Современному россиянину уже сложно представить, что в недалеком прошлом за обладание конвертируемыми разноцветными бумажками могли отправить в места не столь отдаленные. По суровым советским законам покупка баксов считалась «незаконной валютной операцией» и каралась тюремным заключением.
xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Теперь же валюту на рубли и наоборот меняют на каждом углу - сегодня в Петербурге работают тысячи обменных пунктов. Между тем народ то и дело норовит совершить обмен побыстрее: без очередей, комиссионных сборов и предъявления паспорта, чем с успехом пользуются так называемые менялы, кидалы и прочие нелегальные «операционисты».
Незаконная, по сути, деятельность таких валютчиков давно стала привычной для населения. Так, например, менялы ежедневно стоят на своих постоянных местах, пользуясь негласной поддержкой официальных и теневых структур. Стражи правопорядка их беспокоят редко. Отчасти по той причине, что незаконная валютная деятельность, за которую полагалось в советские времена до десяти лет лишения свободы, ныне карается всего лишь административным штрафом в размере одной десятой или в крайнем случае всей суммой, полученной в ходе операции.
Крупную наличность у уличных валютчиков меняют нечасто, в основном разменивают небольшие суммы непопулярных, в сравнении с евро, долларов. Бить рублем валютчиков, в общем-то, бесполезно - больше времени и хлопот уйдет на оформление штрафа. Документов и комиссионных сборов здесь не требуют - вроде бы мелочь, а желающим быстро и без проволочек обменять валюту - приятно. Так что живут нелегалы тихо и мирно в полном согласии с населением и органами милиции. В отличие от менял, кидалы попросту облапошивают население. Способов обмана лохов в арсенале профессионального мошенника великое множество, о чем не раз рассказывали СМИ.
Кстати, безвозмездно изъять банкноты у вас могут и в легальном обменнике. По закону иностранные купюры, подлинность которых вызывает сомнение или имеет явные признаки подделки, не возвращаются и отправляются на экспертизу. Справку о задержании купюр вам могут попросту «нарисовать», не указав даже номера изъятых банкнот. Согласитесь, далеко не все имеют представление о том, как должен выглядеть подобный документ.
Между тем в последние годы ситуация на черном рынке Петербурга, похоже, несколько стабилизировалась. Число одиночных кидал, промышляющих мошенничеством, значительно уменьшилось.
Менялы же, в свою очередь, предпочитая трудиться честно, работают в небольшом, но корректном отдалении от банков и обменников, в основном на пару. Их курс валюты почти не отличается от официального.
Без надежной «крыши» и хорошей охраны заниматься подобным промыслом довольно опасно, и бывает, менялы сами становятся жертвами противоправных действий. К примеру, в феврале 2002-го сотрудникам питерского УБОПа удалось задержать членов организованной преступной группировки, на счету которой было более двадцати разбойных нападений на менял, некоторые из которых закончились убийствами. В большинстве же случаев, когда все «ограничивается» простым грабежом и телесными повреждениями, пострадавшие валютчики не обращаются в милицию, предпочитая разбираться самостоятельно.
Так, один такой полулегальный пункт обмена валюты недавно оказался в эпицентре криминальных событий. Наверное, если бы эта история произошла в любом другом районе Петербурга, она вряд ли бы имела громкое продолжение. Но в Кронштадте, маленьком тихом городке, кровавая потасовка не могла не наделать шума, тем более что выстрелы прозвучали в самом центре города, в Доме бытовых услуг. Пожалуй, самой востребованной населением услугой в Доме быта последние несколько лет остается незаконный обмен валюты. К приветливым молодым ребятам, которые шуршат купюрами в углу торгового зла на первом этаже, уже давно все привыкли - и продавцы, и покупатели, и местные сотрудники милиции. Кронштадтские менялы работают по слегка завышенному курсу, но даже несмотря на близость банковского отделения, их услуги пользуются популярностью: здесь нет очередей, обеденных перерывов, никто не требует паспорта и комиссионных. О том, кому платят комиссионные сами валютчики, тоже осведомлены многие. Впрочем, надежное прикрытие тыла не спасло их от нашествия приезжих гастролеров. За десять минут до закрытия центра, когда менялы выходили из здания, у запасного выхода на них напали трое. Выстрелив из газового пистолета, преступники стали избивать валютчиков прямо на глазах у перепуганной вахтерши. Задыхавшиеся от едкого газа менялы стали отстреливаться резиновыми пулями - у одного из них при себе был пистолет «Оса». Грабители уже собирались пустить в ход нож, когда на выручку ребятам подоспел один из предпринимателей. Почувствовав перевес на стороне местного населения, двое нападавших ретировались, оставив в руках жертв своего сообщника с разбитым лицом и переломанными ребрами. Его сдали с рук на руки подоспевшим сотрудникам милиции. Лица валютчиков к этому времени тоже были порядком деформированы.
Синяки и кровоподтеки не помешали последним приступить «к труду и обороне» уже через день. А их обидчика, находившегося под неусыпным присмотром органов, тем временем допрашивали на больничной койке. В уголовном деле, возбужденном по факту нападения, говорят, не было даже упоминания о «незаконной валютной деятельности». Между тем происшествие в Доме быта даже прибавило менялам популярности - от желающих посмотреть на синяки и поменять пару долларов просто не было отбоя...
Впрочем, большинство наших нелегалов успешно занимаются своей валютной деятельностью и без такой рекламы. В стране с нестабильной экономикой и постоянно скачущим курсом валют услуги таких полулегальных обменных пунктов всегда будут востребованы. До тех пор, пока в законодательстве остаются существенные пробелы, а населению выгодно менять валюту неофициальным путем, черный бизнес менял и кидал будет процветать.
|