Вячеслава Фетисова в день назначения на должность руководителя Федерального агентства по физкультуре и спорту (читайте материал на этой же странице) ждал неприятный сюрприз. Президент РФС Вячеслав Колосков, заручившись в середине минувшей недели поддержкой региональных футбольных деятелей в Краснодаре, в пятницу возглавил контратаку на спортивного министра. У Колоскова нашлось сразу 8 единомышленников среди глав федераций, в том числе и ведущих игровых видов спорта. С подробностями - специальный корреспондент ГАЗЕТЫ Роман Трушечкин.
Президента РФС на открытом для прессы заседании под названием «Спортивные федерации: вчера, сегодня, завтра» самим фактом своей явки поддержали президенты хоккейный (Александр Стеблин), плавательный (Геннадий Алешин) и гимнастический (Леонид Аркаев). Именно к этим функционерам и в принципе, и после неудач в Афинах у Вячеслава Фетисова были основные претензии. Кроме того, на встречу явились деятели, пока никак открыто не конфликтующие с федеральным агентством: Сергей Чернов (баскетбол), Михаил Мамиашвили (спортивная борьба), Александр Кожухов (гандбол) и Валентин Писеев (фигурное катание), а также президент конькобежной федерации Владимир Комаров. Появление последнего - особый случай. Комаров неоднократно выражал недовольство недостаточным (по его мнению) финансированием вверенного ему вида спорта. Вступление Владимира Комарова в «коалицию девяти президентов» - возможно, указание на то, что это пока скорее не союз в поддержку какой-то общей для всех спортивных президентов идеи, а союз людей, в чем-то недовольных руководителем федерального агентства. Главные аргументы в свою защиту Вячеслав Колосков высказал еще на прошлой неделе в эксклюзивном интервью ГАЗЕТЕ: РФС - орган, почти независимый финансово от Росспорта, уплачивающий в качестве налогов гораздо больше, чем берущий у государства (64 миллиона рублей против 41), и работающий в полном согласии со своим уставом и законами страны. Любопытно было прислушаться к позициям Геннадия Алешина и Александра Стеблина, которых сам Колосков назвал своими соратниками по «показательной порке», затеянной Фетисовым. Известно, что Фетисов давно критикует Стеблина за хоккейные неурядицы, а Алешин - один из основных идейных оппонентов руководителя Росспорта после весенних выборов президента Всероссийской федерации плавания, на которых Фетисов активно поддерживал кандидатуру выдающегося пловца Александра Попова. Завоевание нашими пловцами в Афинах единственной серебряной медали еще больше ожесточило Фетисова по отношению к Алешину. Президент плавательной федерации на встрече в пятницу не стал искать новых аргументов в свою пользу, еще раз напомнив о недопустимости вмешательства государства в дела спортивных федераций. Себе на помощь Алешин позвал руководителя юридического управления ОКР Александру Бриллиантову и вице-президента ОКР Владимира Васина. А при том, что сам Алешин - один из вице-президентов Олимпийского комитета, смысл обращения к этим фигурам очевиден: Вячеславу Фетисову попытались продемонстрировать, что у него в оппонентах не просто отдельные «нерадивые» руководители, но ОКР в целом. Уверенность Алешина в крепости собственных тылов выразилась в следующей фразе: «У нас нет цели отправить в отставку Фетисова».
Александр Стеблин, несмотря на прямые и косвенные нападки спортивного министра, недавно заявил, что «у него как спортивного руководителя нет ни единого плюса», а в этот раз сообщил, что Федерация хоккея России финансируется государством лишь на 18% от необходимого объема. «А почему никто не вспоминает о том, как федерации выживали после распада СССР?» - вопросил Стеблин. Об этом, кстати, напоминал и Алешин: мол, в девяностые годы случались и дефолты, и убийства... Так почему же тогда охотников занять его президентское кресло не находилось?
Из остальных участников встречи на открытую атаку позиций Фетисова отважился только «гандболист» Александр Кожухов: «Нас оскорбляет само отношение со стороны государства. Мы неоднократно приглашали Фетисова встретиться со сборной. Андрей Лавров, трехкратный олимпийский чемпион, у которого титулов больше, чем у Фетисова, его звал. А Фетисов ни разу не откликнулся!»
Прочие руководители высказывались мягче. Но можно констатировать: конфликт между президентами спортивных федераций и федеральным агентством развивается в соответствии с поговоркой: «Тот, кто посеет ветер, пожнет бурю». Вячеслав Фетисов, решившийся на это противостояние, взял продолжительную паузу - он до сих пор находится в Бразилии и никак не реагирует на демарши президентов. Следующий ход за ним, и откладывать нельзя: ведь если в числе недовольных оказались уже и руководители основных зимних спортивных федераций, все это может больно ударить по подготовке нашей олимпийской сборной к Турину-2006.
Еще на эту тему:
Фрадков занялся спортом
Андрей Литвинов, "Газета"
Российский премьер будет напрямую руководить развитием спорта и туризма. Причем заниматься этим будет не одно агентство, как раньше, а два. Такими бюрократическими мерами чиновники надеются решить проблемы российского спорта, который в последнее время не особо радует достижениями, и вновь взять под контроль туристическую отрасль, оставшуюся в ходе административной реформы фактически без присмотра.
Отделение спорта от туризма произошло по указу Владимира Путина. В пятницу он образовал на базе единого Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму два новых ведомства - Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Федеральное агентство по туризму. В тот же день премьер Михаил Фрадков заполнил образовавшиеся в правительстве вакансии. Заведовать спортом остался Вячеслав Фетисов, а отвечать за развитие туризма Фрадков поручил Владимиру Стржалковскому, который с 2000 по 2004 год уже курировал эту отрасль на посту замглавы Минэкономразвития. При этом если раньше агентство Фетисова находилось в ведении Министерства здравоохранения и социального развития (министр - Михаил Зурабов), то вновь образованные агентства будут подчиняться напрямую премьеру.
Изменения в структуре кабинета не стали неожиданными. 11 ноября на заседании правительства рассматривались итоги афинской Олимпиады. Обсуждение получилось эмоциональным. "Все мы переживали за российских спортсменов; и хотя смотрим в будущее с оптимизмом, но со слезами на глазах, и это слезы не радости, а стыда, - заметил тогда премьер и сделал вывод: - Правительству надо включаться на всех уровнях». Члены правительства решили, что, если не принять срочных мер, результаты следующей зимней Олимпиады, которая пройдет в Турине ведеральное агентство по спорту оказалось в числе ключевых служб и агентств, подчиненных напрямую премьеру, таких как Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам или Росатом. Освобождение от заботы о туризме тоже должно помочь спортивному агентству сосредоточиться на главном.
Да и вряд ли Вячеслав Фетисов будет сожалеть о потере туристического «крыла» - вопросы туризма попали в его ведение лишь в ходе весенней административной реформы. Даже на сайте спортивного агентства информацию о политике государства в области туризма можно найти с трудом. Вообще в течение последних месяцев туристическая отрасль находилась в подвешенном состоянии. Фактически она оказалась среди тех, о которых, как признался Владимир Путин на последнем съезде РСПП, «забыли» в ходе реформы правительства. Теперь ошибку исправили, а заодно вернули на госслужбу ценного сотрудника. Владимир Стржалковский с 1980 по 1991 год работал в ленинградском КГБ и, по некоторым данным, познакомился тогда с будущим президентом России Владимиром Путиным. Потеряв в апреле этого года должность замминистра Минэкономразвития, Стржалковский собирался уйти в бизнес - его прочили на пост главы авиакомпании «Союз».
Впрочем, исправляя отдельные ошибки административной реформы, президент и премьер вынуждены идти на размывание ее основных принципов, которые провозглашались весной. Количество ведомств постоянно растет. Если в марте число министерств сократили с 23 до 14, то уже в мае появилось пятнадцатое - Министерство информтехнологий и связи, а в сентябре - шестнадцатое, регионального развития. К тому же службы и агентства, подчиненные напрямую премьеру, получили право законодательной инициативы, то есть фактически тоже стали «квазиминистерствами». Число таких структур постоянно растет - вместе с агентствами по спорту и туризму их стало уже десять. Так что министерств в правительстве Михаила Фрадкова теперь больше, чем было у его предшественника Михаила Касьянова.
|