Конец прошлой недели ознаменовался для «Единой России» настоящим «региональным бунтом». Так, губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов не внял рекомендации генсовета партии власти и выдвинул свою кандидатуру на переизбрание. Законодательные собрания сразу двух регионов – Астраханской и Калининградской областей – отказались поддерживать процедуру назначения губернаторов. Ту же точку зрения высказали и члены «Народной партии», находящиеся в составе фракции единороссов в Госдуме. Эксперты полагают, что пока говорить о серьезных негативных последствиях для «Единой России» не приходится. Однако эти сигналы можно считать первой для партии после декабрьских выборов серьезной проверкой на способность действовать. Пока единороссы не радовали своих кремлевских патронов креативным подходом к решению проблем: бюрократическое наследие заставляло партию действовать сугубо административными методами. Между тем, видя ограниченность ресурса «Единой России», Кремль меняет свой подход к проведению выборов. Власть все больше отходит от ставки на одну «партию-фаворитку», и вместо этого позволяет расти под своим покровительством «ста цветам». Среди которых практически любой избиратель сможет выбрать партию на свой вкус.
Конец недели стал для «Единой России» временем пусть не катастрофических, но вполне чувствительных ударов со стороны регионов. Первыми бунт подняли региональные заксобрания. Законопроект о назначении губернаторов не поддержали заксобрания Астраханской и Калининградской областей. При этом если в Астрахани обсуждение прошло более или менее спокойно, то в Калининграде разразился скандал: часть депутатов открыто обвинила Владимира Путина в нарушении Конституции и принципов демократии. Для одобрения законопроекта не хватило одного голоса – притом что вопрос ставился на голосование три раза подряд. Одновременно с калининградцами против назначаемости губернаторов выступили члены «Народной партии», состоящие во фракции «Единая Россия» в Госдуме. «Мы имеем право внутри фракции «единороссов» на свое мнение, на свою особую позицию», – заявил председатель «Народной партии» Геннадий Гудков. Он сообщил, что «народники» намерены голосовать против принятия президентского законопроекта. Затем свой «укол» единороссам нанес ульяновский губернатор Владимир Шаманов. В середине месяца генсовет «Единой России» рекомендовал Шаманову снять свою кандидатуру с выборов, назначенных на 5 декабря. Однако в пятницу стало известно, что Шаманов представил в региональный избирком подписные листы для своего участия в выборах.
Сама по себе реакция представителей регионов на президентскую реформу вполне объяснима. «Президентская инициатива начинает испытываться на прочность как со стороны региональных элит и заксобраний, так и со стороны тех, кто может считаться представителями регионов в Госдуме, – сказал RBC daily руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий Алексей Зудин. – Наверное, реформа во всех деталях еще не отработана: по крайней мере, думать так позволяет слишком смелое и нетипичное поведение членов «Народной партии». Эти депутаты обычно ведут себя очень спокойно и лояльно по отношению к Кремлю и редко действуют без санкции с «самого верха», отмечает г-н Зудин. «Было бы странно, если бы президентская инициатива обошлась без сопротивления, – говорит он. – Особенно со стороны тех элит, которые не смогли встроиться в «вертикаль». При этом эксперт ЦПТ не видит в происходящем ничего страшного для «Единой России». По его мнению, тот же Шаманов – фигура скорее «экзотическая», не являющаяся такой уж статусной. А противоречия с региональными отделениями возникают не первый день. Наблюдатели уже не раз отмечали, что «Единая Россия» – это очень сложный агломерат групп и интересов, работать с которым особенно тяжело именно в регионах.
Важно другое: как именно единороссы отреагируют на происходящее и как они будут действовать, чтобы преодолеть противоречия с регионами. «Вопрос, как они будут реагировать – рассчитывать на чужой административный ресурс или решать проблему за счет мобилизации политического ресурса, новых технологий, – отмечает Алексей Зудин. – Впрочем, схема действий «Единой России» уже успела обрести форму: она предпочитает действовать административными методами, поскольку бюрократическое наследие в партии очень сильно». Этого не могут не замечать в Кремле. По мнению экспертов, ограниченность единороссов не позволяет им стать настоящей партией власти. «Мне кажется, что у экспертов есть некий миф о «Единой России» как о партии власти. Кремль не сделал ее партией власти после выборов, хотя мог бы, – сказал RBC daily эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров. – Так что «Единая Россия» существует как электоральная партия, нужная раз в четыре года, но которую не допускают к принятию решений». Более того, по его мнению, Кремль будет все дальше отходить от ставки на «Единую Россию» как единственную партию, представляющую власть и президента. Так, если в 1999 г. успех Владимира Путина и успех единороссов были неразрывно связаны друг с другом, то в 2003 г. (в ходе думской кампании) Кремль уже принимал участие сразу в нескольких партийных проектах.
По мнению Николая Петрова, эта тенденция будет со временем только усиливаться. Таким образом, к следующим выборам «Единая Россия» может окончательно потерять статус «фаворитки Кремля» – особенно если ей не удастся продемонстрировать сноровку в решении нынешних проблем с регионами. Алексей Зудин полагает, что власти будет непросто отдалить от себя единороссов – слишком богатое прошлое объединяет с ними нынешних обитателей Кремля. «Однако если и дальше логика развития «Единой России» будет определяться бюрократическим наследием, то оснований крепко задуматься и создать новую партию у Кремля прибавится», – отмечает он. «Ставка будет делаться не на одну партию, а на целый букет проектов, – полагает Николай Петров. – Будет использоваться китайский лозунг «Пусть расцветут сто цветов». Кремль спокойнее относится к конкуренции и дает возможность развиваться и проявлять себя разным политикам – с тем чтобы потом оказать поддержку нужным из них на парламентских выборах».
|