Пришедшие к власти в Киргизии путем государственного переворота «демократы» первым делом начали расправляться с оппонентами. И доказали на деле, например, лишив депутатского мандата Бермет Акаеву, что и демократический подход может быть весьма избирательным… У дочери бывшего президента Аскара Акаева отобрали депутатский мандат по причине весьма банальной: жалоба проигравшего соперника на нарушения в ходе выборов. Одно было небанально: то, что сей документ родился уже по истечении сроков обжалования.
Избирательная демократия
Сама Бермет Акаева, судя по всему, внезапному решению ЦИК Киргизии не удивилась. Более того, похоже, именно такого исхода она и ожидала. Хотя на членов ее избирательного штаба жалоб было гораздо меньше, чем на остальных – включая и ее соперника. Именно ее округ был объектом пристального внимания со стороны как оппозиции, так и самых разных международных организаций. Отметился даже посол США Стивен Янг. Тем не менее, на каждую жалобу все равно реагировали немедленно. Для разбирательств выезжали и члены ЦИК, и председатель окружной избирательной комиссии. Приезжали, не находили никаких серьезных нарушений – и снова удалялись. Однако оппонент Бермет – журналист Болот Марипов – с мечтой о депутатском кресле расставаться не пожелал. Он попытался оспорить итоги выборов, на которых проиграл больше 15% голосов. Первый суд состоялся утром 24 марта – буквально перед началом штурма Белого дома. Разбирательство, разумеется, завершилось в пользу Бермет. Но как только семья Акаевых из-за угрозы физической расправы покинула страну, их отсутствием немедленно воспользовались. Марипов подал жалобу в Верховный Суд. Правда, просчитался – ВС решение окружной избирательной комиссии подтвердил. А вот дальше начался натуральный театр абсурда. Три недели спустя, когда «революционные» страсти слегка поутихли, Бермет Акаева возвращается в страну и приходит в парламент, дабы приступить к исполнению своих депутатских обязанностей. Следом за ней в зал заседаний врывается ее оппонент и с трибуны призывает отнять у нее мандат. И парламент… принимает постановление, согласно которому ЦИК в кратчайшие сроки должен рассмотреть жалобу Марипова и дать на нее ответ! Такое давление на избирком в Киргизии бывало, но не в такой откровенной степени.. ЦИК, не подтвердив якобы имевшиеся серьезные нарушения, не пропустил мяч в ворота и изящно отпасовал жалобу в генпрокуратуру. Но и прокурорские были не лыком шиты: бумага снова прилетела в ЦИК. Кстати, сроки ее рассмотрения к этому времени уже давно истекли. Опять же – избиркомовцам совсем не нужен был прецедент для других недовольных итогами выборов. Но тут их начали вызывать по одному… По словам источников, близких к нынешней киргизской власти, для начала каждому вызванному советовали «не портить себе жизнь». Если это не помогало, то уже в открытую грозили как минимум увольнениями – причем не только самих ЦИКовцев, но и членов их семей. А потом собрали всех вместе и поставили вопрос на голосование. Но даже с учетом всех вышеописанных обстоятельств, три человека при голосовании воздержались.
«Троцкистский заговор» киргизского масштаба
Гражданская позиция этих трех членов ЦИК, безусловно, заслуживает огромного уважения. В современной Киргизии подвигом считается даже просто воздержаться от навязанного голосования. И тем самым поставить и себя и своих родственников под удар налаженной за короткое время репрессивной машины. А то, что она есть и активно в своих жерновах перемалывает всех неугодных и членов их семей – сомнения уже не вызывает. В государстве, которое еще совсем недавно называли не иначе как «островок демократии», сегодня появился новый инструмент передела и пересмотра. Ценностей моральных и демократических, итогов приватизации и выборов, собственности – в общем, нужное подчеркнуть… Инструмент, изобретенный с подачи временщиков, надо сказать, на редкость иезуитский. Вот простая задачка из учебника бизнеса по-киргизски: у вас есть магазин, и у вашего соседа – тоже. Вы торгуете одинаковым товаром, но у него обслуживание быстрее и лучше, и поэтому народ валит к нему валом, а к вам за день забредает три-четыре случайных человека. Что делать? Конечно, улучшить сервис! – скажете вы. И – окажетесь не правы. Потому что на последней странице учебника ответ совсем другой: позвоните «наверх» и тихонько шепните, что магазин принадлежит вовсе не вашему конкуренту. А совсем наоборот – семье Акаевых. Вот тут-то масть вам и пойдет – магазин закроют, счета заморозят, а пока будут разбираться, вы свой куш и сорвете. А может, даже часть спорного бизнеса вам достанется – за «лояльность». Поверить в такое, конечно, трудно. Но посмотрите, как все начиналось: во время погромов 24 марта мародеры практически по дощечке растащили один бишкекский рынок. А вот второй базарчик, расположенный в сотне метров от первого, не пострадал вообще. Технология эта, как уже сказано выше, отрабатывается в любой сфере – будь то бизнес, социалка или политика. Собственно, вряд ли бы сработала репрессивная машина против Бермет, не обладай она столь непопулярным у нынешних властей Киргизии отчеством и еще более непопулярной фамилией. Вот только интересно, что будет, если и сама президентская дочка решит поведать народу о собственности – той, что принадлежит многочисленным нынешним и.о.? Хотя… Ей вряд ли удастся найти для этого трибуну – во всяком случае, в Киргизии. Ведь после событий 24 марта единственной страной, где простые люди и не подозревали о распространенном по интернету обращении Акаева к народу, был именно Кыргызстан. Да-да, та самая «страна победившей демократии»…
«Оранжевая» смена элит
На днях Бермет Акаева вновь вернулась в Бишкек и приехала в офис партии «Алга, Кыргызстан». Не прошло и получаса, как к зданию очень организованно подтянулась толпа «выразителей народных чаяний». Расчехлив плакаты, принялись скандировать советы. Ну, вы догадываетесь – куда идти, с кем жить et cetera… Дабы не подвергать опасности симпатизирующих ей партийцев, Бермет решила покинуть здание. Наперерез ей рванули двадцать здоровых молодцев. Чудом успев сесть в машину, Акаева уехала. Но разгорячившиеся (еще бы, такой противник ушел!) пикетчики не успокоились. Им под руку попали журналисты, снимавшие происходящее. Итог – разбитая видеокамера. «Может быть, эти люди действительно поспешили выразить свое мнение, но спланированный характер акции наводит на мысль, что это попытка оказать психологическое давление, – сделала вполне логичный вывод главная героиня истории, давая интервью местным СМИ. – Неизвестно, откуда они могли узнать о моем приезде. Об этом могли знать разве что сотрудники СНБ. Дело в том, что я приехала только вчера». И, тем не менее, капитулировать Бермет Акаева не намерена. Она уже подала в суд на Центризбирком и теперь собирается добиваться справедливого решения. Ей остается лишь посочувствовать и пожелать удачи – поскольку в стране, название которой сами ее жители сегодня сократили до «островок Д…», на справедливость рассчитывать не приходится.
|