Россия сделала МВФ предложение, от которого Фонд вряд ли откажется. Вчера во время встречи с директором-распорядителем этого финансового клуба Хорстом Келером президент Владимир Путин заявил следующее: "Из общего объема кредитов Международного валютного фонда Центробанку, которые составляют 4,8 миллиарда долларов США, мы готовы начать активную проплату в этом и следующем году, в том числе и тех долгов, которые подлежат выплате в 2003 году в общем размере 2,7 миллиарда долларов США".
Внезапное стремление России перейти к опережающим выплатам оставляет в тени другой важный итог вчерашней встречи Путина и Келера. Кредит, бравшийся летом 1998 года Центробанком и Министерством финансов, президент, по сути, приписал ведомству Виктора Геращенко. При этом глава Минфина Алексей Кудрин, присутствовавший на вчерашней встрече, также не упомянул о том, что 1 миллиард этого долга записан на руководимое им министерство. И хотя представители российской стороны утверждают, что идея опережающих платежей родилась в Центробанке, эта версия звучит не слишком убедительно. Кстати, точно таким же вопросом задавались вчера и представители интересов России в МВФ.
Любопытно и то, что исполнительная власть настоятельно и довольно успешно "рекомендует" формально независимому от нее финансовому институту - Центральному банку, - как именно и в какие сроки он должен рассчитываться с долгами. Из этой "двойной оговорки" можно сделать неприятный для Виктора Геращенко вывод. Де-факто Центробанк становится финансовым департаментом исполнительной власти. По крайней мере в умах руководителей исполнительной власти, которые решают за ЦБ вопросы выплат долгов.
Первый звонок прозвенел еще несколько месяцев назад. Тогда Центральному банку было рекомендовано продавать валюту Минфину, чтобы тот мог рассчитаться по государственному долгу Парижскому клубу кредиторов. И уже тогда "НГ" резонно заметила: пока Минфин платит рублями за валюту ЦБ, но, возможно, настанет момент, когда правительство будет брать доллары безвозмездно. Сейчас советник президента по экономике Андрей Илларионов не стал исключать, что "в свое время" практика ускоренных выплат долгов Западу может оказаться в России популярной. Во всяком случае, его бы это не удивило.
Выигрыш же самого Центробанка от этой практики выглядит весьма условным. Приблизительно его можно оценить в 80-90 миллионов долларов. Именно столько у России есть шанс сэкономить на процентных платежах в 2003 году. При этом не надо забывать, что у России есть масса нерешенных финансовых проблем - начиная от повальной бедности и заканчивая разрушающейся инфраструктурой. Поэтому добровольная "опережающая" выплата долгов выглядит более чем сомнительной. Что же касается возможности стерилизации денежной массы и таким образом установления более реального валютного курса, то Виктор Геращенко и без того справляется с этой задачей не так уж плохо. Есть, правда, еще перспектива "особых отношений", которые Россия вроде бы сможет установить с МВФ, но это уже скорее гипотетический плюс, и к тому же лишь морального порядка. По сути, это и есть цена независимости Центрального банка.
В финансовых кругах Виктора Геращенко называют "российским Гринспеном". Как и его американский коллега, до сих пор он ни разу не соглашался с намерениями власти влиять на его ведомство и всегда ревностно относился к его независимости. Достаточно вспомнить хотя бы судьбу законопроекта "О статусе Центрального банка", успешно "замотанного" в нижней палате парламента прошлой осенью. И если власть действительно всерьез намерена использовать ЦБ как собственное подразделение, то для Виктора Геращенко это означает довольно неприятный выбор: либо согласиться с этим условием, либо уйти.
|