Не секрет, что быть олигархом в России с каждым днем становится все труднее, а порой и опаснее. Те, кто вовремя это понял, получили возможность безбедно существовать вдали от родины, периодически делясь с прессой умными (и не очень) мыслями на давно уже ставшую банальной тему – как обустроить Россию и кто этому мешает. Тот же, кто не понял или не захотел понимать веяний времени, вынужден коротать время за колючей проволокой, с осознанием собственного бессилия наблюдая за тем, как рушится на глазах созданная им некогда могучая империя.
К счастью, список российских олигархов пока еще не состоит исключительно из лиц, пребывающих в местах не столь отдаленных, хотя и жизнь владельцев заводов, газет, пароходов с каждым днем все более и более напоминает русскую рулетку. Судьба "ЮКОСа" практически не оставляет сомнений в том, что показательный разгром крупнейшей олигархической империи не будет последним. Это хорошо видно и по тому, как хозяева жизни, положение которых еще совсем недавно казалось незыблемым, поспешно бросились вкладывать средства в зарубежные футбольные клубы или, оставив бизнес, подымать экономику исторической родины.
Олигархи, как люди неглупые и хорошо осведомленные, прекрасно осознают, что их "великие" бизнес-империи, созданные в смутные 90-е, сегодня находятся под дамокловым мечом, и не исключено, что завтра никто не даст ломаного гроша за то, что еще совсем недавно вызывало зависть конкурентов. Вопрос, кто станет следующим, звучит сегодня отнюдь не праздно, особенно с учетом того, что некоторые финансово-промышленные группы сами начинают демонстрировать не самую лучшую форму.
Так, все новые и новые признаки расшатывания "трона" демонстрирует в последнее время "Альфа-групп" Михаила Фридмана: неудачи преследуют "Альфу" одна за другой, практически в каждом из ее многочисленных бизнес-проектов.
Крылья могущественной группе подрезал премьер Михаил Фрадков, дав понять, что бизнесменам не удастся получить абсолютный контроль над аэропортом Шереметьево. Несмотря на победу в тендере на управление главными воздушными воротами страны, "Альфе" было фактически предложено разделить это право с "Аэрофлотом". Не трудно догадаться, что тем самым группе Михаила Фридмана прозрачно намекнули на нежелательность ее участия в данном секторе бизнеса.
Столь же неудачно повернулась ситуация и в другом направлении деятельности "Альфа-групп" – телекоммуникационном бизнесе, с которым связывались немалые надежды.
Напомним, что не так давно "Альфа" приобретела блокирующий пакет акций сотовой компании "МегаФон". Благодаря хитроумной многоходовой комбинации компания Михаила Фридмана стала совладельцем третьего по величине сотового оператора России. По мнению ряда экспертов, это приобретение должно было упрочить позиции группы накануне аукциона по продаже госпакета "Связьинвеста".
Однако судьба распорядилась иначе: сделка по покупке "МегаФона" была оспорена в суде компанией IPOC International Growth, которой практически удалось выиграть у "Альфы" процесс. Дело в том, что еще до хитрого маневра "Альфы" IPOC как акционер договорился о покупке блокирующего пакета акций у LV Finance и даже перечислил за него деньги. При помощи каких методов альфовцы смогли убедить LV Finance нарушить договоренности, можно только догадываться.
Этим чреда злоключений, постигших империю Михаила Фридмана, вовсе не исчерпывается.
Мощнейшее поражение "Альфа-групп" испытала и в банковском бизнесе – бизнесе, благодаря которому в свое время и стала известной. Отдав дань моде и сделав ставку на развитие розничного банкинга, "Альфа" принялась усиленно развивать сеть "Альфа-банк Экспресс". Проект возглавил иностранный менеджер Мачей Лебковский, успешно реализовавший нечто подобное в Польше. Однако удача, увы, не сопутствовала и этому начинанию.
Не прошел для "Альфы" бесследно и банковский кризис. Оказавшись в тяжелом положении, банк не придумал ничего лучше, чем установить 10%-ю комиссию с каждого досрочно изымаемого клиентом вклада. Это обстоятельство, а также последовавшая за ним довольно неоднозначная рекламная кампания на ТВ, воспринятая многими клиентами как личное оскорбление, серьезно ухудшили отношение к банку со стороны населения. Последним "штрихом к портрету" стала неадекватная реакция "Альфы" на публикацию в газете "КоммерсантЪ". Журналистов фактически обвинили во всех проблемах банка, постигших его в разгар июльского кризиса.
Есть ощущение, что столь жесткий удар по "Коммерсанту" скорее демонстрирует не столько решимость (непонятно в чем), сколько отчаяние, охватившее руководство "Альфа-групп". Вполне возможно, что случай с "Коммерсантом" не будет последним и очередной жертвой окажется еще какое-нибудь издание, пожелавшее высказать свое мнение о манере ведения бизнеса "Альфа-групп".
В любом случае, если какая либо структура столь агрессивно защищает свою репутацию, не исключено, что на то есть какие-то особые причины, о которых, возможно, мы узнаем достаточно скоро.
|