На забаву тратит «всего» 3 млн. евро в год
"О 48-летнем Федорычеве в России заговорили лишь в этом году, когда футбольный клуб «Монако» начал побеждать одну европейскую команду за другой и дошел аж до финала розыгрыша Кубка Лиги чемпионов. Лишь тут любопытные задались вопросом, а что за странный логотип «Fedcom» украшает майки монегасков, и выяснили, что за спонсором «Монако» — «Федкоминвестом» стоит наш соотечественник. На полноценного «абрамовича» Алексей Федорычев, правда, не тянет: он не владеет клубом, а лишь «помогает ему деньгами». Причем небольшими, тратя на свою забаву «всего» 2—3,5 миллиона евро в год. Для бизнесмена и возглавляемой им компании сумма не бог весть какая: крупнейший поставщик серы из России имеет в своем активе несколько заводов по переработке удобрений, собственный порт на Черном море и независимый терминал, многочисленные суда и баржи, огромный головной офис в столице княжества Монако... Для того чтобы войти в число преуспевающих дельцов, Федорычеву только футбольного клуба и недоставало, но его переговоры о покупке «Монако» длятся уже не первый месяц, и конца им пока не видно. А ведь войти в большой спорт Алексей Михайлович решил отнюдь не по стопам Абрамовича, а гораздо раньше. Да и футболом, по словам бизнесмена, он увлекся еще в молодые годы. — Играл и в футбол, и в хоккей с мячом в родном Красногорске за «Зоркий», — признался как-то Федорычев. — Потом, когда настало время служить в армии, на несколько месяцев попал в московское «Динамо». Но в начале 70-х в этом клубе было много ярких мастеров, так что пройти в основной состав для меня было нереально. Впоследствии довелось поиграть за «Кривбасс» из Кривого Рога. Это не в спорт, а в сферу удобрений, по собственным словам, вошел он совершенно случайно. Продавал как-то шпалы, за которые ему заплатили бартером — аммиаком. Тот пошел на удобрения, и — понеслось. Может, фамилию поменял? Если как преуспевающий бизнесмен Алексей Федорычев порядочно успел наследить, то следов футболиста Федорычева мне отыскать не удалось. Более того, ни в одной из школ его «родного Красногорска» никто даже не помнит ученика с такими именем и фамилией. В хоккейном клубе «Зоркий» об их якобы бывшем игроке тоже слышат впервые. Да что там малоизвестный «Зоркий»! Виктор Царев, в начале 70-х — наставник «Динамо», тоже не смог ничего рассказать о своем якобы подопечном. Вместе мы пролистали списки всех динамовцев основного состава и дубля за все годы существования клуба, однако Федорычева среди них не обнаружили. Разводят руками и в криворожском «Кривбассе», некогда клубе второй союзной лиги: — Ну не было у нас такого игрока. Может, и хотел к нам попасть, но не прошел отбор? А в играх не участвовал, точно. Вот и остается гадать: то ли Алексей Федорычев несколько приукрасил перед журналистами свое футбольное прошлое, то ли, занявшись бизнесом, просто сменил фамилию.
Гражданство венгерское, паспорт уругвайский
А почему бы и нет, если, по данным французской полиции, происхождение у Федорычева российское, бизнес по большей части украинский, «прописка» монегасская, гражданство венгерское, а паспорт уругвайский. «Может, новому русскому есть что скрывать?» — задались вопросом современные Мегрэ и учинили «Федкому» тотальную проверку. Еще в августе 1997 года Служба общего осведомления Франции составила докладную записку «Футбол: русская мафия, видимо, скрывается за одним из спонсоров команд «Монако» и «Ницца». В ней следователи утверждали, что «Федкоминвест» — ни много ни мало «легальная витрина восточноевропейской оргпреступности». Спецслужбы смутила разница между официальными доходами президента компании и уровнем его жизни. К примеру, в 1993 году жалованье у Алексея Федорычева, тогда главы некой фирмы «Юнайтед Лондон Трейд Лтд.», было всего 3500 франков в месяц, тогда как одна только аренда квартиры в Монако обходилась ему в 72 тысячи франков. Кроме того, по данным сыщиков, «мсье Федорычев в то время находился в прямом контакте со своими соотечественниками с сомнительной репутацией». К числу последних относился, вероятно, партнер Федорычева и директор отделения «Федкома» в Монако Александр Клюев, которого позже арестовали за использование поддельных документов и заподозрили в подпольной торговле оружием через итальянскую фирму «Гэлэкси менеджмент». Неслучайно в обвинительном акте прокуратуры Болоньи по делу «Гэлэкси» имя Федорычева упоминается в рамках «международного расследования по отмыванию грязных денег и торговли поддельными паспортами». Вот почему, когда речь зашла о покупке «Федкоминвестом» «Монако», патрон клуба, правящий князь Ренье III, наложил на соглашение свое вето. По указанию прокуратуры полиция княжества и его служба контроля за финансовыми потоками полгода проверяли деятельность компании, но криминала не обнаружили. Федорычев вздохнул удовлетворенно: — Изначально было понятно, что наш бизнес абсолютно чист. Однако данные следствия убедили далеко не всех. Во время недавнего матча «Монако»—«Челси» князь Ренье предпочел делить одну ложу с Романом Абрамовичем вместо того, чтобы сидеть рядом со спонсором родного клуба. Последний, впрочем, не особенно переживал, пригласив в соседи Юрия Заварзина, президента московского «Динамо», которое — наряду с «Ниццей», мужским теннисным турниром и чемпионатом по пляжному волейболу в Монако — бизнесмен тоже спонсирует. — «Федком» уже был нашим финансовым партнером три года назад, — рассказал мне пресс-секретарь «Динамо» Александр Львов. — Алексей Михайлович мог бы вкладывать деньги в других странах, но предпочитает делать это в России. Просто считает, что он обязан этой стране всем, что у него есть.
Долги выбивал бейсбольной битой?
Откуда же у мсье Федорычева такие средства — $100 млн. на покупку «Монако» и $150 млн. — на «помощь» «Динамо»? Поставки серы и удобрений — дело, бесспорно, прибыльное, но не настолько, чтобы вот так запросто разбрасываться деньгами. Оставив недоказанные пока утверждения о торговле оружием и прочем криминале, нельзя не сказать о том, что совесть руководителей «Федкоминвеста» все же не совсем чиста. И прежде всего по отношению к собственным сотрудникам. Так, в январе 2000 года Федорычев попытался в порту Южном (Украина) списать на берег команду теплохода «Святой Георгий» без зарплаты за несколько месяцев. Моряки возмутились и подали на работодателя в суд. — Всего к нам обратились 19 человек, которым не выплатили в общей сложности около $120 тыс., — рассказала мне адвокат Объединенного морского профсоюза Ирина Коврижных. — Теплоход тут же арестовали, и судовладельцам скрипя зубами все же пришлось заплатить. Правда, уволенные моряки рассказывали, что хозяин грозился выбить из них деньги обратно бейсбольной битой. Кого экипаж считал хозяином — самого Федорычева или кого-либо из его подчиненных, теперь сказать трудно. Но после того, как моряки вернулись на побывку в родной Мариуполь, к ним домой пришли неизвестные с... бейсбольными битами. Сколько именно народу кидал таким образом Федорычев (задерживал или вовсе не выплачивал зарплату), доподлинно неизвестно, но случай со «Святым Георгием» — далеко не единственный. Экипаж теплохода «Святая Мария» даже объявил голодовку в тунисском порту Сфакс. А коллектив Днепровского завода минеральных удобрений угрожал приостановить отгрузку продукции, чтобы добиться погашения задолженностей, прекращения демонтажа оборудования и приостановки увольнений. Впрочем, сегодня, как рассказал мне председатель профкома ДЗМУ Валерий Сидоренко, «ситуация нормализовалась»: — Все долги «Федкоминвеста» по зарплате уже выплачены. Зато кто не жалуется на просрочку платежей, так это футболисты «Монако». Деньги на клуб Алексей Федорычев перечисляет регулярно, причем не свои лично (как тот же Абрамович), а всего «Федкоминвеста», то есть те, которые компания не платит своим морякам и рабочим. Если так будет продолжаться и впредь, вряд ли это придется по сердцу князю Ренье, а значит, шансы на то, что «Монако» вскоре приобретет «нового русского» владельца, невелики."
|