В начале этой недели Организация экономического сотрудничества и развития подвела итоги тестирования школьников, проводившегося в 41 стране мира. По результатам исследования, первое место заняла Финляндия, за ней идут Южная Корея, Япония и Канада. Россия обосновалась в самом конце списка, по соседству с Мексикой, Турцией и Индонезией. Выяснилось, что наши ученики не готовы применять полученные ими знания на практике. А подавляющее большинство российских школ значительно отстают от международных стандартов.
Исследование в рамках «Программы по международной оценке учащихся» (PISA) проходит один раз в три года. В исследовании принимают учащиеся, достигшие 15 лет. Возрастная категория объясняется спецификой целей тестирования – выяснить способность детей применять полученные ими знания на практике. Как правило, к этому возрасту во многих странах завершается обязательное обучение в школе. И именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания.
Исследование проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. Но каждые три года предпочтение отдается только одному из направлений. Ему уделяется две трети времени тестирования. В прошлый раз, в 2000 году, основным направлением исследования была грамотность чтения. В 2003 году (итоги именно этого исследования подведены на днях) упор был сделан на математику.
Тесты даются в нескольких вариантах. В каждом из них до 100 вопросов. Учащиеся за 2 часа отведенного времени должны не только выбрать правильный ответ из предложенных, но и сделать самостоятельные выводы и умозаключения. Эта методика очень сильно отличается от технологий отечественной педагогики. Здесь школьникам требуется вся их смекалка. Как отмечают российские участники тестов, в погоне за первенством наши школьники стремились ответить на все вопросы. Так десятилетиями учила советская система: если сдавать на анализ кровь, то все 5 литров.
Результаты оказались для нас неутешительными. Российские школьники по результатам математических тестов заняли только 36-е место. По общим показателям мы оказались лишь на пару позиций выше. Кстати, по сравнению с прошлым тестом положение России не сильно изменилось. В 2000 году наша страна заняла 27-е место из 31 страны.
Тогда были проведены и дополнительные исследования. В частности, удалось выяснить, что одной из причин провала стало сильное расслоение отечественной школьной системы. Если 20% российских школ (в первую очередь спецшколы, гимназии и лицеи) показали уровень знаний значительно выше среднего международного, то остальные учебные заведения оказались полностью не готовы к испытанию. Особенно «испортили» статистику сельские школы и ПТУ.
Эксперты видят и другие причины: в первую очередь неспособность школьников решать реальные проблемы. «Мы давно уже не занимаем первых мест, – считает директор столичного Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский. – Нас обогнали китайцы, американцы, корейцы. Все потому, что мы пользуемся собственными выдуманными мерилами и стандартами. Наше содержание – это архаичная «полнота» знаний и наукообразие. Зачем школьников пичкать программой 1–2 курсов мехмата или физфака? Гораздо разумнее развить их способности к восприятию, письменную, устную речь, математическую культуру и формировать информационную грамотность. Школа должна давать фундаментальные знания, чтобы ребенок смог применять их на практике. Это тестирование позволяет оценить не то, знает ли ребенок, что дважды два четыре, а то, как он этим знанием воспользуется. В нашей стране этому не учат. Отсюда и такие показатели».
Нередко школьные задания по математике ставят в тупик даже калькулятор. Ученики Центра образования «Царицыно» также принимали участие в исследовании и в принципе показали неплохие результаты. Как и четыре года назад, чуда не произошло: средний уровень отечественного образования оказался намного ниже международного. Те же финны значительно оторвались от России.
«В Финляндии очень силен элемент гражданского соуправления, – говорит Ефим Рачевский. – Родители продуктивно вмешиваются в образовательный процесс. Они считают это своим правом, так как осознают себя налогоплательщиками. Естественно, они будут выступать против того, что их детям 4 часа в неделю преподают, например, «Тюменеведение» и азы непонятной экономики. И добьются своего. А в России чуть ли не половина выпускников средних общеобразовательных школ, успешно сдавших химию, физику и математику в вузы, не могут быть зачислены на первый курс потому, что получили «двойки» по русскому языку. Из-за этого некоторые вузы теперь ставят по русскому языку «зачет-незачет», иначе они останутся без абитуриентов. Получается, что дети в школе учат безумное количество правил русского языка, а эффект равен нулю. Так кого школа должна готовить: лингвистов или все-таки функционально грамотных детей?»
Впрочем, значительная часть российского образовательного сообщества отнеслась к результатам PISA довольно скептически. «В эти удручающие факты я не верю. От этих тестов и программ дурно пахнет, – считает член-корреспондент Российской академии образования, директор Центра образования № 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. – То, что за границей плохо учат математике, мне вполне ясно. Я хорошо представляю себе уровень, допустим, американских детей. И знаю уровень наших детей. Так что все эти исследования – один сплошной большой знак вопроса».
Примерно такое же мнение высказывали многие собеседники «НИ» из Российской академии наук, с физических и математических факультетов вузов. Говорили, что на международных математических олимпиадах Россия всегда занимает первые места, что выпускники наших университетов востребованы за рубежом. Однако, когда речь заходила о неспособности практического применения полученных знаний, эксперты грустно отмечали: «Но ведь это традиционный принцип нашего образования. Чего же вы хотите?»
Кстати, четыре года назад Германия заняла на тестах PISA 21-е место. Тогда немцы посчитали это «национальным позором». Правда, ученые, так же как и в России, говорили о необъективности подсчета, о неправильных критериях исследований. Тем не менее профсоюз работников образования и науки провел целую серию массовых акций, потребовав изменить отношение властей к школам, провести анализ сложившейся ситуации и внести соответствующие коррективы в учебные программы и управление образованием. Немцы отправляли целые делегации учителей в Финляндию, чтобы «перенимать передовой опыт». В результате в последнем исследовании Германия значительно улучшила свои позиции, выучив урок PISA. Россия же продолжает числиться «двоечницей».
РОССИЯНЕ НЕДОВОЛЬНЫ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
По данным опроса общественного мнения, проведенного в августе этого года Аналитическим центром Юрия Левады, только 37% россиян верят, что могут получить хорошее образование в России, 60% думают, что это невозможно (или скорее невозможно).
При этом доля тех, кто считает, что качественное обучение важно для будущей карьеры человека, в последние годы даже растет. В 1996 году так полагали 53% россиян, для 20% это не имело никакого значения или было несущественно. А в этом году – 62% хотели бы, чтобы их дети учились хорошо, не важно это было только для 12% населения.
По данным Фонда «Общественное мнение», 46% россиян полагают, что качество образования сейчас, по сравнению с советскими временами, стало хуже, осталось таким же – 15%, стало лучше – 19%. Остальные затруднились ответить. Но при этом 45% этих же самых людей уверены, что там, где они живут, хороших школ все-таки осталось больше, чем плохих. Противоположной точки зрения придерживаются только 20% россиян.
|