Российский губернатор - не просто должность, это символ. Появившиеся на исторической сцене с подачи русского императора Петра I наместники верховной власти в регионах быстро поняли, какие возможности предоставляет им судьба. Петербург не всегда мог проконтролировать действия своих назначенцев. И с этим приходилось мириться. Но иногда центральная власть устраивала показательную порку наиболее распоясавшимся провинциальным «царькам». Тот же Петр I весьма скоро разочаровался в сибирском губернаторе Гагарине, обнаглевшем до такой степени, что украл алмазы, подаренные китайским правительством императрице. Император велел повесить губернатора, несмотря на отчаянные старания властных покровителей спасти его. Прошли столетия. Что изменилось?
Как можно судить, не так уж и много. Романтический период, когда на волне демократических преобразований к власти в регионах приходили «наивные мечтатели» из числа местной интеллигенции, желавшие одним махом изменить правила игры, продержался в Российской Федерации сравнительно недолго. Правда, за эти несколько лет кого только народная воля не выдвинула на гребень волны! Популярные поначалу демагоги, умеющие красиво говорить и рассказывать о перспективах превращения подотчетных им областей и республик в Нью-Васюки, быстро скисали, столкнувшись с правдой жизни. А по большому счету, даже не столько с правдой жизни, сколько с закостенелой бюрократической прослойкой, оставшимся от советских времен партийно-хозяйственным активом.
Оказалось, что умение выступать на митингах не помогает нормально провести отопительный сезон, наладить работу предприятий, договориться с чиновниками федеральных министерств и государственных корпораций, от которых зависит выделение субвенций и банковских ссуд. Неудивительно, что к таким региональным «романтикам» быстро присасывались «опытные хозяйственники», задвинутые партийной номенклатурой прежде на второй план. Умело оценив ситуацию, «хозяйственники» постепенно перехватывали инициативу у «мечтателей», оставляя последних с носом.
В одних случаях это было оправданно. Когда речь шла об удержании социально-экономической ситуации, обеспечении стабильности в регионах, федеральный центр закрывал глаза на авторитаризм и «маленькие шалости» отдельных глав администраций субъектов федерации. Но в других случаях вместо относительно безобидных «демократических прожектеров» к власти приходили настоящие хищники, рассматривающие выданный народом мандат на правление как индульгенцию, оправдывающую все последующие мошенничества и самодурства.
Упорхнувшая «Незнакомка»
Новогодняя ночь в Большом театре. Олигархи и высокопоставленные политики бурно отмечают наступление 2000 года. Ведущий объявляет аукцион. На торги выставлена картина «Незнакомка», написанная художественным руководителем Большого театра Владимиром Васильевым. Делайте ставки, господа, делайте ставки! И вот из зала доносится голос моложавого человека со стриженным ежиком: «30 тысяч долларов». Кто больше, вопрошает ведущий. Раз, два - и находится более богатый человек, чем наш незнакомец. Картину перекупает Борис Березовский. Остается только добавить, что соперничал за столь дорогостоящее произведение искусства Борис Абрамович с губернатором Ненецкого автономного округа Владимиром Бутовым.
Глава администрации НАО - персона скандально известная. Это хорошо для деятеля шоу-бизнеса или завсегдатаев светских хроник, но вряд ли пригодно для высокопоставленного политического деятеля. В российской прессе неоднократно появляются разоблачительные материалы, посвященные деятельности ненецкого губернатора. Чаще всего, правда, припоминают «старые дела». По информации «Независимой газеты», Владимир Бутов являлся «фигурантом» по нескольким уголовным делам и объявлялся в федеральный розыск. Кроме того, согласно информации УВД НАО, Владимир Бутов имеет две судимости: в 1986 году будущий губернатор НАО был приговорен Нарьян-Марским городским судом к полутора года исправительных работ по месту работы, а спустя 5 лет Бутов получил 3 года лишения свободы условно.
Первое уголовное дело, сообщают журналисты издания, было возбуждено в конце июня 2000 года по факту безлицензионной добычи нефти ОАО «Ненецкая нефтяная компания», которая была создана в мае 1998 года постановлением главы администрации НАО Владимира Бутова. Вслед за этим появляются еще два уголовных дела, связанных с отказом главы администрации округа выдать лицензию компании «Северное сияние» на освоение Мусюршорского месторождения углеводородного сырья. Четвертое уголовное дело родилось по фактам хищения средств, выделенных в 1997-м на проведение «северного завоза». Именно тогда прокуратура впервые объявила губернатора НАО в федеральный розыск. Тем не менее все обвинения слетали с Владимира Бутова как с гуся вода. Дела рассыпались, свидетели отказывались от своих показаний, увольнялись прокурорские работники. Чуть ли не единственным случаем, когда губернатору пришлось отвечать за свои слова, стал эпизод с коллективом нефтяной компании ЗАО «Варандейнефтегаз». 24 сентября 2000 года на встрече с жителями села Красное губернатор публично заявил, что ЗАО «Варандейнефтегаз» платит лишь половину от положенной суммы налогов в окружной бюджет. При этом никаких доказательств не привел. И только спустя три с лишним года, пройдя все этапы судебного разбирательства, нефтяники смогли добиться от руководителя региона извинений. Безусловно, хозяйственные споры непросты для понимания. Тем более что в наших условиях они накладываются еще на проблему своего рода регионального сепаратизма, когда любой субъект экономической деятельности, работающий на территории, опознается по позывному «свой - чужой». Губернатор Владимир Бутов, в чьем округе расположены крупнейшие газовые и нефтяные месторождения, умело пользовался традиционными страхами местного населения перед «пришлыми», которые захватят «народные богатства» и унесут их с собой в кармане. Крупная ссора у главы администрации НАО в этой связи произошла с концерном «ЛУКОЙЛ», который обвинил Бутова в тенденциозности при выдаче лицензий на разработку новых нефтяных месторождений. Правда, вражде предшествовали драматичные события избирательной кампании 2001 года, когда действующему губернатору пришлось выдержать бой со ставленником «ЛУКОЙЛа», претендовавшем на пост главы администрации НАО. Но тогда Бутов при поддержке московской пиаровской фирмы «Имидж-контакт» выиграл с хорошим счетом. «ЛУКОЙЛ» и две другие зарегистрированные в Москве нефтедобывающие компании утверждают, что комиссия продала лицензию на нефтяное месторождение за 7 млн. долл. США, хотя «ЛУКОЙЛ» и другие компании предлагали за нее 100 млн. долл. и более, - сообщала по итогам пресловутого аукциона американская газета The Wall Street Journal. - «Результаты (аукциона) были предопределены заранее», - сказал вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун».
Прерванный полет
По причине ли удачной борьбы с внутренней и внешней оппозицией или так расположились планеты, но говорят, что в какой-то момент у главы администрации НАО началось «головокружение от успехов». Одним из первых, кто пострадал от губернаторской «звездной болезни», стал инспектор ДПС Алексей Попов, имевший «неосторожность» 11 апреля 2003 года задержать в Санкт-Петербурге автомобиль Владимира Бутова. Инцидент произошел во время следования кортежа Президента РФ в сторону Каменного острова, где Владимир Путин собирался провести совещание с главами администраций Северо-Западного федерального округа. За президентским кортежем пытался пристроиться джип губернатора Владимира Бутова. При этом автомобиль грубо нарушил правила дорожного движения, выскочил на полосу встречного движения, да еще и на красный сигнал светофора. Инспектор Попов на попутном «Мерседесе» пустился в погоню и вскоре прижал к обочине джип ненецкого губернатора. Из машины вышел сам губернатор и потребовал немедленно пропустить его. Закончилось разбирательство тем, что инспектор в тот же день поехал в Петроградский травмпункт, где медики зафиксировали несколько ссадин у него на лице, синяк у правого уха и симптомы сотрясения мозга. В связи с этим происшествием против Владимира Бутова было возбуждено еще одно уголовное дело. Заместитель начальника Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и области полковник Виктор Нилов, вызванный в суд в качестве свидетеля, поддержал Алексея Попова. «Номерной знак с тремя литерами «А» на автомобиле, водитель которого не подчинился требованиям нашего сотрудника и, как выяснилось позднее, перевозил Бутова и его спутников, преимуществ в движении не дает, - заявил полковник Нилов. - По закону, в случае неподчинения, инспектор ДПС имеет право применить в отношении нарушителей табельное оружие». Слушания дела в суде тем не менее преподносило с каждым разом «странные неожиданности». В начале апреля 2004 года Алексей Попов неожиданно отказался от своих показаний, заявив, что историю с избиением он придумал, решив оговорить ненецкого губернатора в отместку за то, что сразу после конфликта непосредственное начальство Алексея Попова посоветовало ему якобы немедленно искать место новой работы. Обвинение, правда, решило Попову не поверить, тем паче, что по некоторым данным, инспектор ДПС после случившегося якобы купил квартиру.
Смена вахты Проблемы субъектов Федерации - это не только объективные процессы экономического и политического свойства. Это еще и вопрос кадров. Устав от самодурства «провинциальных царьков», федеральный центр готов пойти на неод-нозначный эксперимент по формированию новой региональной элиты. Очевидно, что очень многим действующим губернаторам в этой системе власти не найдется место. Есть все основания подозревать, что в «черном списке» находится и фамилия нынешнего главы администрации Ненецкого АО. Впрочем, если отставка и случится, Владимиру Бутову нечего переживать. По слухам, у него есть неплохая собственность в Крыму, возле знаменитого Фороса. Возможно, именно там, в Крыму, и закончится долгая «северная вахта» неутомимого губернатора.
|