"По словам заместителя прокурора области Евгения Григорьева, его ведомство занимает первое место в России по трем категориям возбужденных уголовных дел: о недействительности сделок, заключенных чиновниками, о признании незаконными нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также о привлечении юридических лиц и предпринимателей к административной ответственности. На вчерашний день в суды направлено 447 таких исков.
При этом г-н Григорьев замечает, что большинство нарушений связано с недвижимостью. В Саратове, поясняет он, с 2000 года действовало незаконное положение о приватизации, по которому в частную собственность ушла масса объектов, в том числе и родственникам местных руководителей. По многим возбужденным делам, уверены в прокуратуре, имеется реальная возможность возврата недвижимости в муниципальную собственность. Его общая стоимость - 300 млн. рублей, 5 исков уже удовлетворено.
Правительство области болезненно реагирует на подобные высказывания. В частности, исполняющий обязанности вице-губернатора Сергей Лисовский заявлял, что прокуратура своим вмешательством в хозяйственную деятельность подрывает инвестиционную привлекательность области, тормозит развитие экономики. Прокуратура парирует: в таком случае любая правоохранительная деятельность кому-то мешает, подобно тому, как известная вещь - плохому танцору. Зампрокурора убежден, что инвестор никогда не придет в регион, который рассматривается правящими в нем чиновниками как объект личной наживы. О какой инвестиционной привлекательности речь, если крупнейшие предприятия региона, такие как "Химволокно", мясокомбинат в городе Энгельсе или "Саратоврезинотехника " переходят в руки родственников правящего клана. К примеру, по последнему предприятию, на котором в последние годы постоянно шли бесконечные скандалы по поводу невыплаты зарплаты, давно идет расследование уголовного дела. Правоохранители выясняют, каким образом завод, занимающий 12 гектаров в центре города, перешел к нынешнему хозяину за смешную сумму - около 4 млн. рублей.
Известно, что к этой истории причастны дочь и зять губернатора Аяцкова, г-н Невейницын, учредитель ООО "Бизнес-сфера", директором которого до недавнего времени числилась его супруга. Дело возбуждено еще в 2002 году, расследование приостанавливалось и ныне возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. В прокуратуре не сообщают подробности, но в то же время не скрывают, что "происходящее сейчас в Саратове напоминает системный кризис, и какое-то движение вперед может начаться только после того, как президент Путин назовет кандидатуру очередного губернатора". Подразумевается, что им не будет ныне действующий. Собственно говоря, прокуратура в лице ее руководителя Анатолия Бондара давно во всеуслышание объявила, что в Саратовской области нечего и думать о борьбе с коррупцией до тех пор, пока ей командует Аяцков. Последний и сам попал было под прокурорский меч, однако внес энную сумму в качестве компенсации нанесеннного бюджету ущерба и благополучно вышел сухим из воды.
На этом фоне кощунственными выглядят рассуждения и президента страны, и местных руководителей о борьбе с бедностью. Разумеется, на эту тему в Саратове сочинили специальную программу. Руководителем рабочей группы по ее разработке и претворению в жизнь назначили вице-губернатора Марона, но вскоре тот неожиданно потерял свой пост, и бедные остались без присмотра. А тут и монетизация подоспела, что, мягко говоря, не сделало народ богаче. Кинув с барского плеча старикам надбавку к пенсии в 200 с лишним рублей, президент, наверняка, опять не достигнет цели - по нынешнему времени это не деньги. Такого же мнения придерживается и областная прокуратура, выдавшая местной Думе предписание об увеличении компенсационных выплат.
Между тем гораздо быстрее и эффективнее расследуются дела "зачинщиков" народных волнений. В Саратове козлом отпущения назначен первый секретарь обкома КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин, который, оказывается, "немедленно по прибытии спецрейсом из Москвы (примерно как король Исландии - С.К.) принял решение о перекрытии улицы, в котором приняли участие 182 человека, все члены обкома КПРФ". Считали, видимо, как зеков во время шмона. Население, утверждает пресс-секретарь губернатора, "беспорядки не поддержало", хотя на деле как раз наоборот, еще как поддержало, но не беспорядки, а призывы к более-менее достойной жизни. Более того, различные общественные организации намерены продолжать массовые акции, поскольку подачка президента в связи с началом реформирования жилищно-коммунальной сферы, медицины и образования растает, как весенний снег. Между тем организаторам митинга (тут же вычислили, в воскресенье по домам повестки разнесли) предъявлены обвинения в административном правонарушении. Саратовский губернатор более всего кичится так называемой стабильностью, которая на самом деле держится исключительно на страхе. Россия сделала изумительный пируэт: на заре перестройки тоже усиленно искали тех, кто "раскачивает лодку" , не замечая, насколько прогнил сам режим. Сегодня, наверняка, на митингах вновь будут говорить о явном несоответствии между образом жизни одних и прозябанием других. Объявленная президентом борьба с бедностью и разрастающаяся коррупция в верхах никак не стыкуются. Путин вновь обвинил во всем "наследие олигархической системы". Однако есть подозрение, что неисчислимое число "коррупционеров средней руки" нанесло России гораздо более существенный вред, нежели Ходорковский и иже с ним, если они на самом деле воры и мошенники. Президенту можно было бы поверить, если б не одно обстоятельство: одни в тюрьме, другие ждут новых назначений."
|