"Ким У Чжун, выпускник престижного университета Йонсей, начал свою головокружительную карьеру в правительственном совете по экономическому развитию. В 31 год он создал компанию по экспорту текстиля и амбициозно назвал ее "Дэу индастриал" -- "Дэу" в переводе с корейского значит "Вселенная". В 1967 году компания экспортировала продукции на 580 тыс. долл., а через пять лет уже на 40 миллионов.
Секрет успеха заключался не только в личных способностях Ким У Чжуна. Главной задачей первых пятилетних планов экономического развития Южной Кореи был экспорт. Поэтому компаниям-экспортерам предоставлялись льготы и помощь в получении кредитов под государственные гарантии. Южной Кореей в то время правил диктатор Пак Чжон Хи, а отец Кима был его любимым учителем в детстве. Поэтому генерал Пак благоволил владельцу "Дэу".
В 1973 году Ким акционировал свою компанию, "Дэу" занялась строительством, финансовыми услугами и производством одежды. В 1976 году Ким купил у государства убыточное предприятие по производству промышленного оборудования, затем недостроенную верфь. Так он обзавелся собственными металлургической и судостроительной отраслями. В 1978 году был приобретен 50-процентный пакет акций автомобильной компании "Сэхан моторс". В 1992-м Ким выкупил у американской "Дженерал моторс" и вторую половину акций -- на свет появилась "Дэу моторс". С этого времени главный упор компания делала на автомобилестроении. Производство росло не только в Корее. Новые предприятия открывались в Индии, Китае, Узбекистане и странах Восточной Европы. Ким объявил о сверхзадаче -- в 1998 году производство должно вырасти до 2 млн машин. Таких темпов роста не знали даже японцы.
В 1997 году у "Дэу" было 398 зарубежных предприятий и филиалов, на которых работали 250 тыс. человек. В самой Корее концерн, обороты которого достигли 72 млрд долл., обеспечивал 150 тыс. рабочих мест и более 13% экспорта. При этом Ким не сокращал объемы получаемых кредитов. И тут Азию настиг финансовый кризис.
В 1998-м обороты "Дэу" упали до 51 млрд долл., а долги выросли до 50 млрд. Сначала заволновались иностранные кредиторы, а потом и правительство. Но Ким У Чжун продолжал расширять производство, пока в 1999 году его детище не рухнуло под тяжестью собственных долгов. Олигарх спешно покинул родину, чтобы избежать уголовного преследования за финансовые махинации. Еще семь руководителей "Дэу" попали за решетку. На момент побега личное состояние Ким У Чжуна превышало 2 млрд долларов.
"Проблемы в "Дэу", -- считает старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов, -- совпали как с последствиями кризиса 1997 года, так и с курсом тогдашнего президента страны Ким Дэ Чжуна, который боролся с "чэболь" (корейские финансово-промышленные группы. -- Ред.) и разукрупнял экономику". В беседе с "ВН" г-н Асмолов заметил: "Удивительно, что он решил вернуться, осознавая, что его ждут неприятности. Видимо, Ким У Чжун купился на подсказанную кем-то идею организации честного суда над ним".
По словам эксперта, "когда дело против "Дэу" еще только раскручивалось, Ким позиционировался примерно как Березовский и Гусинский в одном флаконе за вычетом того, что кореец не пытался влиять на политику и контролировать СМИ -- в Южной Корее это строжайше пресекается. Но олигарх достаточно ясно понимает, что президент должен периодически кидать кость то правым, то левым". Собеседник "ВН" считает, что «борьба с олигархами и коррупционерами -- важная составляющая» программы президента Южной Кореи Но Му Хена. «Громкий процесс отвлечет внимание общественности от насущных проблем, -- полагает ученый. -- Если суд над Кимом состоится, то это будет первый процесс над олигархом такого ранга. Ведь его предшественники либо кончали самоубийством, либо умудрялись вывернуться".
|