В минувший уикенд почти одновременно обновилось руководство крупнейшей авиакомпании России «Аэрофлот» и главной воздушной гавани страны -- Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Управленческий состав обоих предприятий, контролируемых государством, был укреплен государственными администраторами и бизнесменами-практиками. Впрочем, на высших менеджерских позициях и в «Аэрофлоте», и в Шереметьево остались те же люди, что были раньше.
В отличие от МАШ, где государству принадлежит 100% акций, в «Аэрофлоте» федеральный центр контролирует только 51,17% уставного капитала. Тем не менее слово государства при формировании совета директоров решающее. В этом году в связи с административной реформой необходимость перестановок возникала особенно часто -- они происходили уже трижды. В прошлую субботу внеочередное собрание акционеров одобрило две кадровые замены в 11-местном совете директоров авиакомпании. Вместо заседавшего там раньше помощника руководителя администрации президента России Евгения Школова в совет вошел помощник самого президента Виктор Иванов. А кресло, освобожденное директором департамента Минэкономразвития Игорем Гречухиным, занял первый замгендиректора «Аэрофлота» Владимир Антонов. По неофициальным данным, Виктор Иванов рассматривается как приоритетный кандидат на должность председателя совета директоров «Аэрофлота». Впрочем, как сообщил «Времени новостей» замгендиректора компании Лев Кошляков, сразу же после собрания организационное заседание новоизбранного совета, на котором должны состояться выборы председателя, не проводилось и его дата еще не назначена.
Коммерческие судьбы «Аэрофлота» и Шереметьево взаимосвязаны. МАШ служит для «Аэрофлота» базой, а компания обеспечивает аэропорту около половины объема работ. Поэтому часто решения, принимаемые руководством одного АО, прямо затрагивают интересы другого. В минувшую пятницу совет директоров МАШ затронул самые насущные интересы «Аэрофлота», обсудив и частично одобрив программу реконструкции аэропорта Шереметьево. Было решено утвердить проект модернизации системы безопасности Шереметьево-2 и приступить к его реализации, а также поручить руководству аэропорта организовать конкурс по выбору генерального подрядчика общей реконструкции второго терминала. Ее, по словам председателя совета директоров МАШ, министра транспорта России Игоря Левитина, планируется начать через год. Перспектива же строительства третьего терминала, о необходимости которого постоянно говорит «Аэрофлот», отодвигается в неопределенное будущее. Министр отметил, что «предстоящая реконструкция ни в коей мере не ущемит интересы национального перевозчика -- компании «Аэрофлот» -- и создаст более комфортные по сравнению с нынешними условия для его пассажиров».
Руководство «Аэрофлота» категорически не верит в такую перспективу. Генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов неоднократно заявлял, что реконструкция первого и второго терминалов без остановки обслуживания пассажиров невозможна. На прошлой неделе г-н Окулов также сообщил, что его компания рассматривает возможность приступить к возведению третьего терминала, не дожидаясь одобрения Минтранса.
Между тем по инициативе министерства в пятницу был коренным образом изменен кадровый состав генеральной дирекции МАШ. В Шереметьево генеральный директор и команда его заместителей не входят в состав совета директоров, сформированного из представителей федеральных ведомств. Более того, взаимоотношения сменявших друг друга гендиректоров МАШ с советом директоров часто бывали далеки от идеальных. В последние годы сложилась своеобразная традиция: по завершении очередного конфликта с увольнением очередного гендиректора место исполняющего его обязанности занимает неизменный первый замгендиректора МАШ по производству Евгений Бахтеев. Сейчас как раз такой момент.
Число заместителей гендиректора увеличили с четырех до семи. Среди новых руководителей только двое выходцев из менеджмента МАШ, на остальные места замов кандидатуры подобрали на стороне. На вновь созданную должность первого замгендиректора по стратегическому развитию утвержден президент группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев. Заместителем по экономике и финансам будет замдиректора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса Дмитрий Калинин. Замом по коммерческой работе станет бывший заместитель директора руководителя норильского аэропорта Алыкель Олег Толстых. А замом по корпоративным вопросам -- зампред правления Ухтабанка Владимир Рыченко. Исполнение обязанностей гендиректора решено сохранить за г-ном Бахтеевым. Впрочем, не исключено, что это, как обычно, временное решение -- должен же кто-то оформить своим приказом назначения, принятые в пятницу советом директоров МАШ. В дальнейшем гендиректорские полномочия могут перейти к г-ну Недорослеву, получившему равный с г-ном Бахтеевым ранг первого заместителя.
|
|