Поэт в России – больше чем поэт…
(10.05.2005) "Когда на сцену театра Et cetera выходит Александр Калягин в образе «дурацкого короля» Убю, мало кто из зрителей думает о том, что от подписи Калягина зависит строительство десятков тысяч квадратных метров офисных помещений класса А. Поющие легкомысленные песенки артисты эстрады могут оказаться владельцами ресторанных сетей или фабрик, которые способны, к примеру, получить подряд Министерства обороны РФ, если их владельцы выступят, скажем, на концерте в честь Дня Победы.
«Не продается вдохновенье, но можно…»
Занявшись в начале 1990-х строительством рыночной экономики, государство бросило деятелей искусства на произвол судьбы. «Великая экономическая депрессия» в отечественной культуре не пощадила ни «кремлевских соловьев», ни художественную оппозицию с ее «фигой в кармане советскому строю». Рухнула система Госконцерта – организатора гастрольно-концертной деятельности, прекратилось финансирование театров и киностудий. Представители творческой элиты начали искать новые источники средств к существованию. Диапазон поисков оказался широк – от политической и общественной деятельности до откровенного криминала. Например, в 2002 году при сбыте партии героина был арестован народный артист России Анатолий Савельев – руководитель цыганского ансамбля «Вита Ромэн».
Некоторые артисты пошли в бизнес: узнаваемое имя облегчало налаживание деловых контактов, а старые знакомства в номенклатурной среде позволяли поучаствовать в разделе хозяйственных активов СССР. Самым известным из этой плеяды является народный артист СССР Иосиф Кобзон. Успешное начало деловой карьеры Кобзона журналисты связывают с его работой в Верховном Совете СССР, где он был одним из немногих депутатов, решившихся открыто поддержать Бориса Ельцина в его полемике с президентом СССР Михаилом Горбачевым.
После августовских событий 1991 года учрежденная народным артистом компания «Московит» вошла в число крупнейших российских экспортеров нефтепродуктов, цветных металлов и других сырьевых ресурсов. Прибыль инвестировалась в недвижимость, торговлю сахаром, создание банка, фармацевтику (компания «Лиат-Натали» входила в первую пятерку крупнейших дистрибуторов лекарственных препаратов) и другие сферы.
Несмотря на блестящий старт, холдинг «Московит» не стал олигархической империей: бизнес Кобзона оказался уязвим для политических рисков. В частности, певец поддерживал борьбу московского клана с «кремлевской семьей» в конце 1990-х. После этого отечественные и зарубежные СМИ запестрели публикациями о криминальных связях «русского Фрэнка Синатры», а в Кремле Кобзон надолго получил статус персоны non grata.
Несколько позже правоохранительные органы США запретили Кобзону въезд в страну, подозревая его в связях с мафией. Поводом для обвинений послужило знакомство певца с Вячеславом Иваньковым (Япончиком). Это вынудило группу «Московит» вести внешнюю экономическую деятельность только через посреднические структуры. Холдинг продолжал работать в Москве и на юге страны, но на федеральный уровень, не говоря уже об интеграции в мировую экономику, путь ему был закрыт.
Два года назад распространились слухи о том, что компания Westdia-Media, якобы контролируемая Иосифом Кобзоном, купила фирму «Аттик», специализирующуюся на размещении рекламы на дорожных указателях. Сообщалось, что «Аттику» грозит банкротство в связи с тем, что ГИБДД распорядилась демонтировать принадлежащие компании носители, так как они, по мнению инспекции, дезориентируют водителей, а Кобзон собирается использовать свои лоббистские ресурсы для спасения проблемной компании. Иосиф Давыдович официально заявил, что никакого отношения к Westdia-Media он не имеет и вообще уже много лет не ведет предпринимательской деятельности, которая запрещена для него Законом о статусе депутата Госдумы.
Другой крупный артист-бизнесмен этой эпохи – ныне покойный Ролан Быков был основателем и президентом одного из первых частных коммерческих банков «Хэлп». О деятельности этой структуры практически ничего достоверно не известно, кроме того, что ей удалось приватизировать здание Министерства хлебной промышленности СССР на Чистых прудах. На вопросы журналистов, чем занимается его банк и откуда взялся стартовый капитал, мэтр давал «исчерпывающие» ответы в духе: «Субъективизм художника, уравновешиваясь субъективизмом восприятия, выступает в качестве абсолютного кода конвергенции и конвертации изнутри постигаемой истины и реальности» (из интервью журналу «Искусство кино»).
В 1994 году Ролан Быков вышел из финансового бизнеса, здание на Чистых прудах перешло в собственность созданного им Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества. Вскоре здесь открылись кинотеатр «Ролан», ресторан «Ностальжи» и еще целый ряд коммерческих структур. Формально они являлись независимыми арендаторами, хотя по Москве ходили слухи, что Быков является их совладельцем. Прибыль от них поступала в Фонд в форме арендной платы и затем направлялась на финансирование собственной киностудии – единственного в стране производителя детских фильмов и передач.
Волшебная сила искусства
В большинстве своем выходцы из советской творческой элиты не обладали управленческими навыками и талантами. Кроме того, самостоятельное плавание в бизнесе начала 1990-х годов требовало незаурядной решительности и пересмотра взглядов на мир, к чему были готовы далеко не все представители богемы.
Значительно более массовым явлением стало привлечение известных деятелей культуры в качестве «лиц» компаний и некоммерческих фондов. Функции при этом они выполняли самые разные – представительские, зиц-председательские, лоббистские. Звезды советских лет помогали своим нанимателям наладить неофициальные контакты в кругах правящей элиты, способствовали формированию положительного имиджа компании при выходе на новые региональные рынки, раскручивали отдельные проекты через СМИ.
В конце концов, известное имя в зарплатной ведомости – отличный повод удивить и вызвать зависть коллег. Например, основатель холдинга «Ликомп» (импорт-экспорт, производство продуктов питания, банковская деятельность и др.) Герман Лиллевяли, увлекавшийся в советские времена шахматами, нанял гроссмейстера Анатолия Карпова на должность председателя наблюдательного совета банка «Актив». Экс-чемпион мира проиграл пару партий своему работодателю, о чем Лиллевяли с гордостью рассказывал всем знакомым, не обращая внимания на понимающие усмешки. «Тяга к звездам» основателя холдинга впоследствии оказалась весьма прибыльным увлечением: «Ликомп» оказался в числе компаний, которые занялись продвижением товарных марок с использованием образов знаменитостей. Лиллевяли первым оценил рыночный потенциал бренда «Смак» и вместе с Андреем Макаревичем занимался его разработкой и управлением.
Певец Александр Розенбаум в 1992 году был приглашен на должность вице-президента широкопрофильного концерна «Великий город» (легкая промышленность, текстиль, производство ферросплавов, недвижимость, торговля). Идею подала супруга основателя компании Евгения Купсина Белла – бывшая работница лопнувшего к тому времени Ленконцерта. С ее подачи в холдинге, чьи основные интересы сосредоточивались на металлургии и легкой промышленности, были созданы спонсорское, концертное и ресторанное направления. Розенбаум формально руководил ими, выступал в благотворительных и коммерческих концертах, организованных «Великим городом», а также лоббировал некоторые проекты фирмы.
«Я могу открыть двери в те инстанции, от которых зависят решения и деятели которых не знают «Великого города», но знают мое искусство», – признавался певец в книге «Александр Розенбаум: сила песни». Например, он добился разрешения передавать ветхие дома частным компаниям при условии их реставрации, что позволило «Великому городу» выйти на рынок недвижимости. Не исключено, что именно вице-президент Розенбаум сумел «открыть дверь» комитета внешних связей мэрии Санкт-Петербурга, благодаря чему компания приняла участие в программе экспорта крупных партий цветных металлов в обмен на товары народного потребления. В интервью того периода Розенбаум повторял: «Бизнесом я не занимаюсь, у меня нет к этому ни таланта, ни стремления. Я обладаю достаточно широким творческим мышлением и могу посоветовать своим коллегам-бизнесменам то, чего они сами не видят. За это в принципе платят большие деньги».
Как правило, «звезд» в руководящие органы приглашают компании далеко не первой величины, именно они в наибольшей степени нуждаются в расширении своих представительских и лоббистских возможностей. Порой величие фигуры приглашенной знаменитости настолько превосходило масштаб фирмы, что последняя терялась на фоне именитого менеджера и начинала восприниматься как его «карманная» структура. В конце 1990-х группа предприятий химической промышленности НИКОС, выяснявшая отношения с антимонопольным ведомством, озаботилась поисками влиятельных покровителей. В конце 1990-х годов группа обратилась к мэтру отечественного кинематографа Никите Михалкову с предложением возглавить ее совет директоров, а также стала спонсором возглавляемого им Российского фонда культуры.
С приходом Михалкова группа начала продвижение в Ульяновскую и Волгоградскую области. Она приобрела несколько местных нефтехимических, текстильных и других предприятий. В 2000 – 2002 годах группа НИКОС столкнулась с нефтегазохимическим холдингом «Сибур» в имущественном споре вокруг предприятия «Волжское химволокно». Никита Михалков открыто лоббировал интересы НИКОСа в арбитражных судах и коридорах исполнительной власти, что привлекло повышенное внимание прессы и превратило рядовой спор хозяйствующих субъектов в скандал всероссийского масштаба. Считается, что в Кремле с неодобрением отнеслись к активной предпринимательской деятельности Михалковых, в 2002 году зять Никиты Сергеевича Альберт Баков был снят с поста представителя администрации Ульяновской области при правительстве РФ, а в 2004-м Никита Михалков оставил пост председателя совета директоров группы НИКОС.
Сейчас Никита Сергеевич переключился на более близкий ему по профилю бизнес: его творческая студия «Три Тэ» (производитель кинофильмов и телепрограмм) совместно с компанией «Проф-Медиа», входящей в группу «Интеррос», учредила сеть многозальных кинотеатров «Синема-парк». Михалков возглавляет совет директоров сети и владеет 20% ее акций.
В бизнес уходили не только мэтры: свои компании активно создавали молодые актеры и писатели, обнаружившие, что творческая деятельность более не может служить источником заработка. Драматург и писатель Дмитрий Липскеров («Елена и Штурман», «Осени не будет никогда» и др.) окончил Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина в 1985 году, в 1989-м в театре Олега Табакова была поставлена его первая пьеса «Река на асфальте», еще через год Липскеров поставил пьесу в театре «Ленком». Параллельно он начал работать в ресторанном бизнесе, пройдя все ступени – от рабочего до партнера. Сегодня он один из самых известных современных писателей и одновременно – совладелец и руководитель сети «Дрова», ресторана «Рис и Рыба» и других заведений. «Бизнес и литература в моей жизни – непересекающиеся параллельные прямые, – рассказывает Липскеров. – Они словно в разных полушариях мозга. На них тратятся разные силы: рестораны – это каждодневная рутина, писательство – иррегулярное занятие, в особые моменты, когда чувствуешь, что накопилось… Людям, с которыми я контактирую в бизнесе, абсолютно неинтересно, пишу я книги или нет. В целом я не идентифицирую себя как предпринимателя и не хочу ни у кого ассоциироваться с бизнесом. Я писатель, который зарабатывает на жизнь, содержа рестораны».
Ассоциироваться с бизнесом не хотят большинство представителей шоу-бизнеса – так и Александр Розенбаум, и Лев Лещенко, и Алла Пугачева отказались давать интервью «Ко», узнав, что речь пойдет исключительно об их предпринимательской деятельности.
Художественные руководители
Обратной стороной сокращения госфинансирования культурной сферы в конце 1980-х – начале 1990-х годов стало предоставление театрам, художественным студиям и творческим союзам широких экономических свобод. В 1988 году, когда предприятия культуры получили право формировать внебюджетные фонды за счет доходов от сдачи в аренду избыточных площадей в находившихся на их балансе зданиях, их руководители стали первыми в стране операторами рынка коммерческой недвижимости. Наиболее предприимчивые театральные режиссеры не только сдавали в аренду свои помещения, но также открывали в них рестораны, казино и ночные клубы. Логичным продолжением этой практики стало превращение деятелей культуры из риэлтеров в земельных девелоперов.
В столице с середины 1990-х вошло в практику создание так называемых культурно-деловых центров. Схема их строительства предполагала выделение городом участков под объекты культурного назначения – галереи, театры, художественные галереи именитых представителей столичной культуры. Архитектурный проект предусматривал, что значительную часть комплекса (70 – 90% площади) будут составлять офисные, торговые и прочие помещения коммерческого назначения. Затем привлекался частный инвестор, который брал на себя полное финансирование строительства за основную долю в доходах от коммерческой эксплуатации здания. Непрозрачность подобных проектов и громкие имена «придворных» деятелей культуры в списках учредителей провоцировали жаркие споры и порождали множество слухов: фактически таким образом московские власти на внеконкурсной основе распределяли дефицитную землю в центре города под коммерческую застройку.
Директор департамента офисной недвижимости и инвестиций российского представительства международной консалтинговой компании в области коммерческой недвижимости Colliers International Олег Мышкин считает, что создание культурно-деловых центров мало чем отличается от прочих строительных программ в Москве. «Эти вложения не более выгодны для инвесторов, чем любые другие инвестиционные контракты, – считает Мышкин. – Они выгодны прежде всего для города, который получает реальный объект культурного назначения вместо абстрактных денег в казну. Специфика работы с такими помещениями состоит в том, что в отличие от других инвестиционных контрактов девелопер не может выкупить долю города, а должен построить реальный объект недвижимости со всеми его конструктивными особенностями».
Первым подобным проектом стало строительство Центра им. Всеволода Мейерхольда на Новослободской улице, в котором театру отводилось 4000 кв. м, а под коммерческое использование – 25 000 кв. м. Позднее к основному зданию был пристроен еще и многоэтажный отель. Инвестором выступил холдинг «Интеррос», заказчиком – Союз театральных деятелей (СТД РФ). В то же время Союз начал строительство многоцелевого комплекса, включающего помимо театральных залов 10-этажный жилой дом, офисные и торговые помещения на принадлежащем ему участке на Страстном бульваре. Вокруг СТД РФ сформировался пул инвестиционных, инжениринговых и управляющих компаний («СТД-Девелопмент», Falcondale developments, «Акрон-7», «ОРФО-Менеджмент» и др.), которые принимают участие в строительстве и эксплуатации большинства многофункциональных культурных комплексов в Москве, в том числе новой сцены театра Et cetera, Школы оперного пения Галины Вишневской и др.
Союз театральных деятелей унаследовал из советского прошлого солидную собственность: санатории, Дома актеров, несколько фабрик, прежде производивших театральный грим, декорации и реквизит. Однако, несмотря на это, в первой половине 1990-х годов финансы СТД находились в плачевном состоянии: фабрики обанкротились, девелоперские проекты превратились в многолетний долгострой. Союз потерял часть принадлежащей ему недвижимости – например, здание Московского дома актера на Пушкинской площади, в котором после пожара в 1994 году был открыт престижный торговый центр «Галерея Актер». Ходили упорные слухи о том, что вокруг председателя СТД Михаила Ульянова собралась команда крайне недобросовестных менеджеров, зампреды СТД по экономике в первой половине 1990-х сменялись чаще, чем раз в год.
Возрождение экономической инфраструктуры Союза связывают с приходом к руководству нового председателя Александра Калягина и его замов Андрея Серженко, Геннадия Смирнова и Сергея Соломатина – «трех богатырей», как их прозвали в театральном мире. Калягинская команда формировалась преимущественно не из известных театральных деятелей, а из профессиональных экономистов и юристов. «Мы явились сюда из серьезного бизнеса, мы люди небедные, а пришли во многом для самовыражения, – рассказывал в интервью «Русскому журналу» в 2001 году Андрей Серженко. – Про нас говорили, что мы, наверное, появились здесь для того, чтобы что-то разворовать. Но перед тем как прийти сюда, мы вложили порядка $12 млн в социальные программы Союза. Представьте, сколько лет нужно разворовывать CTД с его годовым бюджетом в $1 млн, чтобы хотя бы вернуть эти деньги?».
«Три богатыря» начали «рыночные» реформы в Союзе: разгрузили бюджет, ликвидировав большинство членских льгот, установили централизованный контроль над доходами от сдачи в аренду помещений СТД и занялись активным поиском инвесторов в проекты создания культурно-деловых центров. Тогда было возобновлено строительство Центра Мейерхольда, закончен комплекс «На Страстном» и начат ряд новых строительных программ.
Однако самый крупный культурно-коммерческий проект обошелся без участия девелоперской империи СТД. В начале 1990-х годов секретарь Союза Михаил Шатров – известный писатель и драматург – выступил с идеей строительства культурного центра «Красные холмы». Благодаря давним дружеским связям со столичным вице-премьером Владимиром Ресиным и тогдашним министром культуры Евгением Сидоровым, Шатрову удалось свести будущих соучредителей ОАО «Москва – Красные Холмы»: владельца земельного участка – Министерство культуры, московское правительство, которое взяло на себя проведение коммуникаций, разработчика архитектурного проекта – Товарищество театральных архитекторов и коммерческого инвестора – турецкую фирму Enka. Драматург, занявший должность президента, вложил в проект свое имя, до сих пор в московских артистических кругах комплекс на Красных холмах называют не иначе, как «шатровский центр».
О том, каким образом деятель культуры руководил возведением крупнейшего архитектурного комплекса столицы, ходили анекдоты. Злые языки, например, говорят, что он предлагал разделить застраиваемый участок между акционерами пропорционально их долям. Со временем он смирился с положением царствующего, но не правящего монарха и стал полностью лоялен основным акционерам.
Звездный путь
Говорить о сколько-нибудь серьезном предпринимательском опыте поп-звезд довольно трудно. «Желтые» СМИ регулярно выдают сенсации о наличии своего «свечного заводика» у того или иного популярного эстрадного исполнителя. Чаще всего сообщения оказываются «утками», запущенными продюсерами для подогрева интереса к своим подопечным. Отечественный шоу-бизнес в условиях слабой защиты авторских прав и засилья пиратства не может обеспечить исполнителям стабильных высоких доходов. Основные деньги, как и в прошлом десятилетии, зарабатываются изматывающим гастрольным «чесом» по городам и весям. Главные ресурсы, которые артист может реализовать в бизнесе – узнаваемость, связи и популярность – очень недолговечны и быстро теряются после того, как продюсер перестает финансировать съемки новых клипов. «Звездный» предпринимательский максимум – инвестирование заработанных гонораров в создание собственной звукозаписывающей студии или продюсерской компании. Появление эффективной торговой марки с использованием образа поп-звезды – событие чрезвычайное, а случаи успешного перехода деятелей шоу-бизнеса в бизнес настоящий и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.
«Шоу-бизнес – это не то дело, которое оставляют наследникам. Оно приносит доход до тех пор, пока работаешь сам, а я хочу обеспечить достойное будущее своим детям, – рассказывает в интервью «Ко» певец Валерий Меладзе, три с половиной года назад вошедший в совет директоров «Инвестиционного торгового банка». – Хотя пока банковское дело не приносит мне такого дохода, как музыка, – но надо же с чего-то начинать». По словам Меладзе, чиновники и сами бизнесмены к людям из шоу-бизнеса, как правило, относятся недоверчиво: «Они изначально ожидают, что их станут о чем-то просить. Деловые люди обычно считают тех, кто работает в шоу-бизнесе, мягко говоря, людьми недалекими. Мне постоянно приходится на деле доказывать обратное». На первом собрании совета директоров «Инвестторгбанка» с участием Валерия Меладзе начинающий банкир заявил: «Я пока не знаю, чем могу быть вам полезен, могу только сказать, куда вкладываться ни в коем случае нельзя – в шоу-бизнес». Сейчас Меладзе руководит направлением земельных и строительных инвестиций «Инвесторгбанка».
Самой яркой «звездой» в предпринимательских кругах и признанной бизнес-леди, без сомнений, является Алла Пугачева. Каждый ее предпринимательский шаг, многие из которых, правда, заканчивались грандиозными провалами, широко освещался в прессе. Еще в конце 1980-х годов она начала выпускать футболки и значки с собственным изображением, заработанные деньги (по тем временам целое состояние – $1,7 млн) она вложила в ценные бумаги АО «Властелина», которое обещало 100% дивидендов в месяц. В 1990 году начались продажи парфюмерной продукции под именным брендом примадонны. В месяц продавалось до 200 000 флаконов духов «Алла» (с 1995 года – «Алла Пугачева») по цене $12 – 25, однако контракт «звезды» с производителем – компанией SAV Entertainment не предусматривал долевого участия Пугачевой в прибыли. Партнеры разорвали отношения, выпуск духов был прекращен.
Весной 1997 года компания «Эконика-Обувь» выпустила коллекцию женской обуви и аксессуаров под торговой маркой Alla Pugachova. Она была создана на базе любимой обуви из гардероба певицы, а сама Алла Борисовна принимала непосредственное участие в разработке дизайна первых моделей. Серьезного опыта создания «звездных» брендов в тот момент в стране еще не было, руководству компании приходилось действовать интуитивно, тем не менее сотрудничество оказалось эффективным. Обувь под «звездной» маркой успешно продается уже девять лет, сегодня ежесезонная (два раза в год) коллекция насчитывает более 150 моделей, а ее продажи составляют около 25% выручки сети «Эконика-стиль». Руководство компании ожидает увеличения этой доли до 30% в 2005 году.
«Естественно, Алла Пугачева не принимает участия в ежедневной работе офиса, решении управленческих задач, координации логистики или организации маркетинговых исследований. Но за творческим процессом создания каждой сезонной коллекции она продолжает следить. Дает свои рекомендации, советы, пожелания, а потом с удовольствием носит обувь из «своих» коллекций», – рассказывает Ирина Чечель, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Эконика-Обувь».
Последние самостоятельные проекты «звезды» – российская постановка мюзикла «Чикаго» и выпуск картофельных чипсов на собственном заводе в Крымске – вряд ли можно отнести к разряду коммерчески удачных. Завод, по официальным данным, выпускает всего 400 кг чипсов в сутки (для сравнения, дневной объем производства чипсов АО «Русский продукт» составляет около 22 тонн), а мюзикл провалился год назад. Финансовые затруднения певицы вынудили ее в апреле текущего года продать права аренды особняка на Таганке, который был выделен под офис арт-студии «Алла» по личному указанию столичного градоначальника в знак уважения к таланту примадонны.
И звезда с звездою говорит
Творческая элита возлагала большие надежды на команду Владимира Путина. Известно, что Борис Ельцин мало интересовался современной культурой и неохотно контактировал с известными артистами и музыкантами, что ограничивало их лоббистские возможности и, следовательно, деловой потенциал. При Ельцине в Кремле не существовало аналога московской касты «придворных» художников и музыкантов (исключениями можно считать Олега Газманова и еще нескольких исполнителей, пользовавшихся расположением первой леди Наины Иосифовны).
Путин сразу же после назначения исполняющим обязанности президента совершил поездку по стране в сопровождении эстрадных знаменитостей (Максима Галкина, Михаила Боярского и других), вся Россия узнала, что ему нравится творчество группы «Любэ», а заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков – поклонник русского рока и пишет песни для команды «Агата Кристи». Но продолжения не последовало, кроме того, началось свертывание экономических свобод, на которых строился бизнес многих влиятельных предпринимателей из мира искусства.
Филантропические фонды, в числе учредителей которых значились известные имена, активно участвовали в схемах оптимизации налогов, а также пользовались льготными пошлинами на импорт. С принятием в 1999 году второй части Налогового кодекса и ликвидацией большей части льготных налоговых режимов в период 2001 – 2002 годов деятельность этих «карманных офшоров» была сведена на нет. Разработка в МЭРТ проекта театральной реформы, предусматривавшего отмену экономической самостоятельности предприятий культуры, напугал многих театральных деятелей и руководителей связанных с ними фирм. Предполагалось перевести театры на бюджетное финансирование и лишить художественных руководителей права сдавать в аренду муниципальную недвижимость.
При этом в норму вошло решение проблем хозяйственного характера путем прямого обращения видных деятелей культуры к президенту. Самым известным примером может служить разрешение конфликта вокруг Московского международного дома музыки. Его директор – бывший солист Большого театра Александр Ворошило (в 1993 году он учредил компанию «АДВА+», которая выпускала колбасные изделия под брендом «Ворошило») – незадолго до своей отставки сдал подведомственные площади в аренду никому не известной фирме «Меридиан». Новый руководитель ММДМ Владимир Спиваков долгое время пытался аннулировать арендный договор через суд, нужное решение было вынесено сразу же после встречи Спивакова с Путиным.
Судьба театральной реформы, которая угрожала экономическим интересам наиболее преуспевающих «художественных руководителей», также была решена в ходе визита в Кремль председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. В середине апреля он сделал заявление о том, что ему удалось убедить президента в том, что предлагаемая Министерством экономического развития идея ликвидации внебюджетных фондов театров пагубно отразится на развитии отечественной культуры. В результате правительство доработало проект, который теперь допускает экономическую автономию отдельных театров.
В целом же годы президентства Путина на «левых» приработках звезд шоу-бизнеса сказались не лучшим образом: новой плеяды бизнесменов из богемной среды пока не вышло, а «старая гвардия» сдает позиции. Начались проблемы с налоговыми и правоохранительными органами у таких заметных бизнесменов от искусства, как Роксана Бабаян (Фонд защиты животных, строительство экополиса в Калининградской области), Зураб Церетели (фонд «Детского парка чудес») и других. Похоже, приход богемы в бизнес был временным явлением, и в будущем эти два мира станут пересекаться все реже."
Последние новости о скандалах в шоу бизнесе России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|