!
Вместе с тем город не растаможил автобусы и за это должен был отдать за всю партию еще $ 150 000. Напомним, что описываемые события происходили непосредственно после экономического кризисы августа-98. Доллар рос каждый день. А ведь в кредитном договоре говорилось, что город поручается "всем своим имуществом".
"Брянское время" определило и круг лиц, причастных к сделке. Прежде всего, это некий В. Купин (представитель в России шведской фирмы Hartelex - поставщик автобусов). За два года до этого Купин чудом избежал тюрьмы: коммерсант добился права закупать для городских больниц Брянска за бюджетные деньги импортные медтехнику и реанимобили. Но реанимобили оказались старыми (хотя город заплатил за них как за новые), а вместо медтехники поставлялся чуть ли не металлический лом. Тогда в отставку отправили начальника брянской медицины Юрия Рожко. И вот опять Купин..
Громкие отставки
Скандал разразился страшный. Если до этого от фактов злоупотреблений и коррупции, которые обнародовали журналисты, чиновники просто отмахивались, то теперь воровство было слишком очевидным. Пенсию в Брянске не выплачивали уже несколько месяцев, "скорая помощь" не выезжала на вызовы (машины выработали свой срок), то и дело в жилых кварталах отключали свет и воду,.. Плюс к этому в Брянске прошла грандиозная забастовка учителей, потом несколько сот пенсионеров перекрыли центральный проспект города.. Газеты с материалами о махинациях с "Вольво" рвали из рук.
Чиновники горСовета поняли, что надо спасаться, если даже для этого придется потопить братьев-коммунистов. И "красный" горСовет обвинил коммуниста Сарвиро в развале экономики города Брянска. После этого (беспрецедентный случай) в отставку отправили сразу двух замов Сарвиро - Татьяну Потемкину (зам по финансам, она как раз и подписывала все документы по "Вольво") и Владимира Марченко. ГорСовет создал специальную комиссию по расследованию обстоятельств покупки автобусов. Комиссия, кроме всего прочего, выяснила, что сумма, заложенная в контракте на покраску автобусов, была завышена в 10 раз. Документы передали в прокуратуру, и та возбудила уголовное дело.
Хотя Сарвиро публично заявлял, что доработает до конца срока, но в феврале 1999 года и он был вынужден уйти в отставку.
Тень губернатора
Губернатор области коммунист Юрий Лодкин описываемые события никак не комментировал. Однако, поле ухода Сарвиро с поста мэра, он назначил его своим замом по работе с территориями. Должности такой до этого не существовало, и была она придумана "под Сарвиро" (его работа заключалась в поездках вместо губернатора на всякие районные праздники и произнесении речей за столами). Дальше - больше. Сарвиро спустя несколько месяцев делают куратором (координатором) всех правоохранительных органов области. Эта должность оказалась еще более загадочной. Ведь у Лодкина уже был специальный зам по "силовикам"- Виктор Малашенко. Ситуация, когда чиновник, обвиняемый в коррупции и хищениях, становится выше начальников УВД и ФСБ (они теперь обязаны отчитываться перед Сарвиро), не может не ошарашить. Руководители "силовых" ведомств теперь деликатно пытаются дать понять Юрию Лодкину, что его выбор не совсем верен, но Лодкин делает вид, что их не слышит. Очевидно, что губернатору нужен человек, которого можно спокойно держать на "коючке" и поручать ему самую неприятную работу (Лодкин вообще никогда не подписывает "скользких" постановлений и документов, предоставляя это право своим заместителям). В назначении Сарвиро могут быть и дополнительные резоны. Отношения Лодкина и "силовиков" в последнее время резко ухудшились. Шеф ФСБ Назаров раскопал "дело "Адмирала" о контрабанде в Брянском аэропорту, в котором оказались замешаны приближенные Лодкина (см. подробнее материал FLB "Контрабанда для диктатуры партаппарата"), один из руководителей ФСБ Фесунов и прокурор Корниенко давали санкции на обыски и возбуждение уголовного дела против первых замов губернатра. Роль "камикадзе" в атаке против правоохранительных органов Лодкин, судя по всему, теперь отвел проворовавшемуся Сарвиро.
А об уровне понимания Николаем Сарвиро проблем правоохранительных органов можно судить по состоявшейся недавно пресс-конференции. Разговор зашел о заказном убийстве, происшедшем в июле в самом центре Брянска (на галазах у сотен людей был застрелен валютчик). Сарвиро разразился в адрес убийц обвинениями: как, мол, мать могла воспитать таких сыновей, чему их учили в школе?! Как им, вообще, не стыдно!? Сидевшие рядом с Сарвиро руководители УВД не могли сдержать улыбку.
О "Деле Сарвиро" сегодня как будто забыли. Только после настоятельных запросов оппозиционных губернатору депутатов облДумы прокуратура ответила, что дело не похоронено, но по нему установлен срок дополнительного расследования. Вроде будет подключен Интерпол. Николай Сарвиро же по-прежнему появляется на всех праздниках за спиной у брянского губернатора. За правым плечом.
|