"Эпоха первоначального накопления капитала в России благополучно завершена. Наступила эпоха приумножения первоначально накопленного. Накапливали отцы - отчаянные пионеры безгранично свободного предпринимательства постперестроечной эпохи, для которых родной Восток очень часто был зоной трудного промысла, Запад же - конечным пунктом размещения активов. Приумножают - дети, выпускники элитарных британских учебных заведений, взращенные на common law и котировках фунта стерлингов. У них может получиться наоборот: Запад - место старта, а Восток - нечто вроде основной дистанции, которую еще только предстоит пройти. Пример - 24-летний Николай Смоленский, сын известного олигарха эпохи 90-х Александра Смоленского. В прошлом году он купил в Великобритании компанию TVR, занимающую третье место в мировом рейтинге производителей спортивных авто. Его следующим приобретением - там же, в Англии - может стать знаменитый "Ровер".
Дорога на Блэкпул
Жить в Англии и быть свободным от Англии очень трудно. Вы не просто при каждом удобном случае говорите Sorry, не просто протягиваете руку для рукопожатия под наиболее деликатным углом, не просто повязываете галстук тугим узлом, главное - вы привыкаете смотреть на мир простым и ясным взглядом. В бизнесе это означает: вкладывай деньги только в то, что тебе небезразлично, потому что в каждом фунте стерлингов, как ни крути, есть свой фунт лиха. Став в феврале 2004 года обладателем миллиардного состояния и моментально получив от журнала "Форбс" титул "Самого молодого российского миллиардера", Николай Смоленский недолго думал над тем, куда теперь направить свои стопы: Англия, Блэкпул, штаб-квартира TVR.
Первый потомственный миллиардер постсоветской России, он полюбил спортивные машины задолго до того, как отец, основавший в свое время банк СБС-Агро, сделал его главой совета директоров вновь созданного банка "Первое общество взаимного кредита" ("1 О.В.К."). Он продолжал их любить и когда на смену амбициозным планам - 1 500 отделений по всей России плюс самый широкий перечень самых доступных кредитных программ - пришло неожиданное решение продать банк группе "Интеррос" Владимира Потанина. За продажей банка последовала распродажа всех прочих активов и перевод основного бизнеса в Англию. Говорят, так вообще многие сейчас поступают. Не то чтобы не дает покоя вполне удачный британский старт Романа Абрамовича, просто в Англии после "показательной" посадки Михаила Ходорковского сейчас поспокойнее.
Практически без акцента
Покупка TVR (фирма основана Тревором Уилкинсоном в 1947 году) состоялась в июле 2004-го. Сумма сделки - 28,4 млн. долларов. Смоленский-младший произвел впечатление на 400 человек "личного состава" TVR: "скромный, выдержанный и решительный". Британская пресса отметила и его приверженность "классическому английскому стилю одежды". Одна из статей содержит оригинальное наблюдение в отношении молодого русского магната: "Он - наполовину англичанин. Не только потому, что по полгода в году живет в Лондоне (купил здесь дом за 8 миллионов фунтов) и говорит по-английски практически без акцента. Но еще и потому, что, в отличие от многих преуспевающих сверстников в России, не носит этих легкомысленных остроносых башмаков "а-ля казаки-разбойники", каковые только там, в России, считаются элементом делового стиля".
Впрочем, та же пресса стращала Смоленского-младшего "вечными головными болями": TVR, мол, исчерпала креативный ресурс, мирового сбыта нет. К тому же нормы безопасности ЕС требуют теперь "закладывать" в конструкцию авто - между капотом и начиненным металлом подкапотным пространством - воздушную подушку, дабы в случае наезда на пешехода в условиях городской езды не причинить тому тяжелых увечий. Готов ли этот русский к дорогостоящему техническому перевооружению TVR?
Предостережения не остановили Смоленского. Купив компанию, производящую около 1 000 элитных спортивных авто в год, он первым делом распорядился повременить с выпуском новых моделей - "Тускан-2" и "Сагарис". Конвейер, по указанию босса, остановили на два месяца. Особые старания направили на усиление контроля качества и расширение рынка сбыта. Уже выпущенные модели были обкатаны в экстремальных климатических условиях - не только Юга, но и Севера. Чувствуете, в какую сторону смотрит Смоленский? Правильно, в сторону Родины. Любовь преуспевающей части ее населения к заграничным спортивным авто безгранична. А нормы ЕС ей пока не указ. Чем не идеальное сочетание. В России сегодня ежегодно только по официальным дилерским каналам продают больше ста спортивных "Порше". А есть еще "серые" дилеры.
Британские машинки, если грамотно подойти к делу, пойдут не хуже немецких, особенно учитывая подсознательную тягу российской бизнес-элиты к Англии. А со временем можно и производство в Россию перевести. "Он сразу же предложил вложить средства в развитие компании с целью занять подобающее место на мировом рынке, - говорит пресс-секретарь TVR Бен Сэмюэлсон. - И знаете, все вокруг уже говорят, что наш новый босс на своих молодых плечах носит очень мудрую голову".
Впереди "Ровер"
Сам "новый босс" в редких заявлениях для прессы говорит о своей "вере в потенциал TVR и в британские традиции автомобилестроения". Поэтому, когда речь зашла о продаже компании-банкрота "Ровер", последнего британского автопроизводителя, на которого еще не наложили лапу иностранцы, никто в Англии особо и не удивился, увидев в числе потенциальных покупателей Николая Смоленского. Конкуренты (при полной поддержке Тони Блэра) - китайцы из Шанхайской автопромышленной корпорации - долго торговались насчет создания СП с "Ровером". И в конце концов отыграли назад. Вытащить из долговой ямы компанию с ежемесячными убытками в 36 миллионов евро возьмется не каждый. Заинтересованные лица из Ирана (компания "Дастаан") также отпали - больше из политических соображений.
Так что же Смоленский? Пока он выжидает и официально не подтверждает сведения о возможной сделке. Что неудивительно: слишком многие детали пока не ясны. Как, например, будет распродаваться "Ровер" управляющей компанией "ПрайсУотерхауз Куперс" - целиком или по частям. Это имеет значение, учитывая особый интерес Смоленского к MGE, подразделению "Ровера" по производству спортивных авто.
На возможное приобретение еще одной профильной британской компании Николаем Смоленским придирчивая местная пресса взирает, скорее, благосклонно. Кажется, англичане готовы смириться с ростом деловой активности "русских олигархов", раз один спасает от банкротства старейший футбольный клуб, другой - "штучного" автопроизводителя. Выходит, не такие уж они плохие, эти олигархи. По крайней мере, для англичан."
Досье МН
Как распродавали Британию:
1970 г. - норвежский бизнесмен из Сан-Франциско покупает автомобильную компанию "Йенсен"
1975 г. - канадский бизнесмен приобретает "Астон Мартин"
1980 г. - в руки южнокорейского торговца пушниной уплывает "Пантера"
конец 80-х - "Ягуар" и "Лэнд Ровер" становятся частью североамериканского "Форда", а "Ровер" переходит под крыло германского "БМВ", который до сих пор обладает правами на эту торговую марку
2005 г. - иностранным "зонтиком" накрыты практически все британские автомобильные марки, включая "Роллс-Ройс" ("БМВ") и "Бентли" ("Фольксваген")
|