«Таких соглашений с другими странами СНГ, которые решали бы все проблемы в комплексе, я за последние годы не припомню» - так прокомментировал президент Путин результаты переговоров с главой Таджикистана Эмомали Рахмоновым. В минувшую субботу Москва и Душанбе действительно заключили сразу несколько важных соглашений в политической, военной и экономической областях. Прежде всего Россия узаконила свое военное присутствие в республике, которая со времен распада СССР была одним из немногих союзников России на постсоветском пространстве. «Мы рассматриваем российское военное присутствие в Таджикистане как фактор стабильности в регионе», - подтвердил Рахмонов в беседе с Путиным. До сих пор пребывание российской 201-й мотострелковой дивизии на территории Таджикистана определялось различными временными соглашениями, и ее юридический статус был не вполне ясен. Документы, подписанные в субботу в Душанбе, устанавливают, что на основе дивизии формируется российская военная база, штаб которой разместится в Душанбе, а подразделения - в Кулябе и Курган-Тюбе. Численный состав российской группировки - более 5 тысяч человек - мало изменится, однако высокопоставленный источник Минобороны не исключил, что будет укреплена ее авиационная составляющая.
В воскресенье Владимир Путин уже открыл российскую базу, над штабом 201-й дивизии был поднят российский флаг. «Наряду с базой в Канте (Киргизия) она станет звеном в единой системе безопасности в регионе», - заявил при открытии президент России.
Кроме того, в счет таджикского долга Россия получила в собственность самый ценный свой военный объект в республике - оптико-волоконную станцию слежения «Нурек», позволяющую следить за космическим пространством, прежде всего за военными спутниками других стран. Землю под станцию Россия арендовала на 40 лет за символическую плату - 30 центов в год. Однако за это пришлось заплатить. Россия согласилась к 2006 году передать под контроль Таджикистана охрану границы с Афганистаном. Это один из основных маршрутов доставки наркотиков из Афганистана в Россию и Европу. За последние 5 лет на границе задержали зелья на 1 млрд. долларов. Впрочем, источники в российской делегации утверждают, что отдавать границу таджикам не так уж и опасно: российские погранзаставы уже на 95% укомплектованы местными жителями. К тому же в Таджикистане останется оперативная группа российских погранвойск, которая не будет непосредственно охранять границу, но в случае необходимости придет на помощь.
В экономической области Россия тоже на первый взгляд пошла на уступки: она простила Таджикистану долг в размере 330 млн. долларов. Однако в счет долга Россия получит долю в капитале недостроенной еще с советских времен Сангтудинской ГЭС. В результате уступка обернулась настоящим прорывом российского бизнеса в электроэнергетику Таджикистана. Республика является одним из мировых лидеров в области гидроресурсов. Потенциально энергии горных рек Таджикистана хватит, чтобы вырабатывать 528 млрд. кВт/ч в год. Всего в достройку Сангтудинской ГЭС мощностью 670 МВт Россия обязалась вложить 250 млн. долларов до конца 2008 года. 50 млн. из этой суммы будет засчитано в счет погашения таджикского долга, остальное вложит уполномоченная организация с российской стороны - РАО «ЕЭС», под управление которой и перейдет станция на период достройки.
По данным источников ГАЗЕТЫ, энергохолдингу для этого, возможно, придется привлечь заимствования под гарантии правительства России. Точные размеры долей России и Таджикистана в капитале ГЭС определятся после того, как к проекту присоединиться третий участник - Иран, который ранее заявил, что планирует вложить в достройку Сангтудинской ГЭС 150 млн. долларов. Иран рассчитывает на импорт дешевой электроэнергии из Таджикистана. Кроме того, Сангтудинская ГЭС сможет снабжать электричеством Узбекистан и Казахстан, а возможно, и экспортировать энергию в Россию.
Еще до подписания соглашения, определяющего участие России в достройке станции, глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, вошедший в состав делегации, сопровождавшей Владимира Путина в Душанбе, заявил, что этот проект - важнейший для компании. Правда, ранее РАО «ЕЭС» проявляла интерес и к другому советскому «недострою» в Таджикистане - Рогунской ГЭС, кстати, гораздо более мощной - до 6 тыс. мегаватт. Однако когда Чубайса в Душанбе спросили о судьбе этой станции, он лишь заметил: «Проектом занимается другая компания. Задавайте вопросы тем, кто может на них ответить».
Действительно, достройка Рогунской ГЭС предусматривается в другом соглашении, которое в присутствии двух президентов подписали глава «Русского алюминия» Олег Дерипаска и министр экономики Таджикистана Хаким Солиев. Сам Дерипаска лаконично охарактеризовал инвестиционные планы своей компании в Таджикистане как «обширные». Неразговорчивость Дерипаски стала понятной, когда о намерениях «Русала» объявил президент Таджикистана Эмомали Рахмонов прямо на итоговой пресс-конференции после переговоров с Путиным. По словам таджикского президента, «Русал» намерен инвестировать в достройку Рогунской ГЭС 560 млн. долларов.
Интерес российского предпринимателя к дешевой электроэнергии в Таджикистане понятен: там расположен один из самых современных в бывшем СССР Таджикский алюминиевый завод. При проектной мощности более 500 тыс. тонн алюминия в год сейчас завод производит не более 40. Отчасти это объясняется недостатком электроэнергии - производство алюминия, как известно, очень энергоемкий процесс. «Русал» к тому же планирует построить на юге Таджикистана новый завод мощностью до 200 тыс. тонн алюминия в год. Этот проект, по данным ГАЗЕТЫ, оценивается в 600 млн. долларов. Еще 160 млн. «Русал» планирует вложить в строительство новых цехов Таджикского алюминиевого завода. Завод является государственным и должен быть приватизирован до 2007 года, но цеха, построенные «Русалом», будут принадлежать уже российской компании.
Таким образом «Русал» и РАО «ЕЭС», которые в России нередко вступали в конфликт из-за объектов энергетики, в Таджикистане поделили сферы влияния. Чубайс и Дерипаска в присутствии Владимира Путина не только сидели рядом за столом переговоров, но и всячески демонстрировали дружеское общение. Что же касается инвестиций в Таджикистан в целом, то, по словам Владимира Путина, российское государство и частные компании в течение ближайших пяти лет намерены вложить в экономику республики около 2 млрд. долларов.
|