Тем самым министерство намерено нормализовать отношения с конкурирующим ведомством - Федеральной службой наркоконтроля. Это уже третья за последние два года реформа структур, призванных бороться с наркомафией. Каждая такая реструктуризация приводит к провалу оперативной работы. Так будет и сейчас.
Решение о расформировании ОРБ ПНОН, которое входило в Главное управление по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП), было принято в рамках последнего реформирования МВД. Согласно утвержденной президентом структуре МВД в Департаменте по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (так теперь будет называться ГУБОП) будет всего два многопрофильных оперативно-розыскных бюро вместо нынешних 5. Правда, в составе одного из ОРБ появятся три наркоотдела.
- Понижение статуса структур, занимающихся борьбой с наркомафией, имеет принципиальное значение, - пояснил "Известиям" источник в МВД. - На уровне отдельного бюро эта работа ведется комплексно и целенаправленно, а оставшиеся после реформирования отделы будут, что называется, "на подхвате". Во-первых, они будут малочисленными, а во-вторых, их быстро загрузят непрофильной работой - раскрытием громких преступлений, которые лишь отчасти связаны с наркотиками. Скажем, надо будет позарез "закрыть" какого-нибудь авторитета-наркомана, тогда и их подтянут. Но к реальной борьбе с наркомафией это не имеет никакого отношения.
По словам источника, известие о расформировании ОРБ уже фактически привело к остановке его деятельности - новых дел сотрудники не инициируют, агентуру консервируют, а личные архивы уничтожают. Это уже третья за последние два года реформа структур, нацеленных на борьбу с наркомафией. И каждый раз это приводит к провалам в оперативной работе.
Первый такой провал пришелся на зиму 2002-2003 годов, когда руководство страны приняло решение о преобразовании существовавшего тогда Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН) в Госкомитет при МВД с увеличением штатной численности и повышением статуса руководителя до замминистра. Подразделение было завалено бумажной работой и выправило оперативную работу лишь к концу зимы.
Однако в марте 2003 года планы реформы были кардинально изменены - Госкомитет при МВД подлежал ликвидации, а вместо него на базе расформированной налоговой полиции стали создавать отдельное ведомство - Госнаркоконтроль. Новый провал заставил тогдашнего министра внутренних дел Бориса Грызлова пойти на компромиссное решение - вместо ликвидированного президентом Госкомитета он воссоздал подразделение в ранге оперативно-розыскного бюро ГУБОПа.
Это решение вызвало недовольство со стороны главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, однако открыто возражать он не стал, так как испытывал явные проблемы с комплектованием собственного ведомства. Однако, как считают в МВД, нынешнее решение о ликвидации "наркотического" ОРБ стало уступкой главе Федеральной службы наркоконтроля.
- Сделано это было, чтобы излишне не накалять отношения между Нургалиевым и Черкесовым, - считает источник "Известий", близкий к руководству МВД. - В Госнаркоконтроле, который согласно указу президента должен быть ведущим ведомством в борьбе с наркопреступностью, болезненно воспринимают существование в МВД подразделения, по своей работоспособности равнозначного ему. К слову, на долю МВД приходится две трети выявляемых наркопреступлений. Поэтому в отношениях между нами действительно есть некоторые проблемы, на которые на прошлой неделе указала даже Генпрокуратура, которая проводила по "наркотической" теме совещание руководителей всех правоохранительных органов. В частности, были отмечены пробуксовка с созданием единых информационных систем и практическое отсутствие сотрудничества при проведении операций.
В самой Федеральной службе наркоконтроля заявляют, что на МВД не давили, а что касается "наркотического" ОРБ, то само его появление было излишним.
- В момент создания Госнаркоконтроль сказал: состязаться ни с кем в борьбе с наркотиками он не будет - наша цель наркодилеры и наркосети, а все остальные организации должны с нами взаимодействовать, - заявил "Известиям" зампред Федеральной службы наркоконтроля Александр Михайлов. - Руководство МВД вправе само решать, какие структуры ему необходимы для этого.
|