Уголовное преследование российскими властями бывшего медиамагната Владимира Гусинского тянется уже 4,5 года. Напомним: в июне 2000 года он был арестован и провел три дня в Бутырском СИЗО. На вопрос, что означает этот арест, президент Владимир Путин, находившийся в те дни в Мадриде, заявил, что не знает, так как не может дозвониться до генпрокурора. Гусинский же утверждал, что власти пытаются отобрать у него телеканал НТВ. Михаил Лесин, который возглавлял существовавшее тогда министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, предложил Гусинскому подписать "приложение № 6", согласно которому тот продает "Медиа-Мост" по установленной "Газпромом" цене. Гусинский соглашение подписал, и ему разрешили уехать за границу, а уголовное дело закрыли. Лесин же получил от тогдашнего главы правительства Михаила Касьянова публичный выговор.
Но, оказавшись в Испании, Гусинский отказался от обязательств, заявив, что подписал "приложение № 6" по принуждению. Прокуратура объявила его в международный розыск по факту мошенничества и отмывания 100 миллионов долларов (речь шла о кредитах, полученных "Медиа-Мостом" под гарантии "Газпрома"). Это дело не закрыто до сих пор.
В декабре 2000 года Гусинского задержали в Испании, но суд, изучив представленные российской стороной материалы дела, экстрадировать его в Россию отказался. Гусинского отпустили под залог 100 тысяч евро и поместили под домашний арест на собственной вилле в Сотогранде. В итоге испанский суд отказался выдавать Гусинского России. В августе 2003 года его задержали вновь в международном аэропорту Афин. Но, несмотря на свое всегда более чем лояльное отношение к российским требованиям об экстрадиции, греческие власти отказались выдавать медиамагната на том же основании, что и испанские: суть предъявленных Гусинскому обвинений - повод для гражданского, а не уголовного дела.
Все это время (со дня прибытия в Испанию) в Европейском суде по правам человека находилась жалоба Гусинского на необоснованное содержание под стражей в России. Свою жалобу он, гражданин России и Израиля, назвал так: "Гусинский против России". Ходом рассмотрения дела в прошлом году интересовался американский президент Джордж Буш - якобы в связи с наличием у Гусинского американской иммиграционной визы. И без того небыстрый процесс рассмотрения жалобы Страсбургским судом затянулся на 4 года, поскольку Россия присылала на истца все новый и новый "компромат".
19 мая этого года Страсбургский суд вынес решение в пользу бывшего российского олигарха. Заседание в составе семи судей единодушно признало, что Генпрокуратура, заключив Гусинского под стражу, преследовала "неправовую цель" и тем самым нарушила статью 5 ("Право на свободу и личную неприкосновенность") и статью 18 ("Пределы использования ограничений в отношении прав") Европейской конвенции о защите прав человека. Как сообщается в пресс-релизе суда, недопустимо использовать в качестве "стратегии ведения коммерческих переговоров" такой способ, как лишение свободы. Кроме того, судьи Евросуда отметили, что недопустима ситуация, когда УПК России допускает заключение гражданина под стражу до предъявления ему обвинения "в исключительных случаях". Что это за случаи, УПК не конкретизирует, значит, под "исключительный случай" можно подвести все что угодно, если прокуратура захочет взять человека под стражу.
Россия пыталась обжаловать это решение в Большой палате - кассационной инстанции Евросуда, но, как стало известно в пятницу, получила отказ. Как уже сообщала ГАЗЕТА, крах дела Гусинского может отразиться на оценке Страсбургским судом аналогичных жалоб, в том числе о незаконном заключении под стражу акционера ЮКОСа Михаила Ходорковского. "В каждом своем решении Европейский суд ссылается на свои же предыдущие решения", - считает адвокат Ходорковского Генрих Падва. Но бывший адвокат Гусинского Павел Астахов заявил в воскресенье ГАЗЕТЕ, что решение о незаконности ареста должен был принять любой российский суд: "Ведь Гусинский награжден орденом Дружбы народов, а в день его ареста для орденоносцев действовала амнистия. Ходорковский же, как известно, не орденоносец".
|